Программа по здоровьесбережению в ДОУ "Неболейка"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Черногузова Елена Васильевна

Программа напралена на решение вопросов оздоровления детей дошкольного возраста в комплексе: с участием всех участников воспитательно - образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона. В основу программы легли принципы : научности, доступности и преемственности. Прорамма "Неболейка" реализуется по нескольким направлениям, в каждом из которых определены мероприятия по их реализации и ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma__neboleyka.rar47.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад №5»

УТВЕРЖДЕНО:                                         УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете                         Директор МОУ  «Начальная

протокол № 1                                        школа – детский сад  №   5

от «___»_______    20__г.                        приказ №___

                                                        от _________г.

                                                        ___________   Ф.И.О.дир.

ПРОГРАММА

«НЕБОЛЕЙКА»

Муниципального образовательного учреждения

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад №5»

на основе  здоровьесберегающей программы

«Образование и здоровье»

                                                                Составитель:                                                                                         Черногузова Е.В

                                                                старший воспитатель

Юрга 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы………………………………………………………3

Введение……………………………………………………………………5

1.Основные принципы программы………………………………………8

2. Анализ здоровья и физического развития воспитанников…………..10

3. Оценка результативности системы и содержания оздоровительной работы…………………………………………………………………………….15

3.1 Консультативно – информационное образование детей, персонала, родителей…………………………………………………………………………15

3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ…………………………18

3.3 Организация полноценного питания………………………………...20

3.4 Комплексная система физкультурно – оздоровительной работы....21

Заключение………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………….24

Приложение 1 «Функциональные обязанности работников дошкольного отделения в рамках реализации Программы «Неболейка»…...26

Приложение 2 «Физкультурно – оздоровительная работа»……………29

Приложение 3 «Новые подходы, используемые в физкультурно – оздоровительной работе дошкольного отделения»…………………………...31

Приложение 4  «Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов дошкольного отделения ОУ»…………………………………..32

Приложение 5 «Стратегический план улучшения здоровья детей дошкольного отделения МОУ «Начальная школа – детский сад №5»………35

Приложение 6  «Планирование методической деятельности»………...37

Приложение 7 «Фотоматериал»………………………………………….39

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Неболейка» на 2011-2015 гг.

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

Педагогический совет  №4 от 29.04. 2011г.

Педагогический совет № 1 от 31.08.2011г.

Основание для разработки Программы

Высокая заболеваемость детей. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с детским садом в  проведении физкультурно-оздоровительной работы и  профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ..

Исполнители Программы

Педагоги, старшая медсестра, дети, родители

Важнейшие целевые индикаторы Программы

1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.

2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях ).

3. Активное участие всех участников образовательного процесса  в совместной деятельности по здоровьесбережению.

4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2011-2015гг.

1-й этап- аналитический, апрель-май 2011г., анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2008-2011гг

2-й этап-  разработка проекта программы – май- ноябрь  2011г.

3-й этап- внедрение программы- 2011-2015гг

4-й этап – итогово - диагностический – апрель-май 2015г.

Ожидаемые конечные результаты

1.Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей  в сохранении и укреплении здоровья детей.

2. Стимулирование  внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности  и правильного питания в условиях семьи.

 3. Сформированная система контроля выполнения задач программы «Неболейка».

 4. Снижение заболеваемости у воспитанников и сотрудников дошкольного отделения.

5. Уменьшение количества дней, пропущенных по болезни  одним ребенком до 3-х дней:

Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией

Директор МОУ «Начальная школа – детский сад №5» (дошкольного отделения)

ВВЕДЕНИЕ

Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование»  является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка  появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведева) [11]

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные  занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. В 2011 -2012 учебном  году вводится новый норматив занятий физической  культурой - не менее трёх занятий  в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.[15]

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных  здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа,  направлена на  сохранение и укрепление здоровья детей.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не  одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива  образовательного учреждения на длительный срок.[1]

Разработка педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад №5» этой программы, привела коллектив дошкольного отделения к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в  вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей  в  вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и  их валеологическом просвещении. Роль педагога дошкольного отделения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать  в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.  

Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей, проживающих в г.Юрга . Природно – климатические условия Юрги в сочетании с экологическим неблагополучием (наличие в городе предприятий с вредным производством), предъявляют к организму ребенка высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха, поэтому  значительное количество детей дошкольного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Программа «Неболейка» направлена на  решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном отделении практически здоровые дети составляют 5%.

Цель программы:  сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей  общечеловеческой культуры.

 Задачи: 

1. Повышение показателей здоровья воспитанников на 5%, за счет  качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование  представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

3. Разработка системы медико-педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения .

  1. Основные принципы  реализации программы

1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных  программ технологий и методик.

2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Принцип активности и сознательности  – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных  методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников. 

Основные участники реализации программы:

  1. Воспитанники дошкольного образовательного учреждения.
  2. Педагогический коллектив.
  3. Родители (законные представители) детей посещающих ДОУ.

Основные направления программы

1. Консультативно-информационное  образование детей, персонала, родителей: раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический  план улучшения здоровья детей );

2. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ (кадры, медицинский кабинет, спортивный зал, спортивная площадка);

3. Организация рационального питания;

4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы занятий , проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

5. Реализация дополнительных образовательных программ:

« Экологическое воспитание» и «Три сигнала светофора».

  1. Анализ здоровья и физического развития воспитанников

  Анализ сведений о здоровье воспитанников за период с декабря 2008 по декабрь 2010г. показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком дошкольного возраста. При этом распределение детей по группам здоровья с 2008г. почти не меняется. Возникает вопрос: если в ДОУ приходят дети с примерно одинаковым уровнем здоровья из года в год, почему количество заболеваний в дошкольном отделении ежегодно растет?  Дошкольное отделение открылось в декабре 2008 года. В сад пришли домашние дети из частного сектора, где основная часть домов имеет печное отопление, т.е. в вечернее время температура в помещении имеет высокий показатель, а к утру помещение остывает до t-14-160. Дети зачастую ходят дома без комнатной обуви. В связи с резкими перепадами t0 в домашних условиях – высокие показатели простудных заболеваний в детском саду.   В 2009-2010г. высокий процент заболеваемости обусловлен эпидемией ветрянки (более трех месяцев из группы в группу переходил карантин по ветряной оспе), в 2010-2011г.- эпидемия гриппа. Мы пришли к выводу, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению должна находиться семья и дошкольное отделение образовательного учреждения,  как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».[12]

В дошкольном отделении проводится большая работа по созданию благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада. При открытии дошкольного отделения на базе начальной школы, дети поступали в  детский сад неравномерно, декабрь массово, с января по май постепенно, до 2-3  человек в день в одну группу одновременно. Педагогами осуществлялся весь комплекс адаптационных мероприятий, направленных на создание психологически комфортных условий пребывания ребенка в группе: индивидуальный подход, щадящий режим,  консультации для родителей.  Для родителей вновь поступающих детей ежегодно в начале сентября проводится организационное родительское собрание «Первый раз в детский сад». Однако положительной динамики по степени легкой и средней адаптации детей к детскому саду не происходит, и это  связано с возрастным контингентом детей.         В дошкольное отделение  поступает большой процент домашних детей в возрасте 3-6 лет. Группы, организованные в дошкольном отделении – разновозрастные и поэтому дети  чаще болеют и соответственно адаптация у них затягивается.        

В 2010-2011  учебном году выросло количество детей с высоким уровнем физического развития на 7%. Положительная динамика связана  с планомерной работой педагогов детского сада, высоким качеством работы с детьми инструктора  по физической культуре Бирюковой О.М.


Сравнительный анализ заболеваемости за   2009– 2010   и 2010 – 2011 учебные года

(с сентября  по май месяц каждого года)год

Число рабочих дней

Фактическое число детей

Посещаемость

Пропуск

Заболеваемость на 1 ребёнка, д/дн.

Простудные заболевания

Посещаемость

на 1 ребёнка, д/дн.

Пропуск

на 1 ребёнка, д/дн.

Всего

По болезни

    По  с/о  

II младшая группа

Разновозрастная группа

Всего

II младшая группа

Разновозрастная группа

Всего

Всего

ОРВИ

Ангина

Отит

Пневмония

Бронхит

Стрептодермия

Стоматит

Псевдотуберкулеза

Ветреная оспа

Лямблиоз

г/энтнрит

Прочие

% от общей

д/дн.

XII - V

2009  -2010г.

185

37

17/1983

20/2624

37/4607

1162

1076

2238

888

673

0

0

0

41

0

0

0

0

0

0

174

1350

24

75,7%

17,7

124

48

IX - V

2010  -2011г.

176

40

20/2025

20/2430

40/4455

1495

1090

2585

1172

743

0

0

0

0

6

0

0

100

83

46

194

1447

29,3

65%

18.5

112

64


Сводная таблица заболеваемости по МОУ «Начальная школа – детский сад №5» (дошкольное отделение)

Показатели

2008-2009 у/г

2009-2010 у/г.

2010-2011 у/г

2011-2012 у/г

2012-2013 у/г

II мл. группа

Разнов. группа

Всего

Группа №1

Группа №2

Всего

Группа №1

Группа №2

Всего

Группа №1

Группа №2

Всего

Группа №1

Группа №2

Всего

Заболеваемость на 1 ребёнка, д./ дн.

23,8

24,1

47,9

34.3

24,3

58,6

В том числе

Простудная заболеваемость д./ дн.

22,5

16,5

39

23.6

13.5

37.1

Инфекционная заболеваемость д./ дн.

0

0

0

3.8

8.6

12.4

Прочая заболеваемость д./ дн.

1,2

7,6

8,8

4.5

2.1

6.6

Травмы, д./ дн.

0

0

0

0

0

0

Простудная заболеваемость в % от общей

94,8

68,3

81,5

68.8

59.9

65

% часто болеющих детей

41,1%

55%

48%

30%

10%

20%

% детей с хроническими заболеваниями

0

0

0

0

0

0

Группы здоровья в %

1

2

3

Травматизм детей в ОУ (дошкольное отделение):

Показатели

        Случаи травматизма

2008 уч.г.

 

2008-2009   уч.г.

 2009-2010 уч.г.

2010-2011

уч.г.

2011-2012 уч.г.

                     

2012-2013                     уч.г.

Количество случаев травматизма детей

-

-

-

-

-

-

% от общего числа детей в ДОУ

-

-

-

-

-

-

     


3. Оценка результативности  системы и содержания

оздоровительной работы

3.1  Консультативно-информационное  образование детей, персонала, родителей.

Администрацией совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования  у детей  - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.

Но представление  о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  1. Привитие стойких гигиенических навыков;
  2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
  4. Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
  5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
  6. Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния  и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

  1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;
  2. Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
  3. Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
  4. Предоставление дополнительных услуг для детей (работа кружка оздоровительной направленности «Экология»;
  5. Проведение тематических занятий на группах;
  6. Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
  7. Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.

Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной  из основных задач,  является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического  здоровья  каждого ребенка.

В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения  дошкольников  при выпуске в школу. Внедряются  современные методы  мониторинга здоровья. Разрабатываются  критерии оценки состояния здоровья. При взаимодействии с КШП, внедряется сбалансированное питание (десятидневное меню).

Педагогическим коллективом организуются  и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и  психологического благополучия  во время пребывания ребенка в детском саду:

  1. по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
  2. создание развивающей среды в группах;
  3. создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
  4. спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
  5. создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
  6. оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
  7. предоставление дополнительных услуг (работа кружков оздоровительной направленности) для детей
  8. проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
  9. проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации»

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном отделении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование  или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления  детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
  3. Включение родителей в совместную работу по  оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

  1. Ежемесячный выпуск  газеты по здоровьесбережению «Неболейка»;
  2. Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;
  3. Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
  4. Родительские собрания на данную тематику;
  5. Педагогические советы с участием родителей и т.д.

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся  совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.

Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я –спортивная семья!», «Большие гонки», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ

 (дошкольного отделения)

Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с  врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику.

Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении  помогает медико-педагогический контроль, в который входят:

  1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  2. Обследование физического развития детей;
  3. Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
  4. Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;
  5. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.

Профилактическо-оздоровительная  работа в дошкольном отделении  направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделяется  профилактическим мероприятиям:

  1. Осуществление  проветривания помещений, в которых пре бывают дети, в соответствии с графиком;
  2. Дважды в день   влажная уборка групповых помещений;
  3. Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах  укорочены;
  4. 2 раза в год  выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
  5. 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
  6. Правильно осуществляется подбор и расстановка  комнатных растений;
  7. Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
  8. Соблюдение правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств;
  9. Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:

  1. Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;
  2. Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в  группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);
  3. Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
  4. Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой;
  5. Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок, лук);
  6. Использование рециркуляторов для  очистки  воздуха групповых помещений (люстра Чижевского).

3.3 Организация полноценного питания

При организации питания необходимо  придерживаться естественных потребностей малыша, исключить насильственное кормление. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых, по договоренности. Приучать к еде правильной, здоровой пищи.

  1. Систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к пищеблоку;
  2. Контроль за соблюдением ассортимента продуктов;
  3. Соблюдение нормативных требований к качеству и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей;
  4. Обеспечение питьевого режима;
  5. Витаминизация третьего блюда (на период подъема инфекционных заболеваний – гриппа, ОРВИ);
  6. Эстетика организации питания  и гигиена приема пищи;

3.4  Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы. 

Забота о здоровье детей в дошкольном отделении, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:

  1. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
  2. Гимнастика для глаз;
  3. Физминутки (динамические паузы);
  4. Хождение по дорожкам «здоровья»

Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна),  утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе ( течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям (приложение 1).

Заключение

Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо учитывались:

  1. Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;
  2. Местные, региональные условия (климат, природные условия);
  3. Специфику контингента детей, посещающих группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);
  4. Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
  5. Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
  6. Изменение работоспособности детей в течении дня;
  7. Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.         Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги,  работая по данной программе в  системе и  в  содружестве  с  семьёй  обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более  открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней  и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.

 Ведь в здоровом теле - здоровый дух.

Список литературы

1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/  Г.М.Гунн.  – СПб.2000.- 192с.

2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/  М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.

3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/  М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.

4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В.,  В стране здоровья. [Текст]:программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко,  Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.

5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.

7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с.

Нормативно – правовое обеспечение Программы

8. Конституция Российской Федерации. – М.: НПП Гаранд  - Сервис. 2001. – С. 43,72

9. Семейный кодекс Российской Федерации  (новая редакция, испр. и доп.) – М.: Мозаика – Синтез, 2011.- 335с.

10. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 26.01.2011г.

11. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.

12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666

13. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от 04.04.2003г.

14. Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

15. «Санитарн-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»   (СанПиН 2.4.1.2791-10) от 20.12.2010, №164

16. Устав и другие локальные акты ДОУ.

                                                                        Приложение 1

Функциональные обязанности работников дошкольного отделения

в рамках реализации программы  «Неболейка »

Директор МОУ:

  1. общее руководство по внедрению программы «Неболейка»;
  1. анализ реализации программы  «Неболейка»- 2 раза в год;
  2. контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей;

Старший воспитатель:

  1. проведение мониторинга (совместно с воспитателями и специалистами);
  2. контроль за реализацией программы  «Неболейка».

Педиатр:

  1. обследование детей по скрининг-программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;
  2. определение оценки эффективности оздоровления, показателей физического развития.

Инструктор по физкультуре:

  1. определение показателей двигательной подготовленности детей;
  2. внедрение здоровьесберегающих технологий;
  3. включение в  физкультурные занятия:
  1. упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия;
  2. упражнений на релаксацию;
  1. закаливающие мероприятия:
  1. сниженная температура воздуха;
  2. облегченная одежда детей;
  1. проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья;
  2. пропаганда здорового образа жизни.

Воспитатели:

  1. внедрение здоровьесберегающих технологий;
  2. пропаганда здорового образа жизни;
  3. проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
  1. закаливания;
  2. упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
  1. пропаганда методов оздоровления в коллективе детей и в семье

Старшая медсестра:

  1. пропаганда здорового образа жизни;
  2. организация рационального питания детей;
  3. иммунопрофилактика;
  4. лечебные мероприятия;
  5. фитотерапия;
  6. реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану

Заведующий хозяйством:

  1. создание материально-технических условий;
  2. контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы  «Неболейка»;

Заместитель директора по БЖ:

  1. создание условий для предупреждения травматизма в дошкольном отделении;
  2. обеспечение ОБЖ.

Повар:

  1. организация рационального питания детей;
  2. контроль за соблюдением технологий приготовления блюд;
  3. контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке.

Младший обслуживающий персонал:

  1. соблюдение санитарно-охранительного режима;
  2. помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий;

Приложение 2

Физкультурно-оздоровительная работа

Виды занятий

Особенности организации

11.

Утренняя гимнастика.

Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале. Длительность в соответствии с возрастом.

12.

Физкультминутка

Ежедневно,  на занятиях статического характера.

Длительность 3-5 мин.

13.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами. Игры  подобранны с учетом  возрастных  особенностей  детей

14.

Оздоровительный бег.

2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.

15.

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей.  Длительность не более 10 мин.

Учебные занятия

2  1.

Физическая культура

Три  раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин 

Самостоятельные занятия

31

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных  особенностей детей.

Праздники и развлечения

41

Неделя здоровья

2 раза в год

42

Спортивные развлечения

 1раз в неделю на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии.

43

Физкультурно – спортивные праздники на воздухе.

2  раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут

44

Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп

1 -2 раза в квартал  на воздухе или в зале. Длительность 30 минут

Совместная физкультурно – оздоровительная работа дошкольного отделения и семьи

61

Совместные физкультурные занятия родителей и детей

1 раз в квартал

62

Участие родителей в физкультурно – оздоровительных праздниках и развлечениях

В течение года


Приложение 3

Новые подходы, используемые в физкультурно-оздоровительной  работе  дошкольного отделения МОУ «Начальная школа – детский сад №5»

№ п/п

Направление деятельности

Виды деятельности

Обоснование

        Частота занятий

11

Физкультурно-оздоровительное

 

Занятия

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой

Три занятия в неделю

Интегрированные занятия, совместные с родителями занятия

Опыт работы

По плану

 Утренняя гимнастика на свежем воздухе со средней группы

Планирование

Ежедневно

22

Эмоциональное развитие

Совместные занятия музыкального руководителя и инструктора по физической культуре

Тематическое планирование,

Опыт работы педагогов Кобец Н.А., Бирюковой О.М.

Рефераты  «Из опыта работы»

Занятия в кружке «Экология»

«экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова

Дети 5-7 лет

                                                                                                                        Приложение 4

Система и содержание оздоровительной деятельности  специалистов  дошкольного отделения ОУ

Педагогические

специалисты

         Задачи работы

Формы работы, направления деятельности

 

Периодичность

Инструктор по физической культуре

 1.Оздоровительные задачи:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2.Образовательные задачи:

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии его индивидуальным  особенностям;

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

3.Воспитательные задачи:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработка привычки к соблюдению режима дня,  потребности в физических упражнениях и играх;

- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

1.Проведение диагностики.

2.Проведение физкультурных занятий.

3.Индивид. работа с детьми, имеющими отставание в физическом развитии

4.Проведение спортивных праздников и развлечений.

5.Консультации для педагогов и родителей.

В соответствии с требованиями программы и возрастными особенностями детей.

Воспитатель

1.Воспитание здорового ребенка через организацию и проведение всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий.

2. Привлечение родителей к организации сотрудничества  по вопросам оздоровления и закаливания детского организма.

1.Соблюдение скорректированного режима дня

2.Проведение бодрящей, общеразвивающей гимнастики и других (пальчиковая, для глаз)

3.Проведение оздоровительного закаливания.

4.Работа с родителями.

5.Взаимодействие с инструктором по физической культуре, старшей медсестрой, учителем логопедом.

Учитель-логопед

 1.Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

2.Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

3.Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

4.Координация усилий педагогов и родителей, контроль  качества проведения  речевой работы с детьми.

1.Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

2.Проведение диагностики.

3.Консультативная помощь воспитателям и родителям.

Старшая медсестра

1.Осуществление первичной профилактики

2.Контроль организации питания

3.Контроль физического воспитания

4.Гигиеническое воспитание в детском коллективе

5.Иммунопрофилактика

6.Мероприятия по обеспечению благоприятной адаптации детей к дошкольному учреждению

7.Организация витаминотерапии

8.Анализ состояния здоровья.

  Диспансеризация

 

1.1.Контроль санитарно – гигиенических условий в учреждении.

2.1. Контроль состояния  калорийности питания и анализ качества питания ;

2.2.контроль выполнения натуральных норм;

2.3.контроль санитарно – гигиенического состояния пищеблока;

2.4.составление меню;

2.5.бракераж готовой  продукции.

3.1.Распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой;

3.2.анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей;

3.3.осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий.

4.1.Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни;

4.2.организация мероприятий по профилактике близорукости, нарушения осанки, плоскостопия;

4.3.контроль гигиенического воспитания

5.1.Планирование и анализ вакцинации;

5.2. осмотр детей перед прививкой;

5.3.контроль состояния здоровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку.

6.1.Рекомендации по адаптации детей и ее коррекции (совместно с педагогом);

 6.2. контроль течения адаптации и проведение медико – педагогической коррекции;

6.3.работа в ППМС службе сопровождения.

7.1.витаминизация 3 блюда витамином «С» (аскорбиновой кислотой);

- витаминизация мультивитаминами  (ревит,  аскорбиновая кислота)

- элеутерококк, оксалиновая мазь

- чаи с лимоном, фито – чай

8.1.Анализ состояния здоровья воспитанников, разработка медико – педагогических мероприятий;

8.2.проведение профилактических медицинских осмотров;

9.2.рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья. Контроль их выполнения

Постоянно

       

Ежедневно

2 раза в год

2 раза в год

Ежемесячно

По необходимости

Постоянно

В соответствии с национальным календарем прививок

Постоянно

В период массовых заболеваний

    осень, зима

    осень – зима

 в течение года

Ежемесячно

Один раз в год

В течение года

 

Приложение 5

Стратегический план улучшения здоровья детей дошкольного отделения  МОУ «Начальная школа – детский сад №5»

Содержание

Группа

Периодичность выполнения

Ответственные

Срок выполнения

  1.

Оптимизация режима

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима

Все группы

ежедневно

Воспитатели

Старшая медсестра

В течение года

Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Все группы

ежедневно

Старший воспитатель

Специалисты ДОУ

В течение года

2.

Физкультурные занятия

Все группы

3 раза в неделю

Инструктор по физической культуре

В течение года

   3.

Гимнастика после дневного сна

Все группы

ежедневно

Воспитатели

 

В течение года

   4.

Прогулки с включением подвижных игровых упражнений

Все группы

ежедневно

воспитатели

В течение года

    5.

Музыкально – ритмические занятия

Все группы

2 раза в неделю

Музыкальный руководитель, воспитатели

В течение года

    6.

Спортивные  праздники

Все группы

2 раза в год

Инструктор по физической культуре

воспитатели

В течение года

     7.

Спортивные развлечения

Все группы

1 раз в неделю

Инструктор по физической культуре Воспитатели

В течение года

    8.

Неделя здоровья

Все группы

2 раза в год

Старший воспитатель

Воспитатели

В течение года

    9.

Гимнастика для глаз

Все группы

ежедневно

Воспитатели

В течение года

    10.

Пальчиковая гимнастика

Все группы

3-4 раза в день

Воспитатели

В течение года

    11.

Физкультминутки

Все группы

ежедневно

Воспитатели

В течение года

.

Подвижные игры

Все группы

ежедневно

Воспитатели

В течение года

 Медико-профилактическое направление

      1.

Использование оксолиновой мази и элеутерококка

( профилактика гриппа)

Все группы

Ежедневно 2 раза в день перед прогулкой

Ст. медсестра

воспитатели

Октябрь

Апрель (период массовых заболеваний)

      2.

Витаминотерапия: ревит, аскорбиновая кислота

Все группы (согласование с родителями)

1 раз в день

 (10 дней)

Ст. медсестра

2 раза в год

      3.

Витаминизация 3 –го блюда

Все группы

 ежедневно

Ст. медсестра

повар

В течение года

     4.

Ароматизация помещений (чеснок) Ведение в меню лука, чеснока

Все группы

по плану профилактических мероприятий

Ст. медсестра

воспитатели

2 раза в год Октябрь – апрель

Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка

   

Воздушные ванны

Все группы

ежедневно

воспитатели

В течение года

    2.

Прогулки на воздухе

Все группы

2 раза в день

воспитатели

В течение года

    3.

Гимнастика после сна босиком

Все группы

ежедневно

воспитатели

В течение года

    4.

Мытье рук по локоть после сна

Все группы

ежедневно

воспитатели

В течение года

 5.

Игры с водой

Все группы

по плану

воспитатели

В течение года

 Профилактическая работа с детьми  (профилактика плоскостопия, нарушения осанки)

     1.

Включение в утреннюю гимнастику и занятия физкультурой упражнений по  профилактике плоскостопия и осанки

Все группы

Ежедневно

Инструктор по физической культуре, воспитатели

В течение года


Приложение 6

Планирование методической деятельности

Мероприятия

Тема

Ответственные

Год

11.

Педсоветы

1. Воспитание активной жизненной позиции личности ребенка в сохранении и укреплении здоровья.

- Физиолого – гигиенический аспект организации занятий.

2. Организация оздоровительной работы образовательного учреждения ( дошкольного отделения) в неблагоприятных экологических условия г. Юрги.

3. Создание условий для реализации программы по здоровьесбережению в группе (классе) и на спортивной  площадке (групповом участке).

4. Взаимодействие  в деле укрепления и сохранения здоровья, как сотворчество взрослых и детей.

Зам директора по ВР

Старший воспитатель

Январь 2012 г.

     

Январь 2013г..

2014г.

2015г.

22

Творческая группа по здоровьесбережению в рамках работы МО

1.Двигательный режим в дошкольном отделении.

2. Реализация оздоровительной программы в дошкольном отделении.

3. Результаты контрольно обследования  по разделу физическое развитие.

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Директор

Инструктор по ФК

2011-2012.

2011 -2015г.

Ежегодно (2 раза в год)

33

Совещание при

директоре

1.Выполнение  санитарно – гигиенического режима.

2. Охрана здоровья воспитанников.

3. Анализ питания, заболеваемости.

4. Санитарно – эпидемиологическая работа в ОУ.

Старшая медсестра

Зам директора по БЖ

Директор

Старшая медсестра

Старшая медсестра

Ежегодно

 ежегодно

1 раз в месяц

 1 раз в месяц

44

Педагогические часы

1. Анализ адаптации вновь поступающих детей.

2. Оздоровительная работа в дошкольном отделении.

3. Закаливающие процедуры.

4. Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический  процесс дошкольного отделения.

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старшая медсестра

 

Старший воспитатель

1 раз в год

2 раза в год

1 раз в год

1 раз в год

55.

Семинары – практикумы (добавить)

1. Принципы использования физкультурных тренажеров.

2.Пальчиковые игры , как средство подготовки руки к письму.

3. Речь на кончиках пальцев

4. Принципы реализации оригинальных систем закаливания

Инструктор по Ф.К.

  Воспитатели

Логопед

Старшая медсестра

              2012г.

              2013г.

              2014г.

              2015г

66.

Консультации разработка буклетов, памяток

1. Оформление участков зимой.

2. Адаптация в жизни ребенка.

3. Как снять усталость.

4. Психологические минутки в работе с детьми. И т.д.

Старший воспитатель

Старшая медсестра

Инструктор по Ф.К.

Старшая медсестра

по плану

ВОР

77.

Проекты

1. Витаминный калейдоскоп

2. Оздоровительная тропа

4. Лекарственные травы для детей

Старший воспитатель

Инструктор по    Ф.К.

Старший воспитатель

2012.

 2013г.

2014 г.

88.

Повышение профессионального мастерства

1. Курсы повышения квалификации.

2. Городские методические объединения.

3. Мастер – классы

Старший воспитатель

1 раз в 5 лет

4 раза в год

по плану

19.

Проверка знаний

Сдача  санминимума.

Директор МОУ

Зам директора по БЖ

1 раз в 2 года.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по здоровьесбережению "Здоровые дети"

Предназначена для инструкторов по физической культуре в ДОУ...

программа по здоровьесбережению "Здоровый малыш"

Прграмма по здоровьесбережению в ДОУ...

Программа по здоровьесбережению воспитанников ДОУ

Содержание программы:1. Пояснительная записка.2. Цели и задачи Программы.3. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников.4. Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников.5. ...

Целевая программа по здоровьесбережению "Здоровому все здорово"

Целевая программа по здоровьесбережению....

Программа по здоровьесбережению «Детский сад - территория здоровья» старшего воспитателя Дамыймаа Светланы Байыртыевны в МБДОУ д/с «Теремок» на 2016-2017 учебный год

Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольного учреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения...

Программа по здоровьесбережению "Здоровей-ка"

Даная программа предназначена в использовании педагогами , работающими с детми 2-7 лет...