Аспекты формирование основ национальной и этнической толерантности у подрастающего поколения
методическая разработка по теме

Гармаш Любовь Николаевна

  Основополагающие документы РФ в области образованияпо данной теме,рассматривается нормативно-правовая база воспитания толерантной личности, актуальность проблемы, личность педагога в поликультурном воспитании детей; средства межнацуионального воспитания дошкольника, мнение академика Д.С.Лихачева.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_osnov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                   План:

  1.Основополагающие документы РФ в области образования.

  2.Нормативно-правовая база воспитания толерантной личности.

  3.Актуальность проблемы.

  4.Понятие «толерантности».

  5.Средства межнационального воспитания детей.

  6.Личность педагога в поликультурном воспитании.

  7.Мнение академика Д.С.Лихачева.

         Литература:

1.Исаев, Е.И., Косарецкий, С.Г., Слободчиков, В.И., Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога . // Вопросы психологии. 2000. №3.

2.Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» // Народное образование. 2002. №1.

3.Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов / Под ред. Оверчук,Т.И., М., 2004.

4. Асмолов, А.Г., Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. № 1-12.

5.Суслова,Э.К., Воспитание у детей этики межнационального общения : Спецкурс. М.,1994.

6.Богомолова, М.И., Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пособие. М.,1988.

7.Ледовских, Н.К., Подготовка студентов педагогических вузов и колледжей к воспитанию этики межнационального общения. // Детский сад от А до Я. 2006. №6

     

    Социально-психологическая ситуация в обществе требует усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим компонентом, которого является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам. Рост национального самосознания народов России приводит не только к возрождению и обогащению национальных культур, но и к усилению национализма, шовинизма. В этих условиях актуальным становится воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, этики межнационального общения. Но способно ли общество, перегруженное стереотипами национальной неприязни, стать источником новых идеалов в межнациональных отношениях и демонстрировать подрастающему поколению новые формы поведения и общения?

     Представители власти и общественных организаций рассчитывают, что новое национальное сознание будет воспитано благодаря усилиям системы образования. Отсюда социальный заказ на человека нового типа, человека, для которого характерно уважительное отношение ко всем народам России, гордость за то, что только его Родина имеет такое уникальное разнообразие этносов, интерес к культуре народов России, готовность и желание изучать ее, стремление способствовать ее сохранению, доброжелательное отношение к народам, живущим в России, для которых она не является Родиной, понимание экономических, политических и иных причин, заставляющих народы покидать родную страну, гостеприимное отношение к туристам из других стран, открытость мировой культуре, умение принимать ее, не теряя ценностей родной культуры, чувство ответственности за судьбу своей страны, умение не перекладывать эту ответственность на другие страны и не обвинять ни один народ в экономических трудностях, терроризме и других вызовах современности. Эти чувства социально детерминированы, они не закладывается  на генетическом уровне и должны быть воспитаны (Джуринский А.Н.).

       Государственный заказ на воспитание личности определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992), Конституции Российской Федерации (1993), Федеральных программах развития образования, «Национальной доктрине образования в Российской  Федерации (1999), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001), «Программе развития воспитания в системе образования России» (2004). Прежде всего, стоит отметить появление среди нормативных актов федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005)» (2001). В ней указывается, что «формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющих прямой угрозой безопасности страны».

      Итак, это говорит о том, что нормативно-правовая основа воспитания толерантной личности в системе образования России имеется.  В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

      «Конвенция о правах ребенка» (1989) признает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.

     В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) подчеркивается, что «детям полезно давать элементы этнографических и этнопсихологических представлений о разнообразии человеческих рас и национальностей».

     И все же проблема воспитания подрастающего поколения в многонациональном детском социуме в настоящее время является особенно актуальной для нашей страны. Участившиеся в последнее время межэтнические и межэтнические конфликты обуславливают рост социальной напряженности. Недоброжелательность, озлобленность в межнациональных отношениях проявляются  в актах насилия, терроризма, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам. Факты взаимной нетерпимости, культурного эгоизма находят отражение в средствах массовой информации, становятся предметом обсуждения ближайшего социального окружения дошкольников, подростков и тем самым все чаще проникают в детскую среду. У подрастающего поколения формируются эгоцентрические установки сознания – видение мира через призму только своих интересов, с собственной точки зрения, наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением и нежеланием принять и понять человека другой национальности именно как другого. Многие, уже ставшие взрослыми люди, воспитанные в таком духе, не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения, и зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. В связи с этим сегодня активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других национальностей.

      Что же я понимаю под словом «толерантность»?

