Опыт работы воспитателя ГБДОУ
занимательные факты (старшая группа) по теме

Смирнова Виктория Ивановна

Опыт работы в игровой деятельности детей. Подборка игр социально-эмоционального содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_vospitatelya_gbdou_obnovleno.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА В СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА.

Смирнова Виктория Ивановна

ГБДОУ №92

Красногвардейский район

Одной из основных задач, которые стоят перед педагогом, является воспитание благородных и глубоко нравственных чувств, умения жить в согласии с людьми и проявлять заботу о них. На занятиях, в совместной деятельности с детьми, наблюдая и направляя свободную деятельность, постоянно стараюсь учить детей уметь сердцем и разумом чувствовать другого человека, проявлять готовность разделить с ним радость и помочь в беде. В сложном деле воспитания у детей внимания, предупредительности, доброжелательности, уважения к старшим и заботы о младших, неоценимую помощь оказывает дидактическая игра. Её особенностью является то, что одновременно я могу продумать и поставить конкретные задачи и предусмотреть результат деятельности ребенка.

В игре «Мы друзья-товарищи» развиваю у детей способность замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, воспитываю отзывчивость на состояние окружающих людей словом и делом. Это даёт свои результаты в поведении, в отношении детей друг к другу. Например: в подготовительной группе к нам пришёл новенький мальчик. Сначала дети не принимали его в свои игры, сторонились, сразу заметив черты эгоизма в его характере. Ненавязчиво отмечая весёлый нрав и доброе отношение к людям, мне удалось побороть равнодушие, а кое у кого и негативное отношение детей к новому ребёнку. Привлекая его к детским играм, новый мальчик перестал стесняться, дичиться детей. Ребята сами захотели рассказать о группе, о правилах поведения и традициях группы. Через 2 месяца никто не вспоминал, что в группу пришёл новенький.

Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из составляющих социального развития ребёнка. Принимая утром детей в группе, отмечаю, в каком настроении пришли дети, затем выясняю, при удобном случае, причину печали или радости. В то же время, подвожу ребёнка к тому, чтобы он замечал настроение взрослых, задаю вопросы: «Какое у мамы было лицо, когда она разбудила тебя утром?». И обязательно: «Посмотри, какие у мамы или папы глаза, когда они придут за тобой вечером. Они вернулись с работы, устали». Для того, чтобы ребёнок мог сочувствовать, сопереживать, в разговоре с детьми интересуюсь: «А вы замечали, когда мама была расстроена? Какое у неё было лицо, глаза?». Во время такого общения с детьми меня интересуют прежде всего эмоции и чувства детей и то, как они понимают эмоции других. Задача воспитателя – разобраться в истинных мотивах поведения и желания детей, так как эмоции и являются внешними выразителями мотивов. Воспитание ребёнка предполагает самовоспитание взрослого, в семье – родителей, в детском саду – воспитателей. Чтобы правильно понять ребёнка и своевременно ему помочь, педагогу важно оглянуться на собственное детство, поставить себя на место ребенка. Детям очень нравится подражание, поэтому они с удовольствием показывают, как улыбается солнышко, как нахмурилась тучка, изображают хитрую лису и испуганного зайчика. Такие небольшие игры – упражнения формируют умения присматриваться к лицам и жестам человека, к выражению глаз, улавливать в них изменчивость, вслушиваться в интонации речи, замечать  и понимать различные нюансы её звучания. Именно в таких небольших играх – ситуациях формирую  у детей понимание «языка эмоций». Во время такого общения с детьми меня интересуют прежде всего эмоции и чувства детей и то, как они понимают эмоции других. Моя задача – разобраться в истинных мотивах поведения и желания детей, так как эмоции и являются внешними выразителями мотивов.

Общая цель таких небольших игр – развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Перечень этюдов на различные эмоциональные состоянии, которые использую в работе с детьми. Общая цель этих этюдов – развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить сове эмоциональное состояние, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточенности

Что там происходит? Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решилась.

Выразительные движения. Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

Кузнечик. Девочка гуляла по саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Послушай и угадай. «Дети, сегодня мы отправляемся путешествовать. Внимательно слушайте все звуки». Читаю стихотворение, нацеливаю детей сопровождать движениями слова стихотворения:

По тропинке в лес пойдем,

Лужу мимо обойдем,

Перепрыгнем ручеек,

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы направо,

Посмотрели вверх на солнышко,

Ах, как красиво!

Этюды на выражение удивления

Золотые капельки. Идет теплый дождь.  Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Дети подставляют лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь.

Выразительные движения. Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

Цветок. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова. Расправляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка. Мышцы лица расслаблены.

Ласка. Мальчик (девочка) с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает радость тем, что трется головой о руки ребенка.

Медвежата выздоровели. Заболели медвежата Тим и Том, к ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома.

Выразительные движения. Положение сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено, подбородок слегка приподнят, улыбка.

Карлсон. Задаю детям загадку:

Мой дом – у вас на крыше!

Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен над вашим чердаком!

(М.Танич)

Выразительные движения. Надуть щеки, улыбаться.

Я грозный боец. (Проводим в музыкальном зале, звучит музыка Г.Шумана «Марш»). Дети чувствуют себя сильными и храбрыми, маршируют по залу, пока звучит музыка. Читаю стихотворение (затем дети читают по мере запоминания).

Вот пегий конь, вот сабля моя, и открыть я огонь

Могу из ружья.

Я грозный боец,

И очень силен,

И, как взрослый храбрец,

В боях закален.

(Н.Карлов)

Смелый наездник. (Так же в музыкальном зале, звучит музыка Г.Шумана «Смелый наездник»)

Я горжусь своим конем,

Он летит как ветер,

Обгоняю я на нем

Всех коней на свете.

(З.Петрова)

Дети изображают галоп.

Негаданная радость. В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на детей и сказала: «Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк!»

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.

Выразительные движения. Закусив нижнюю губу, поднять брови, улыбаться. Смех, потирают руки одну о другую. Можно хлопать в ладоши, пританцовывать.

Этюды на выражение страдания и печали

Стрекоза замерзла. Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

Холодно, холодно, ой-ей, ей-ий,

Голодно, голодно, жутко зимой,

Мне некуда деться, сугробов не счесть,

Пустите погреться и дайте поесть!

Мимика. Приподнятые брови, стучать зубами.

Я так устал. Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал».

Выразительные движения. Стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Золушка. Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальная: она потеряла туфельку.

Выразительные движения. Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

Этюды на выражение страха

Лисенок боится. Лисенок увидел на берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду, вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Гроза. За коном гроза.  Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

Выразительные движения. Голова запрокинута и втянута в плечи. Глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони можно приблизить к лицу.

Своей работой, общением с детьми стараюсь убедить их в том, что между мыслями, чувствами и поведением существует тесная связь, и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием.

Общеизвестно,  что когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства нас окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с окружающими.

ЛИТЕРАТУРА.

Войди в тридесятое царство.Л.Г.Стрелкова.

Эмоциональный букварь от Ах до Ай. Л.Г.Стрелкова.

Уроки сказки. Л.В. Гангус-Васильева.

Развитие эмоций дошкольников. В.М.Минаева.

Давайте поиграем.А.Столяр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Анализ работы воспитателя ГБДОУ.

Карточки - схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно и позволяет легко сделать сводную таблицу как для конкретного педагога, т...

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...

ПРОЕКТ (опыт работы воспитателей средних групп в работе с родителями)

Совместный с родителями проект по ФЭМП у детей средней группы....

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития ...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...