Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении
статья по теме

Няхина Ирина Владимировна
Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении

Экономическая и социально-политическая модернизация российского общества в настоящее время носит всеохватывающий и масштабный характер. В связи с мировым кризисом во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдается рост социальной напряженности и, как следствие, усиление конфликтогенных факторов.

Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?

Конфликтная ситуация – открытое или скрытое противоборство двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы разрешения проблемы, имеющей личную значимость для нее.

Конфликты возникают в процессе взаимодействия и общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Их изучением с древнейших времен занимались ученые, которые отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни обществ.

Взаимодействие индивидов и групп, несовпадение взглядов, точек зрения на проблему, разнообразные методы ее решения достаточно часто приводят к различному восприятию личностями одних и тех же событий и неадекватной реакции на эти события, что может явиться причиной возникновения спорной (проблемной) ситуации. Если дополнительно к этому создавшееся положение представляется одному из участников взаимодействия препятствием к достижению его целей, то возникает конфликтная ситуация.

В конфликтной ситуации проявляются возможные участники конфликта (субъекты или оппоненты) и предмет спора. Упрощенно она может быть представлена следующим образом:

КС = СК + ОК,

где 

КС – конфликтная ситуация,

СК – субъект конфликта,

ОК – объект конфликта.

Конфликтная ситуация – это условие возникновения конфликта, но не сам конфликт. Необходимо какое-то внешнее воздействие или активизация одной из сторон для превращения конфликтной ситуации в конфликт, динамику, т. е. необходим инцидент – столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт. Инцидент является поводом для объявления конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентаций. Формула конфликта представляется в следующем виде:

К = КС + И,

где

К – конфликт;

И – инцидент.

Поводом возникновения конфликта может быть и сумма двух и более конфликтных ситуаций.

Понятие "конфликт" является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания: от технического направления (теория катастроф) до социально-философского. В обыденной речи слово "конфликт" используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.

Несмотря на довольно частое его употребление в научной литературе, конфликт трактуется учеными неоднозначно.

Аккумулируя основные подходы к этому понятию, можно выделить основные его свойства:

наличие противоречий, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;

противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту;

негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Важно отметить, что конфликт как явление возникает там, где присутствуют два и более субъекта взаимодействия.

Каковы же значение конфликтов в педагогическом коллективе и их влияние на качество образования в дошкольном учреждении?

В ДОУ существуют несколько объектов управления. Так, основными считаются: образовательный процесс, материально-техническая база, педагогический коллектив, качество образования и др. В нашем исследовании особо значимыми являются качество образования и педагогический коллектив.

Опираясь на подходы ряда авторов (М.В. Крулехт, В.С. Лазарева, В.П. Панасюка, М.М. Поташника, И.А. Рыбаловой, И.В. Тельнюк, П.И. Третьякова и др.), качество образования в дошкольном учреждении мы рассматриваем как степень соответствия результатов образования дошкольников прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, степень удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых дошкольным учреждением образовательных услуг. При этом под услугой мы понимаем результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя.

В дошкольном учреждении педагогический коллектив является исполнителем запросов потребителей (родителей воспитанников).

Следует отметить, что инструментом эффективного управления коллективом являются утвержденные правила внутреннего трудового распорядка и официально установленный перечень должностных обязанностей каждого сотрудника ДОУ. Однако в силу разных позиций, взглядов, интересов, мотивации, поставленных целей и т. п. проблема конфликтов в коллективе остается, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОУ.

Чтобы понять сущность конфликта, необходимо рассмотреть его составляющие. Выделяют следующие компоненты конфликта:

предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради которого возникает конфликт;

объект конфликта – является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации, рассматривается как причина, повод к конфликту;

участники конфликта – субъекты, их устремления, восприятие конфликтной ситуации и поведение в конфликте.

Анализ литературы показывает, что существуют различные подходы к выделению причин производственных конфликтов. В процессе трудовой деятельности между людьми возникают различные взаимосвязи, которые, по мнению Н.В. Гришиной, имеют:

функциональный характер, обусловленный деятельностью и целями, достигаемыми людьми в процессе этой деятельности;

социальный характер, обусловленный принадлежностью людей к одной организации и коллективу и, соответственно, нормативный характер их взаимодействия;

психологический характер, вызванный естественной потребностью людей в общении.

Учитывая данную точку зрения, мы выделяем следующие группы причин конфликтов: организационно-производственные, социальные и личностные. Первая группа – это те причины, которые препятствуют успешной работе человека: недостатки в организации производственных процессов; неблагоприятные условия труда; несовершенство системы его оплаты; ошибочность управленческих решений, недостаточная компетентность руководителя, недостатки стиля руководства, расхождения во взглядах на организацию работы, несовпадение точек зрения на решение профессиональной задачи и т. п.