      Толерантность – это не только терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или к кому-либо, это способность слышать, признавать и уважать мнения других, невраждебно встречать убеждения, отличные от своего, умение жить в гармонии, как с собой, так и с другими людьми.    

       Неоднозначность понимания толерантности как сложного социокультурного феномена, многоплановость ее проявления позволяют определить философский, правовой, социально-психологический и педагогический аспекты ее изучения.

      Сущность данной категории изложена в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Как указано в декларации ( ст.1), «… толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека».

     Мы видим, что проблема национального воспитания находится в центре внимания государства, общества педагогов. Проводятся исследования, разрабатываются интересные проекты, модели, технологии воспитания, отбираются средства. Но национальное и межнациональное воспитание детей очень сложный процесс. Он требует не только разнообразных методов, целенаправленности, непрерывности, но и главное – длительного времени и начинаться должен с раннего возраста. Воспитание детей в духе дружелюбия осуществляется с помощью самых разнообразных средств.

      Самый реальный путь воспитания дружелюбия между детьми – практическое участие в жизни других людей, совместное переживание с друзьями радости и горести.

     Наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям другой национальности оказывает общение детей  с детьми разных национальностей ; общение со взрослыми другой национальности в быту, в своем детском саду, со взрослыми на производстве.

      Постоянная ориентация детей на положительные образы детей и взрослых разных национальностей и проявление ими добра по отношению друг к другу способствуют воспитанию симпатии к людям другой национальности.

      Общение с людьми разных национальностей, наглядные примеры из их жизни, ознакомление с их трудом, традициями, устным народным творчеством, художественной литературой, играми, народными игрушками, декоративно-прикладным искусством, живописью, музыкой воспитывают уважение к ним, формируют первые представления об общественных отношениях людей разных национальностей, их самобытности, лучших моральных качествах, свойственных передовому человеку, к какой бы нации он ни принадлежал.

     Однако эффективность всех перечисленных средств развития межнационального общения и поликультурного воспитания во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры, профессиональной подготовленности и этики. Подрастающий человек воспитывается личностью педагога. Педагог должен уметь абстрагироваться от национального фактора в межличностном общении. К сожалению, следует констатировать, что в наши дни мы все чаще встречаемся с прямо противоположным поведением не только взрослых, но и среди детей, а внимание педагогов далеко не всегда акцентируется на подобных случаях безнравственного поведения своих подопечных, замыкаясь в рамках дидактического образования.

     Педагог должен быть тактичен в общении с людьми другой национальности. Тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить представителя другой национальности, осмеивать традиции и обычаи его народа, используя обидные анекдоты, шутки и поговорки. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным.

     У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть не понятны. Однако сколько бы ни возникало оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции, обычая, никогда не следует навязывать человеку своих норм и установок. В основе межнационального общения лежит уважение к представителям всех этнических групп.

      Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, педагогу необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым он по данному вопросу располагает. Чаще всего знания об этнической сфере жизни человек черпает из неадекватных источников: случайных встреч, рассказов других людей, публикаций в «желтой» прессе, и полученная таким образом информация распространяется на этническую группу в целом. Между тем и ребенку, и взрослому, а уж тем более педагогу необходимы достоверные знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой он проживает. Человек должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому этикету, не зря говорят:  «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». При этом особенно важным является знание и соблюдение запретительных норм.

      Таким образом, главная цель воспитания толерантной личности состоит в создании системы целенаправленного воспитания и образования детей в области поликультурности.

      По мнению академика Д.С.Лихачева, воспитательный процесс может обеспечить качественные изменения личности и повлиять на позитивные изменения в обществе, если система образования предстанет как гармоничная модель, раскрывающая единство и многообразие взаимоотношений человека с миром: «Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом, - единственная надежда спасения жизни на земле. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира, независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания. Гармония человека с самим собой, гармония взаимоотношений с Природой, гармония взаимоотношения людей Планеты – вот путь решения глобальных проблем… И это большое дело должна начать школа».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ национальной культуры у детей дошкольного возраста через обычаи и традиции татарского народа

В помощь воспитателю детского сада, работающему в дошкольных учреждениях комбинированного вида, а именно с детьми, имеющими нарушения речи....

Народные подвижные игры в формировании основ национальной культуры у детей дошкольного возраста

В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих нашу страну, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, соде...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыт смысл формирования правового сознания дошкольников. Изложено формирование правового воспит...

Социально – открытое образовательное пространство способствует формированию коллективной ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения

Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления социально-открытым образовательным пространством - услови...

Эффективность роли музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.

Эффективность роли музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников....

Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников

Музейная педагогика. Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников....