проект по стажировочной площадке Инновационная модель выявления, поддержки и сопровождения талантливых сельских детей (4-7 лет) в целостном образовательном пространстве
методическая разработка по теме

авторская разработка проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_stazh_pl.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Ивогинский район»

Иволгинское районное управление образованием

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка»

ПРОЕКТ

на республиканский конкурс стажировочных площадок

Тема

«Инновационная модель выявления, поддержки и сопровождения талантливых сельских детей (4-7 лет) в целостном образовательном пространстве».

Авторы проекта:

Хлебодарова Т.П. заведующий МДОУ д/с «Рябинка»

Байкова К.В. старший воспитатель МДОУ д/с «Рябинка»

с. Сотниково

2011 г

Направление стажировочной площадки

«Новое качество и новое содержание образования».

  Тема проекта «Инновационная модель выявления, поддержки и сопровождения талантливых сельских детей (4-7 лет) в целостном образовательном пространстве».

  1. Актуальность проблемы

         Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительством РФ от 07.02.2011 г № 61, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Д.А. Медведевым 04.02.2010 Пр-271, Конвенция о правах ребенка, Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), Концепция дошкольного воспитания,  предполагает  создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности, а также создание общей среды для проявления, развития, стимулирования  различных способностей.

         Изучение демографической, социальной  ситуации в селе  Сотниково показало, что не все дети дошкольного возраста охвачены общественным дошкольным образованием, не все имеют равные стартовые возможности при социализации и поступлении в школу. 

В селе Сотниково

Всего детей от 0 до 6 лет: - 611

Посещают детский сад:189 – 31 %

Не посещают детский сад: 422 – 69%

Ежегодная рождаемость составляет: 80

В Иволгинском районе.

Всего детей от 0 до 6 лет: 3271 – 100%  

Посещают детский сад: 502 - 16,42 %

Не посещают детский сад: 2769 - 84 %

Ежегодная рождаемость составляет: - 540 детей

Охват детей общественным дошкольным образованием в с Сотниково составляет – 31%, в районе – 16,42%.

 Особая проблема: упускается возможность своевременного выявления и развития талантливых и способных  детей, проживающих в сельской местности. Для таких детей, обучение должно быть индивидуальное, с учетом условий места проживания, запросов семьи, максимально направленное на развитие потенциальных возможностей.  Содержание общественного  дошкольного образования часто не соответствует требованиям нормативных документов по обеспечению развития личности каждого ребенка (включая и его способности), в связи с ориентацией содержания  образовательных  программ  на  массовый средний уровень.

Реализация творческого потенциала дошкольника требует активного участия взрослых, направляющих деятельность ребенка, создающих для этого благоприятные  условия.

                Социальное партнерство общественных, гражданских и религиозных институтов позволит значительно активизировать  работу по раннему выявлению и дальнейшему развитию юных талантов, создать творческую среду способствующей возможности самореализации, самовыражения детей в процессе организации музыкально-театрализованной, продуктивной деятельности (совместных  праздников, мероприятий, постановках детских спектаклей, проведении детских творческих смотров-конкурсов, реализации детско-взрослых инновационных проектов).

                При активном  взаимодействии, социальном партнерстве МДОУ д/с «Рябинка» - Дома культуры – Сотниковской СОШ – Модельной сельской библиотеки - ВСГАКИ – родительской общественности создается  устойчивая система  работы с сельскими детьми на основе современных методик и технологий развития личности, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.  

         Социальное партнерство способствует   формированию коллективной ответственности за будущее подрастающего поколения,  ориентировано на формирование социокультурной элиты, способной определять будущее  района, республики.  

        Для решения данных проблем  в МДОУ «Рябинка» создана инновационная модель работы с детьми (посещающими и не посещающими детский сад) по развитию творческих способностей. Работает Центр «Звезды в ладонях», внутри которого функционируют: Театр танца  «Наранай туяа», Театр песни «Сударики», Дизайн студия «Город мастеров», Театр -  студия «Будамшу»,  элективный курс «Основы мироздания», при активном взаимодействии специалистов ДОУ, школы, библиотеки, клуба, представителей ВСГАКИ. В Центре «Звезды в ладонях» развиваются вокальные, хореографические, музыкальные, артистические способности в процессе подготовки праздников, представлений, спектаклей, различных конкурсов. Дети овладевают оформительскими, дизайнерскими навыками,  являются активными реализаторами детских, детско-взрослых проектов. Могут позиционировать себя в качестве журналистов, артистов, музыкантов, гидов, режиссеров, дизайнеров и др.

Цель проекта.

Реализация стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

  Задачи проекта:

  1. Изучение регионального, российского и мирового опыта по созданию стажировочных площадок, Ресурсных центров повышения квалификации педагогов ДОУ.
  2. Анализ возможностей и обязательств социальных партнеров (Дом культуры – Модельная сельская библиотека – Сотниковская СОШ -  администрация села – ВСГАКИ -  родительская общественность) в целях  эффективной реализации проекта.
  3. Создание условий для повышения квалификации и аттестации педагогических кадров района, республики на базе МДОУ д/с «Рябинка».
  4. Разработать нормативно-правовую базу для открытия стажировочной площадки.
  5. Дальнейшее развитие инфраструктуры ДОУ, обеспечивающие современные условия получения качественного дошкольного образования.
  6. Создание современной модели дошкольного образования на основе современных методов и технологий.
  7. Организация единого образовательного пространства на основе социального взаимодействия.  
  8. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ;
  9. Повышение социального статуса МДОУ д/с «Рябинка», в целом системы дошкольного образования;
  10. Обобщение опыта социального взаимодействия в рамках тиражирования проекта по итогам результативности и эффективности, внедрение инновационного проекта в практику работы ДОУ района, республики.

II. Ожидаемые результаты проекта.

-         Расширение образовательной деятельности МДОУ д/с «Рябинка» и выход на более высокий уровень  социального партнерства,  где дошкольное учреждение позиционирует себя как активного участника социальных преобразований в селе, районе, республике.

-          Развитие профессиональной компетентности педагогов, овладение новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, в дальнейшем создание кадрового ресурса ведущих консультантов района, республики в сфере дошкольного образования.

- Повышение квалификации педагогических работников системы дошкольного образования по направлению «Новое качество и новое содержание образования».

-        Организация и проведение практической части аттестационных процедур педагогических работников ДОУ.

-        Создание современной модели образовательного учреждения обеспечивающей преемственные связи с Сотниковской СОШ по реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального образования.

-         Работа по дальнейшему развитию творческих способностей, интересов  в различных видах деятельности, способствующих будущей  профилизации дошкольников;

- Создание социально – значимых продуктов, которые могут быть яркими  событиями в жизни общества.

III. Кадровое обеспечение

№п/п

ФИО

Должность

образование,

(где, когда, специаль

ность, год окончания),

Ква-лиф кат

Стаж работы

Звания

1

Хлебодарова Т.П.

заведующий

Высш

ВСГТУ Социальная работа

2008г.

высш кат

30лет

Заслужен-ный работник образования РБ

2

Байкова К.В.

Ст воспи-татель

высш МГОПИ им Шолохова 2001 г

практический психолог

I кат

6 лет

3

Данилова Э.В.

Воспита-тель по проектной деятельности

Ср.спец. Уден. ДПУ №2

воспитатель

I кат

25 лет

4

Алексеева Е.Р.

логопед

н/высш РГПУ им Герцена

учитель-логопед 6 курс

-

1 год

5

Федотов И.И.

Муз рук

ВСГИК дирижер хормейстер

высш

37 лет

Заслужен-ный работник образования РБ

6

Трескина Е.В.

М уз рук

 Сред спец Пед.училище

Музыкальный рук-ль

I кат

30лет

7

Помулева Н.М.

Воспита-тель

Ср. спец. Пед. класс 1984г.

воспитатель

I кат

27 лет

8

Бурякова Н.В.

Воспита-тель

Высшее

ВСГАКИ

2007

Педагог по работе с детьми и подростками

I кат

22 года

9

Саргаева Н.В.

Воспита-тель

Среднее общее

-

2 года

10

Цыремпилова Н.О.

Воспита-тель

Высш БГУ филолог

1998г

-

18 лет

11

Леонова И.А.

Воспита-тель

Высш БГУ учительнач классов

2007г

-

1год

12

Дондукова Ю.А.

Воспита-тель

Высшее БГУ

учитель рус языка и литературы

2008

-

9 лет

13

Бельская Л.М.

Воспита-тель

Высш ВСГАКИ

музеевед

2011

-

1мес

14

Никитина С.Е

Воспита-тель

Ср.спец БРПК 1999г.

воспитатель

I кат

17 лет

15

Винокурова М.К.

Воспита-тель

Ср.спец. Благовещ. Пед. уч.№3

воспитатель

I кат

23 года

Возрастной ценз педагогов

                        до 25 лет – нет;

                        до 30 лет – 5;

                        до 40 лет – 3 (I категория – 2);

                        до 50 лет – 3 (высшая – 3;);

                        от 50 и выше – 4 (высшая – 2; I категория  – 2)

                        средний возраст педагогов – 39,2 года.

ДОУ укомплектовано сотрудниками на 100%. Всего – 15 педагогов, из них с высшим педагогическим образованием – 8 (21%), со средним специальным педагогическим образованием – 5, 1 педагог получают высшее образование в БГУ (по заочной форме обучения). Все педагоги систематически проходят курсы  повышения квалификации в РИКУиО, БГУ, БРПК по плану ДОУ

IV. Обеспечение качественного развития деятельности учреждения в рамках реализации стажировочной площадки

Для эффективной реализации стажировочной площадки имеются все необходимые ресурсы: мотивационные, кадровые, финансовые и др. Инфраструктура учреждения позволяет качественно работать не только с детьми, но и проводить необходимую работу с педагогами в рамках повышения квалификации и аттестации. Материально-техническая база представлена широким спектром игрового, дидактического оборудования, техническими средствами обучения, информационно-коммуникационными технологиями. Кабинеты, рекреации ДОУ оснащены необходимой мебелью, создана «обогащенная» предметно-развивающая среда, предоставлены все условия для развития потенциальных возможностей, способностей и интересов детей.

Педагогический коллектив мотивирован в повышении профессиональной компетентности, в реализации инновационных методов и технологий. У педагогов ДОУ имеется достаточный опыт в разработке проектов, модифицированных, рабочих  программ.

В целях обобщения, пропаганды и тиражирования передового педагогического опыта, повышения квалификации педагогических кадров системы дошкольного образования разработана система модульных курсов и семинаров, длительностью 16 ч, 24 ч, 36 ч в рамках деятельности стажировочной площадки.

Темы модульных курсов и семинаров

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Категория педагогов

1

Обновление содержания дошкольного образования в соответствии с ФГТ (Приказ МО РФ № 655 от 23.11.2009)

36

Руководители и педагоги ДОУ

2

Основная общеобразовательная программа ДОУ, рабочие программы: от разработки до написания

24

Руководители и педагоги ДОУ

3

Инновационные модели жизнедеятельности детей в условиях ДОУ

36

Руководители и педагоги ДОУ

4

Музыкально - театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей

36

Музыкальные рук-ли, педагоги ДОУ

5

Мониторинг уровня развития детей дошкольного возраста. Критерии, технология, результативность.

16

Руководители и педагоги ДОУ

6

Технология квиллинга в детском саду и начальной школе

16

Педагоги ДОУ и начальной школы

7

«Город мастеров» в развитии творчества и ручной умелости

24

Педагоги ДОУ

8

Развитие информационной среды ДОУ. 1. «Школа ответственного родительства» ( в режиме on-lain).

 2.  Электронное портфолио дошкольника «Мои успехи в детском саду».

 3. Электронный мониторинг качества реализации образовательной программы.

36

Руководители и педагоги ДОУ

9

Современные подходы к организации детских праздников и мероприятий.

16

Руководители и педагоги ДОУ

10

Образовательная среда ДОУ как ресурс развития толерантности и доверия: опыт реализации диалога культур

24

Руководители и педагоги ДОУ

V.  Риски

№ п/п

Риски

Пути преодоления

Примечание

1

Отсутствие договорных обязательств с образовательными учреждениями, имеющими лицензию на право повышения квалификации и переподготовки педагогов.

Заключение договорных обязательств с РИКУиО

2

Отсутствие условий для размещения, проживания, питания слушателей и аттестуемых

Размещение и проживание в здании ДОУ (музыкальный зал, спальня комната); Размещение в съемных квартирах. Питание в ДОУ на договорной основе.

Питание в кафе, закусочных.

