программа эмоционального развития "Страна чувств"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Гатауллина Солтания Василовна

в помощь педагогам - психологам доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx45.36 КБ

Предварительный просмотр:

Программа эмоционального развития дошкольников «Страна чувств»

Пояснительная записка.

В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности .

Мы живем в эпоху социально – экономической нестабильности в обществе , что приводит к увеличению числа детей – дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально – личностном развитии .  В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством , неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.  Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной  программа эмоционального развития дошкольников  «Страна чувств» для детей старшего дошкольного возраста нацелена на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния. Занятия по программе будут способствовать развитию его индивидуальности, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.

При разработке содержания программы «Страна чувств» я ориентировалась на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать свое поведение.

Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений  педагогов  и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность,  замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Цели        программы:                                                                                 повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом;

коррекция негативных тенденций социально – эмоционального развития детей.

Основные задачи:

- создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;

- осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;

-развитие навыков совместной деятельности.

-формирование установки «Я – хороший, ты - хороший».

Программа основана на принципах:

- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

- безусловного принятия ребенка  психологом  для формирования у него чувства безопасности;

-индивидуального подхода (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

- развития и саморазвития личности  (активизация творческих возможностей, способность  к самопознанию и самоусовершенствованию);

-демократизма в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;

-поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;

-свободного перемещения в пространстве, свободы высказываний.

Методические приемы:

-создание ситуации безопасности, доверия;

-эффект неожиданности, непривычности  задания, игры, решения, поощрения;

-анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;

- ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных героев;

- прослушивание аудиозаписей, музыки медитативной для релаксации, «звуков природы» и др.

Программа « Страна чувств»  состоит из 28 занятий;

Форма проведения – групповая; продолжительность  одного занятия – 30- 35 мин, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду;

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Структура и содержание занятий.

Занятие состоит из трех частей:

Часть 1. Вводная

Цели:

- установить эмоциональный контакт с детьми;

-развить чувство единства, сплоченности;

- обучить действовать согласованно. Здесь использованы «Приветствия»,  «Вхождение в сказку» и др.

Часть 2. Основная

Проводятся психологические упражнения, игры, этюды, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка; игры, упражнения, задания на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков; психогимнастика, релаксация. Эта часть состоит из повторения предыдущего занятия (рефлексия), узнавания нового: отработки, закрепления, интеграции (новый опыт ребенка связывается с реальной жизнью), обобщения (приобретенный опыт).

Часть 3. Заключительная

Цели: закрепить положительные эмоции от работы на занятии, «выйти» из сказочной ситуации, действовать совместно.

В конце занятия детям может быть предложено творческое домашнее задание.

Ожидаемые результаты:

- психофизически здоровый ребенок –дошкольник,владеющий некоторым арсеналом способов саморегуляции;

-обладающей адекватной самооценкой;

-имеющий сформированную познавательную мотивацию, творчески мыслящий;

-социально компетентный, готовый жить в меняющемся социуме и характеризующийся определенной самостоятельностью.

Практическая значимость программы

Предлагаемая программа эмоционального развития дошкольников «Страна чувств» апробировалась в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду № 368 «Теремок» Авиастроительного района города Казани. Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявлений тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, а также более позитивная и адекватная оценка себя. Кроме того, критериями эффективности программы выступали: позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств и эмоций; гармонизация образа «я», выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе; увеличение степени  самопринятия  и уверенности в себе и своих возможностях (по результатам психодиагностического обследования).

Эффективность программы выявлялась путем обследования, проводимого до начала и по завершении цикла развивающих занятий.

Компоненты программы

Задания, игры, упражнения, входящие в программу, вводятся постепенно, начиная с первого раздела, а затем усложняются на любом этапе цикла.

Примерные планы занятий предоставлены в приложении №1.

Приложение1

Примерный план занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Страна чувств».

Тема

Программное содержание

Используемые упражнения

Обеспечение

1

  «Я – единственный на планете».

  1. Знакомство детей друг с другом и психолога с группой.
  2. Создание доброжелательной атмосферы.
  3. Первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация».
  1. Приветствие.
  2. «Чудесное путешествие».
  3. «Снежный ком».
  4. Беседа о жестах, мимике, интонации.
  5. Прощание.

1.Аудиокассета со звуками природы.

2

«Осваиваем пространство».

  1. Способствовать гармонизации эмоционального состояния.
  2. Развивать навыки позитивного социального поведения.
  3. Воспитывать чувство защищенности.
  1. Приветствие.
  2. «Волшебный туннель».
  3. «Земля, небо, огонь, вода».
  4. «Найди свое место».
  5. «Укрась свой дом».
  6. Прощание.

1.  Дуги и ткань для имитации туннеля;

2. Отрезы зеленого, желтого, белого, голубого, красного цвета;

3. маленькие обручи (по количеству детей) и один большой обруч;

4. клубки разноцветных ниток, бусинки, шнурки, мелкие игрушки от киндера;

5. запись спокойной музыки.

3

«Наши имена».

  1. Способствовать нахождению ребенком смысла своего имени.
  2. Развивать умение выражать эмоциональное отношение к своему имени.
  3. Воспитывать навыки этикетного поведения.
  1. Приветствие.
  2. Чтение «Сказка об имени».
  3. Игра «Эхо».
  4. «Маленькое имя».
  5. «Ласковое имя».
  6. Прощание.
  1. Мяч.
  2. Клубок ниток.

4

«Наши имена».

  1. Идентификация ребенка со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
  2. Стимулирование творческого самовыражения.
  1. Приветствие.
  2. «Вход в страну Имен».
  3. Рисование имен.
  4. Представление имен.
  5. «Выход из страны Имени».
  6. Домашнее задание, рисунок или аппликация «Ромашка».
  7. Прощание.
  1. Гуашь, цветные карандаши, фломастеры.
  2. Альбомы.
  3. Аудиокассета с записью спокойной музыки.

5

«Каким я себя вижу».

  1. Помочь осознать собственную индивидуальность.
  2. Развивать умение познавать собственное тело.
  3. Учить быть внимательными по отношению к другим детям.
  1. Приветствие.
  2. «Посмотри на себя со стороны».
  3. Игра «Радио».
  4. Игра «Ветер дует на …».
  5. Рисование автопортрета.
  6. Прощание.
  1. Зеркала (по количеству детей).
  2. Альбомы, цветные карандаши.
  3. Аудиокассета с записью спокойной музыки.

6

«Моя семья».

  1. Формирование чувства принадлежности к своей семье.
  2. Формирование позитивного отношения к своей семье.
  3. Творческое самовыражение.
  1. Приветствие.
  2. Сказка «Как Мамонтенок искал свою маму».
  3. Беседа о семье.
  4. Игра «Верно - неверно».
  5. Рисование «Моя семья».
  6. Прощание.
  1. Бумага.
  2. Цветные карандаши.
  3. Аудиокассета с записью спокойной музыки.

7

«Мои чувства, мое настроение».

  1. Учить описывать свои желания, чувства, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
  2. Расширять представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.
  3. Развивать креативное мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.
  4. Воспитывать положительный образ собственного «Я».

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Слушаем себя».
  3. Игра «Домик настроений».
  4. Игра «Ветер дует на …».
  5. Аутотренинг «Солнечный зайчик».
  6. Рисование соткрытыми и закрытыми глазами «Домик для солнечного зайчика».
  7. Прощание.
  1. Объемный домик с дверцами.
  2. Визитные карточки.
  3. Листы бумаги.
  4. Цветные карандаши.

8

«Эмоции и чувства»

  1. Развивать способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности.
  2. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
  3. Преодолеть психологический барьер застенчивости, снимать эмоциональное напряжение.
  4. Обучать приемам саморегуляции.
  1. Приветствие.
  2. Этюд «Встреча с другом».
  3. Инсценировка игровых ситуаций.
  4. Упражнение «Копилка трудностей».
  5. Упражнение «Похвалилки».
  6. Упражнение «Два мешочка».
  7. Прощание.
  1. Плакат с изображением двух мешков – темного и цветного.
  2. Весельчак- гном.
  3. Колокольчик.
  4. Схематичные маски- лица (пиктограммы), аудиокассета.

9

«Карта волшебной страны Чувств».

  1. Развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета.
  2. Формирование навыков общения.
  3. Развитие уверенности в себе.
  4. Исследование психоэмоционального состояния детей.
  1. Приветствие.
  2. Кукольный спектакль.
  3. Рисование карты волшебной страны.
  4. Прощание.
  1. Настольный театр, маски, атрибуты.
  2. Бумага.
  3. Цветные карандаши.

10

«Грусть - печаль».

  1. Расширять представления об эмоции «грусть».
  2. Учить понимать чувства свои и других людей.
  3. Учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
  4. Помогать преодолевать негативные настроения.
  1. Приветствие.
  2. Чтение стихотворения «Бесконечные стихи», Р. Сеф.
  3. Игра- ассоциация «Грусть».
  4. Игра «Море волнуется».
  5. Этюд «Северный полюс».
  6. Рисование «Остров плакс».
  7. Прощание.
  1. Пиктограмма «Грусть».
  2. Запись грустной мелодии.
  3. Альбомы, цветные карандаши.

11

«Смешинка в рот попала».

  1. Расширять представления об эмоции «Радость».
  2. Формировать положительные чувства и эмоции с помощью улыбки.

  1. Приветствие.
  2. Чтение стихотворения «Катя в яслях».
  3. Игра- ассоциация «На что похожа радость?
  4. Игра «Море волнуется».
  5. Рисование «Радостная ладошка».
  6. Прощание.
  1. Пиктограммы «Радость».
  2. Аудиокассета с записью веселой музыки.
  3. Альбомы, цветные карандаши.

12

« У страха глаза велики».

  1. Расширять представления об эмоции «Страх».
  2. Учить понимать чувства свои и других людей.
  3. Способствовать снятию страхов, повышению уверенности в себе.
  1. Приветствие.
  2. Чтение стихотворения «У страха глаза велики».
  3. Игра «Брось мяч».
  4. Игра «Гуси - лебеди».
  5. Игра – ассоциация «Страх».
  6. Рисование «Страшная история».
  7. Прощание.
  1. Пиктограмма «Страх».
  2. Картинка с изображением ребенка, который испытывает страх.
  3. Запись веселой музыки.
  4. Мяч, лист ватмана, цветные карандаши.

13

«Комната удивления».

  1. Расширять представления об эмоции «Удивление».
  2. Учить понимать чувства свои и других людей.
  3. Воспитывать эмпатию.
  1. Приветствие.
  2. Игра «Волшебные очки».
  3. Игра «Море волнуется».
  4. Игра – ассоциация «Удивление».
  5. Рисование «Удивительные вещи вокруг нас».
  6. Прощание.
  1. Детские очки с цветными стеклами.
  2. Пиктограмма «Удивление».
  3. Запись спокойной музыки.
  4. Альбомы, цветные карандаши.

14

«Укроти свой гнев».

  1. Расширять представления об эмоции «Гнев».
  2. Учить преодолевать негативное настроение.
  3. Обучать приемам саморегуляции.
  4. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

  1. Приветствие.
  2. Рассматривание картинки «Злой мальчик», беседа по картинке.
  3. Игра – ассоциация «Злость».
  4. Упражнение «Уходи, злость, уходи».
  5. Рисование «Самый большой гнев».
  6. Прощание.
  1. Игрушка дракончик.
  2. Разорванная газета.
  3. Пиктограмма «Гнев».
  4. Письмо.
  5. Запись спокойной музыки.
  6. Альбомы, цветные карандаши.

15

«Обида».

  1. Расширять представления об эмоции «Обида».
  2. Повышать степень самопринятия.
  3. Повышать самооценку ребенка.
  4. Формировать умения выражать характер с опорой на художественное изображение.

  1. Приветствие.
  2. Чтение стихотворения «Кто кого обидел первый?»
  3. Этюд «Обиженный и обидчик».
  4. Игра ассоциация «Обида».
  5. Рисование «Обиженные кляксы».
  6. Прощание.
  1. Две куклы.
  2. Пиктограмма «Обида».
  3. Запись спокойной музыки.
  4. Альбомы, цветные карандаши.

16

«Интерес».

  1. Расширять представление об эмоции «Интерес».
  2. Воспитывать позитивное отношение к занятиям сверстников.
  3. Повышать уверенность в себе.
  4. Развивать воображение, творческие способности, речь.
  1. Приветствие.
  2. Беседа «Что такое интерес?»
  3. Игра «Что меня интересует».
  4. Игра «Море волнуется».
  5. Игра – ассоциация «Интерес».
  6. Рисование «Мое любимое дело».
  7. Прощание.
  1. Две куклы мальчик и девочка.
  2. Пиктограмма «Интерес».
  3. Карточки с изображениями книги.
  4. Запись спокойной музыки.
  5. Альбомы, цветные карандаши.

17

«Мой эмоциональный альбом».

  1. Расширять представления об эмоциях.
  2. Повышать саморегуляцию, самоконтроль.
  3. Закреплять знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.
  4. Воспитывать позитивное отношение к другим детям.
  1. Приветствие.
  2. Игра « Кривые зеркала».
  3. Игра «Повтори фразу».
  4. Упражнение «Послушаем музыку».
  5. Игра «Азбука настроения».
  6. Прощание.
  1. Пиктограммы с изображением основных эмоций.
  2. Запись музыки разного характера и настроения.
  3. Круги для пиктограмм.

18

«Страна цвета».

  1. Расширение представления детей о разных цветах и развитие их умения различать
  2. Воспитывать чувство прекрасного.
  3. Развитие фантазии и творческого воображения.
  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Сказка о том, как появился разноцветный мир».
  3. Упражнение «Цветик - семицветик».
  4. Упражнение «Мою руки».
  5. Упражнение «Конфетный дождь».
  6. Прощание.
  1. Кружки разных цветов.
  2. Любые разноцветные предметы.
  3. Иллюстрации с видами природы.

19

«Красная страна».

  1. Расширение представления детей о красном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания.
  3. Формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов.
  4. Развитие фантазии и творческого воображения.
  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Ощущение цвета».
  3. Игра «Кто самый внимательный».
  4. Игра «Волшебное превращение».
  5. Составление описательного рассказа «Яблоко».
  6. Прощание.
  1. Предметы красного цвета.
  2. Натуральные фрукты и овощи красного цвета.
  3. Запись спокойной музыки.

20

«Путешествие в желтую страну».

  1. Расширение представления детей о желтом цвете.
  2. Развитие слухового, зрительного внимания.
  3. Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии.
  4. Воспитывать чувство прекрасного.
  1. Приветствие.
  2. Погружение в цвет.
  3. Упражнение «Огонек».
  4. Упражнение «Желтые истории и сказки».
  5. Игра «Желтые листья».
  6. Рисование «Желтая страна».
  7. Прощание.
  1. Предметы желтого цвета.
  2. Запись музыки разного характера.
  3. Бумага и цветные карандаши.

21

«Коричневая страна».

  1. Расширение представления детей о коричневом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания и обоняния.
  3. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
  4. Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения.

  1. Приветствие.
  2. Погружение в цвет.
  3. Упражнение «Коричневый запах».
  4. Игра «Грибы».
  5. Аппликация из обрезков коричневой бумаги «Коричневая черепаха».
  6. Прощание.
  1. Предметы коричневого цвета.
  2. Цветная бумага, клей, альбомные листы.
  3. Шоколад, изюм орехи.

22

«Зеленая страна».

  1. Расширение представления детей о зеленом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.
  2. Снятие эмоционального и телесного напряжения.
  3. Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Ощущение цвета».
  3. Упражнение «Положи и скажи».
  4. Игра «Зеленые обитатели леса».
  5. Сказка «Зеленушка».
  6. Рисование «Зеленое привидение».
  1. Предметы зеленого цвета.
  2. Бумага, цветные карандаши, краски.

23

«Синяя страна»

  1. Расширение представления детей о синем цвете.
  2. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
  3. Формирование активных личностных установок и навыков целенаправленной деятельности.
  1. Приветствие.
  2. Погружение в цвет.
  3. Упражнение «Самое красивое».
  4. Синее стихотворение.
  5. Рисование с элементами аппликации «Синяя птица».
  6. Прощание.
  1. Предметы синего цвета.
  2. Запись музыки разного характера.
  3. Бумага, цветные карандаши, краски, клей, ножницы.

24

«Черная страна».

  1. Расширение представления детей о черном цвете.
  2. Концентрация на тактильных ощущениях и формирование соответствующих образов.
  3. Расширение представления детей об эмоциях и воспитание добрых чувств.
  1. Приветствие.
  2. Погружение в цвет.
  3. Упражнение «Перышки».
  4. Игра «Если бы я был художником».
  5. Упражнение «Преображение».
  6. Аппликация из цветной бумаги на черном фоне.
  7. Прощание.
  1. Предметы черного цвета.
  2. Запись музыки разного характера.
  3. Цветная бумага, черный картон (по количеству детей).

25

«Сказочная страна».

  1. Создавать атмосферу доверия и принятия.
  2. Обучать совместной импровизации.
  3. Способствовать самовыражению ребенка.
  1. Приветствие.
  2. Игра «Оркестр».
  3. Игра «Хоровод сказочных героев».
  4. Игра «Посиделки».
  5. Рисуем сказку.
  6. Прощание.
  1. Запись спокойной музыки.
  2. Альбом, цветные карандаши.

26

«Мы с одной планеты».

  1. Расширять представления о различных способах коммуникации с окружающими.
  2. Воспитывать эмпатию.
  1. Игра «Ассоциации».
  2. Игра «Подарок».
  3. Игра «Мыльные пузыри».
  4. Игра «Конкурс хвастунов».
  5. Рисование «Наша планета Земля».
  6. Прощание.
  1. Изображение инопланетянина.
  2. Запись спокойной музыки.
  3. Два листа ватмана.
  4. Фломастеры, карандаши.

27-28

«Я знаю, я умею, я смогу».

  1. Закреплять приобретенные ранее знания и умения.
  2. Формировать адекватную самооценку.
  3. Продолжать учить позитивным способам общения со сверстниками, воспитывать навыки совместной деятельности.
  1. Игра «Я умею».
  2. Игра «Я смогу».
  3. Игра «Подбери маску».
  4. Ролевая игра «Уступать друг другу надо».
  5. Коллективное рисование «Дом нашей мечты».

  1. Мяч.
  2. Микрофон.
  3. Лист ватмана, цветные карандаши.
  4. Запись спокойной музыки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Хорошее настроение» Цель: Поднять настроение детям и родителям, вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство сопереживания.

Задачи:     Продолжить знакомство друг с другом. Создать атмосферу радости добра, взаимопонимания.Формирование культуры умственного труда, речевой культуры. Создать положительный э...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Дополнительная образовательная программа по кружковой работе опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абс...

"Развитие эмоционально-положительных чувств ребенка к окружающему миру"

"Развитие эмоционально-положительных чувств ребенка к окружающему миру"...

Проект в старшей группе: "Эмоциональная окраска чувств"

Актуальность. Эмоциональная и сенсорная сферы имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние. Различные ощущения выступают естественными стимуляторами эмоций в...

Констультация. Использование устного народного творчества в развитии эмоционально-нравственных чувств у старших дошкольников. 2020 год.

Констультация. Использование устного народного творчества в развитии эмоционально-нравственных чувств у старших дошкольников. 2020 год....

«Мои чувства» (программа эмоционального развития детей 5 - 6 лет) (старшая группа)

В последние годы происходит активное развитие системы дошкольного воспитания: растет сеть   альтернативных    дошкольных    учреждений,   появляются н...