Вторая группа отражает характер социальных отношений участников производственного коллектива: различия в способах оценки результатов деятельности и друг друга (предвзятая и негативная установка друг к другу); нарушение норм делового и неформального общения и т. д.

К третьей группе относятся причины, возникающие в силу личностных особенностей участников взаимодействия: психологическая несовместимость отдельных членов коллектива; характерологические недостатки (конфликтная личность); неадекватность внутренней установки статусу.

 Участники конфликта – это члены педагогического коллектива, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. К участникам конфликта относят три группы:

основные участники;

группа поддержки;

другие участники.

Основные участники конфликта – это субъекты, чьи интересы затронуты непосредственно. В этом качестве могут выступать отдельные личности (руководитель, заместители руководителя, сотрудники) или отдельные группы коллектива.

Группа поддержки – это члены педагогического коллектива, чьи интересы затронуты косвенно. Ее представляют субъекты, связанные с оппонентами какими-то личными или функционально-ролевыми обязательствами (руководители или подчиненные оппонентов), а также коллеги по работе. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход.

В группу других участников входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели конфликта (лицо или группа лиц, подталкивающая других к конфликту) и организаторы (лицо или группа лиц, планирующая конфликт и его развитие).

Психологические составляющие структуры конфликта – система устремлений оппонентов в конфликте и восприятие субъектами конфликтной ситуации. Система устремлений отражает мотивы, интересы, ценности, цели и позиции оппонентов. Часто сложно выявить их истинные мотивы, так как в большинстве случаев они скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичной.

Базисным побудителем активности личности в конфликте являются ее потребности, которые отражают стремление оппонентов удовлетворить свои интересы – осознанные потребности, обеспечивающие направленность субъектов на объект конфликта и способствующие реализации его конфликтного поведения. Такое поведение характеризуется стратегией (способами) и тактикой (приемами).

Восприятие конфликта – это образ (информационная модель) конфликтной ситуации. Под образом конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Она включает в себя представление:

оппонентов о самих себе (своих целях, мотивах, ценностях, возможностях и т. д.);

о противостоящей стороне (ее целях, мотивах, ценностях, возможностях и т. д.);

каждого участника о том, как другой воспринимает его;

о среде, в которой складываются конкретные отношения.

Именно образ конфликтной ситуации, а не сама реальность определяет поведение сторон. Как отмечает Н.В. Гришина, человек не просто реагирует на ситуацию, но "определяет" ее, одновременно "определяя" себя в этой ситуации, и тем самым создает, "конструирует" конфликтную ситуацию. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной: адекватной, неадекватной, ложной (конфликтной ситуации нет, но отношения сторон ошибочно воспринимаются как конфликтные); не осознающейся (конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается и не воспринимается участниками – конфликта нет). Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности:

мотивов поведения в конфликте (собственная мотивация оценивается как положительная, а оппонента – отрицательная, социально не одобряемая);

действий, высказываний и поступков (собственная позиция фиксируется как обоснованная и целесообразная, оппонента – ошибочная, бездоказательная);

личностных качеств (положительное восприятие себя, акцентирование только положительного в самом себе с усилением и гиперболизацией негативных черт и свойств оппонента).

На сегодняшний день пока не существует единой классификации, отражающей все конфликтные взаимодействия, поскольку очевидна малоизученность и сложность конфликта как явления.

Так, Н.В. Гришина выделяет три группы конфликтов:

причины которых были связаны с основными целями деятельности (неудовлетворительная работа товарищей, производственные трудности, неблагоприятные условия труда);

которые также касаются целей деятельности, но тех из них, которые можно условно назвать вторичными (конфликты из-за заработной платы, премии, распределения отпусков, сменности, перспектив роста);

связанные с социальными отношениями участников трудовой деятельности, их принадлежностью к одной группе (конфликты на почве трудовой дисциплины и недовольства одной из сторон поведением другой; конфликты "на личной почве", возникающие в силу личностных особенностей участников взаимодействия).

Достаточно распространенным в исследовании производственных конфликтов является их разделение на деловые и эмоциональные (личностные) конфликты. Так, Т.З. Козлова и В.Н. Шаленко предлагают классифицировать конфликты по зонам действия: возникающие непосредственно в связи с работой; в связи с нарушением трудовой дисциплины и принципов морали; по поводу распределения материальных благ.

А.А. Ершов разделяет конфликты по нескольким признакам. Он предлагает рассматривать конфликты деловые и личные, вертикальные и горизонтальные, парные и групповые, скрытые и открытые, разрушительные и созидательные по своим последствиям, преднамеренные и непреднамеренные, длительные и кратковременные, вызванные личностными особенностями и ситуацией общения.

Таким образом, конфликты можно классифицировать по источнику возникновения; направленности воздействия; количеству участников конфликтного взаимодействия; типу разрешения конфликта; форме выражения.

Конфликты выполняют разнообразные функции. Основными из них являются диагностическая, разрушительная и созидательная. Диагностическая функция конфликта связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов поведения его участников. Разрушительная и созидательная функции характеризуют последствия (негативные и позитивные) конфликтов (приложение).

Признание позитивных функций конфликта не означает, что его можно и нужно целенаправленно создавать. При наличии конфликта необходимо правильно относиться к нему с точки зрения возможных положительных исходов: не подавлять, а решать его с полезным эффектом; анализировать конфликт; регулировать, направлять его на достижение полезных целей, т. е. конструктивно управлять им.

Безусловно, негативные последствия конфликтов в педагогическом коллективе будут снижать в целом результаты деятельности ДОУ и качество образования. Так, можно провести прямую зависимость между снижением мотивации педагогов или специалистов к профессиональной деятельности и падением качества образования. Немотивированный педагог, осуществляя образовательный процесс, будет относиться к выполнению своих должностных обязанностей формально, поверхностно, что сразу повлечет за собой снижение качества образования.

При управлении педагогическим коллективом особо важным моментом для руководителя выступает гармонизация формального и неформального аспекта организационной структуры. Если же в коллективе все взаимодействие педагогов и специалистов будет сведено только к формальному общению, это приведет к снижению качества образования, так как именно личное общение является залогом сотрудничества, доверия, открытости, взаимоуважения, что, в свою очередь, положительно влияет на результаты деятельности ДОУ.

Таким образом, чем более благоприятный психологический микроклимат создан в коллективе, чем выше заинтересованность в успехе своей деятельности и работе партнеров, чем успешнее сформирована мотивация каждого сотрудника, тем выше результаты его деятельности и коллектива в целом, а значит, выше и качество образования в конкретном дошкольном учреждении.

Приложение

Последствия конфликтов

Негативные последствия

Позитивные последствия 

Усиление настроения враждебности, увеличение доли недоброжелательных высказываний и взаимных оценок, ухудшение социального самочувствия и самосознания людей в трудовой среде

Усиление информационных связей между участками подразделения и отдельными членами производственного коллектива (только через конфликт становится открытой информация, которая функционально необходима всем или многим)

Свертывание деловых контактов вопреки функциональной необходимости, предельная формализация общения, отказ от открытых коммуникаций

Получение индивидом в результате конфликта социального опыта, знаний, которые недоступны в обычных условиях

Падение мотивации к труду и фактических показателей трудовой деятельности вследствие негативного настроения, недоверия, отсутствия гарантий; ухудшение взаимопонимания во взаимодействиях, переговорах, контактах и т. д.

Нормализация морального состояния
(в конфликте разрешаются накопленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентаций)

Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение, т. е. установка на разрушение и подрыв определенных общих связей организации, культуры и традиций

Стимуляция инноваций (конфликт вынуждает, стимулирует изменения, демонстрирует их неизбежность; через конфликт официально признается какая-то проблема)

Умышленное сопротивление желаниям, действиям и мнениям других, даже если в этом нет личностной необходимости и смысла; поведение "наоборот", т. е. по принципу противоречия: демонстративное бездействие, невыполнение, несоблюдение взаимных обязательств, договоренности

Конфликты приводят к переустройству, совершенствованию профессиональных отношений в действующих структурах

Разрушение положительной социальной идентификации, неудовлетворенность принадлежностью к данной трудовой группе, организации, дискредитация связей и отношений в принципиальном плане; установки на индивидуалистическое поведение

Конфликты подталкивают к проведению количественных и качественных изменений структуры производственного коллектива, системы ее взаимосвязей или структурных звеньев, участков подразделения

Фактические потери времени, отвлечение от работы или не- использование благоприятной ситуации, возможности и шанса добиться чего-либо из-за борьбы и споров; бессмысленные затраты сил и энергии на вражду и конфронтацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования в дошкольном учреждении через художественно-эстетическое воспитание детей.

приоритетное направление в ДОУ - художественно-эстетическое развитие детей....

Повышение качества образования в дошкольном учреждении через художественно-эстетическое воспитание детей.

приоритетное направление в ДОУ - художественно-эстетическое развитие детей....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые  коллеги, Вашему вниманию представляю  организацию жизнедеятельност...

«Формирование компетентности педагога в сфере аналитической деятельности как условие совершенствования качества образования в дошкольном учреждении»

Аннотация:Данная статья посвящена вопросу формирования компетентности педагога в сфере аналитической деятельности как условие совершенствования качества образования в дошкольной организации.Ключ...

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...

Организационно-методическое сопровождение овладения педагогическими технологиями как условие повышения качества образования в ДОУ

Организационно-методическое сопровождение овладения педагогическими технологиями как условие повышения качества образования в ДОУ(Из опыта работы)...