3

Нарушение целостности образовательного процесса в ДОУ во время проведения семинаров и курсов

Создание «гибкого» режима дня, выделение дополнительных рекреаций и помещений для слушателей

Кабинеты специалистов, музыкальный зал.

4

Невозможность выдачи документации о прохождении курсов повышения квалификации

Заключение договорных обязательств с РИКУиО

5

Недостаточный уровень  профессиональной компетентности у части педагогов ДОУ (со II квалификационной категорией и не имеющих высшего профессионального образования) для проведения консультаций, мастер класс, показа открытых мероприятий

Системная работа по повышению профессиональной компетентности внутри ДОУ (консультации, курсы, дистанционное обучение, обучение по заочной форме)

6

Нехватка учебно-методических комплектов к обновленной программе «От рождения до школы» в соответствии  с ФГТ.

Помощь спонсоров, родителей. Целевой заказ в издательства «Просвещение», «Вентана-Граф», «Мозаика-Синтез» и др

7

Некоторая отдаленность от города, в связи с этим опоздания или пропуски  занятий слушателями.

Организация контроля распорядка движения маршрутных такси

8

Срыв запланированных курсов и семинаров по объективным причинам (карантины, предписания и др.)

Своевременный перенос курсов и семинаров, оповещение слушателей (через РИКУиО, систему интернет, мобильная связь)

VI. Система оценки эффективности работы стажировочной площадки

  1. Качество организации проведения  курсов и семинаров (анкетирование, интервьюирование, социологический опрос, наблюдение)
  2. Количество слушателей, прослушавших курсы повышения квалификации.
  3. Мониторинг реализации профессиональных интересов и притязаний  слушателей курсов и семинаров.
  4. Получение новых профессиональных знаний, овладение инновационными технологиями, повышение профессиональной компетентности.
  5.  Эмоциональное и профессиональное удовлетворение слушателей и аттестуемых в процессе непосредственной практической деятельности на стажировочной площадке.
  6.  Создание образовательных продуктов во время прохождения курсов повышения квалификации (проекты, презентации, программы, и др.).

VII. Опыт работы по инновационной деятельности

  1. Всероссийский конкурс поделок по пожарной безопасности г Красноярск Iместо 2004 г
  2. Конкурс рисунков ко Дню защиты детей (Торговая компания Титан) I место, 2005 г
  3. Всероссийский конкурс рисунков г. Москва «Животный мир» (участие), 2007 г
  4. Районный конкурс на лучший педагогический проект по экологии, III место, 2008 г
  5. МДОУ д/с «Рябинка» внесен в Федеральный реестр «Всероссийская книга почета» в 2008г. №14858 от 09.10.2008 г
  6. Районный конкурс на лучший тематический уголок по правилам дорожного движения «Школа медвежонка» I место, 2009г
  7. Лауреаты районного фестиваля «Победный марш культуры», 2009 г
  8. Победитель XV Всероссийского образовательного форума - 2011 (г Москва), во II Всероссийском конкурсе «К здоровой семье через детский сад», в номинации «Системная поддержка семьи и детства». Апрель 2011 года
  9. Республиканский конкурс рисунков к православному празднику Пасха, 2011.
  10. IV место в конкурсе инновационных проектов в Байкальском образовательном форуме – 2011. Проект «Звезды в ладонях». Присвоен статус Республиканской экспериментальной площадки. Приказ МОиН РБ №1113 от 15.07.2011г. "Об итогах Конкурса образовательных проектов "Инновации для устойчивого развития".
  11. Педагогическим коллективом разработаны экспериментальные программы «Музыка – театр - дети», «Философские беседы» в рамках реализации инновационного проекта «Звезды в ладонях». Программы имеют внешние рецензии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы стажировочной площадки по теме "Педагогическая поддержка развития способностей детей с учетом одаренности"

«Педагогическая поддержка развития способностей детей дошкольного возраста с учетом одаренности» данная тема выбрана не случайно, ведь на современном этапе работа с одаренными детьми очень актуальна. ...

Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.

Проект создан для реализации в детском саду. Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного...

Муниципальная стажировочная площадка «Создание модели педагогической деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» ООП ДО»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Речевое развитие дошкольников средствами театрального искусства."Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности....

Презентация и отчёт. Анализ работы муниципальной инновационной площадки «Система выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей» организованной на базе МКДОУ ХМР«Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.Задачи программы:1.Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и...

Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей

Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей...