Дискуссия «ЗАЩИТИМ НАШИХ ДЕТЕЙ ОТ…»
методическая разработка на тему

Савина Елена Константиновна
С родителями проводится дискуссия о осознании детьми своих прав

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskussiya_dlya_roditeley_zashchitim_nashih_detey..doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия

«ЗАЩИТИМ НАШИХ ДЕТЕЙ ОТ…»

«Счастье всего мира не стоит одной слезы

на щеке невинного ребенка.»

                                                                                         Федор Михайлович Достоевский      

Вед.

Уважаемые родители! Мы рады видеть вас на дискуссии по проблеме «Защитим наших детей от…»

Вы все наверно знаете о существовании Конвенции о правах ребёнка. Как вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?

( дети не защищены, много насилия со стороны взрослых, государства…)

 

Как вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте?

(обязательно. Дети должны осознавать свои права. Тогда они вырастут свободными гражданами)

Действительно, уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинаются с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Мы не будем говорить о тех правах, за осуществление которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребёнка и ему необходима защита. Разбор жизненных  ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребёнка.

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно –правовыми понятиями начинается в семье, а родители – гаранты прав ребёнка в дошкольном возрасте, мы поговорим о том, какие права имеет ваш ребёнок.

Кто из вас знаком с содержанием конвенции о правах ребёнка?

 По ходу нашей дискуссии мы будет сталкиваться со статьями Конвенции о правах ребёнка, которая была принята т20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990г.

В жизни встречаются разные ситуации, иллюстрирующие наши взаимосвязи с детьми. Вот одна из них.

Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он его ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нём много витаминов, съешь апельсинчик!». «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик», -отвечает мальчик. «Я настаиваю! – продолжает бабушка. –Съешь его, он полезен для твоего организма!» «А я не хочу и не буду!» - протестует мальчик.

Вед.

А у вас в жизни такие ситуации были? Как вы выходили из них?

Предполагаемые ответы. 

Пусть съест апельсин после сухаря. Можно найти компромисс.

Вед.

А вот ещё одна ситуация: каждое утро я собираю свою внучку в детский сад. Ей очень хочется надеть любимое платье, но я знаю, что в группе прохладно, и предлагаю надеть тёплое платье. Внучка ни за что не соглашается. У нас каждое утро возникает конфликт. Я знаю, что если уступлю ей, то уже вечером у неё будет насморк и кашель.

Вопрос.

Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию?

Предполагаемые ответы.

Скажу: платье испачкалось- нужно его постирать. Или: если носить одно и то же платье всё время, оно быстро износится и станет некрасивым. Меня в детстве наказывали за то, что я не хотела надевать колючий костюмчик

Вед.

Порой из самых лучших побуждений взрослые забывают, что у ребёнка есть чувство собственного достоинства, гордость, своё мнение, которое он хочет отстаивать. А мы твердим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребёнка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети –не солдаты. Ребёнок обязательно должен понять, чего от него хотят, и должен чувствовать, что его мнение небезразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются.

Конвенция о правах ребёнка признаёт за каждым ребёнком право свободно выражать своё мнение (ст.13) А государства –участники уважать это право каждого ребёнка (ст.14)

А иногда, якобы заботясь о ребёнке, взрослые позволяют себе проявления физического насилия или психологического оскорбления… насилия или агрессия может носить скрытый характер.

Вот ещё одна ситуация. «Ира, -говорит мама, -иди немедленно завтракать! Сколько можно тебя ждать! Опоздаем в детский сад и на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всём нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!»

Вопрос.

Оцените стиль общения с пятилетней девочкой. Как вы думаете с каким она настроением придёт в детский садик?

Предполагаемые ответы.

Мама может исправить положение по дороге в детский сад, попросить у ребёнка прощения. В плохом настроении родители часто говорят детям неприятные вещи, и надо учиться просить прощения. Раздражение матери передаётся девочке и, скорее всего,  проявится агрессией по отношению к детям в детском саду. Я всегда прошу прощения у своего ребёнка.

Вед.

Психологическое давление, унижение, оскорбления, наносят ребёнку больший вред, чем физические наказания, хотя и оно есть унижение и оскорбление.

В конвенции о правах ребёнка говорится:»Государства – участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от любых форм посягательств: физического, психологического насилия, оскорблений, отсутствие заботы или небрежного обращения, грубого обращения и эксплуатации...со стороны родителей…опекунов» (ст.18)

В предложенных вашему вниманию ситуациях явно выражена гиперопёка, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых.

Вопрос.

Какой ребёнок вызывает у вас положительный отклик? Как вы считаете: когда взрослый находится в раздражительном состоянии, какая реакция может возникнуть у ребёнка?

Предполагаемые ответы.

Вед.

Мы все очень любим наших детей, хотя понимание этого у всех различное. Мы приготовили тест, с помощью которого вы сможете оценить ваше отношение к ребёнку.

Тест «Цветок».

Нарисуйте в центре листа кружок и впишите туда имя ребёнка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, которое соответствует качеству, присущему ребёнку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка.

Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств вы выписали. Каких больше?

Вед.

Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говорится о правах ребёнка, но в ней есть статьи, посвящённые родителям. Прежде чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях

Однажды на родительском собрании выступил папа у одного ребёнка. Он заявил, что воспитанием ребёнка должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Сказал, что ничего не смыслит в педагогике, да и времени на воспитание у него нет.

Вопрос.

А вы как думаете: кто должен заниматься воспитанием детей – пап и мама или детский сад?

Предполагаемые ответы.

Вед.

А вот ещё один пример из жизни. Пятилетняя Катя  хочет умыться тёплой водой, как делала это всегда с мамой. Папа (по профессии врач) заметил: «Надо умываться холодной водой – это полезно для здоровья». Катя ответила: «Мама всегда умывает меня только тёплой водой, холодной умываться нельзя, можно простудиться и заболеть». Мама неодобрительно посмотрела на отца: «О чём ты говоришь? Хочешь, чтобы ребёнок действительно простудился? Катя у нас и так слабенькая, её надо беречь». – «Катя совсем не слабенькая, её рост и вес соответствуют возрасту. Ребёнка надо не нежить, а закалять». «У нас с тобой разные мнения на этот счёт». –«Ты наверно, забыла, что я врач, а ты с медициной не знакома». – «Я разбираюсь не хуже тебя, давай на этом разговор закончим»…

Вопрос.

Кто из родителей прав? Почему отец не проявлял свои знания ранее?

Предполагаемые ответы.

Все не правы. Обсуждать проблему нужно без ребёнка. Воспитанием надо заниматься постоянно, а не от случая к случаю

Вед.

Вед.

Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются  в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаясь ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увёртки, взаимные обвинения

Ребёнок может настроиться против кого –то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймёт, что сможет добиться своего, играя чувствами других людей.

Вопрос.

Если возникает ситуация развода, кто встаёт на защиту прав ребёнка?

Предполагаемые ответы.

И мать и отец имеют право воспитывать ребёнка. Мать может запрещать встречи и т.д.

Вед.

В Конвенции о правах ребёнка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка. «Государства – участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы «(ст.18)

Если у нас есть ребёнок, то это конечно накладывает на нас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. «Нет времени» - эти  слова не должны звучать из уст родителей. Воспитывает всё – каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость «Умел дитя родить , умей и научить» - гласит народная пословица.

Помните, ребёнок учится тому, чему его учит жизнь.

А сейчас я хочу предложить вам упражнение, которое называется «Золотые правила»

(необходимо разделиться на 2 команды. Это 11 известных высказываний. Их необходимо правильно сложить)

Прежде чем встретиться с вами, мы провели опрос на изучение семейной атмосферы и тестирование на выявление особенностей воспитания детей. (результаты)

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», по которым растущий человек проверяет и строит своё поведение.

«Люди, воспитанные без родительской  любви, - часто искалеченные люди» - так считал Макаренко А.С.

«Любить детей, - писал Горький А.М., - это и курица умеет. А вот уметь воспитать их – это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни».

Этой встречей мы с вами начали изучение статей Конвенции о правах ребёнка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-дискуссия "Игры наших детей"

У большинства родителей сложились стереотипы, что родительское собрание - это очень скучно, неинтересно. Меня очень не устраивает такое мнение родителей. Поэтому уже второй год мы проводим такие собра...

Защитим наших детей от насилия

Презентация к родительскому собранию...

Родительское собрание-дискуссия: «Игры наших детей».

данный материал пригодится коллегам в работе...

Круглый стол с родителями по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей»

Конспект родительского собрания в виде круглого стола...

Сценарий родительского собрания в форме деловой игры "Защитим наших детей"

Цель:Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека;Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье;Раскрыть содержание правового воспитания;Развивать у родителей ини...

Педагогический диспут «Защитим наших детей от…»

Педагогический диспут «Защитим наших детей от…» ...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей ср. возраста по познавательному развитию на тему «Буратино - наш друг» (в рамках акции "Вместе защитим наших детей") 2021 г.

Конспект организованной образовательной деятельностидля детей ср. возраста по познавательному развитиюна тему «Буратино - наш друг» (в рамках акции "Вместе защитим наших детей&qu...