ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ: "РЕБЕНОК С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ И СЕМЬИ"
статья по теме

Арапова Валентина Григорьевна

В статье излагается опыт взаимодействия с семьями воспитанников с общим недоразвитием речи, а также этапы работы, проводимой с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

реБЕНОК С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ доу И СЕМЬИ

Арапова Валентина Григорьевна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №139 «Облачко» городского округа Тольятти

Современные исследования свидетельствуют о решающей роли семьи в становлении личности ребенка-дошкольника. Семья – важнейший институт социализации детей. Она  связывает жизнь ребенка с окружающим миром, воспитывает и развивает ребенка, позволяет проявлять ребенку интеллектуальные возможности, исправлять его физические и психологические недостатки. [3, стр.3]

Практика работы в логопедических группах с общим недоразвитием речи показывают и данные научно-методической литературы (Н.А.Власова, Л.С.Волкова, М.Е.Хватцев и др.)

показывают, что успех формирования правильной речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.

В ряде исследований (Ю.Ф.Гаркуша, В.В.Юртайкин, Л.Н.Ефименкова, Н.В. Нищева и др.) представлена система воспитательных мероприятий, которая оптимизирует коррекционно-обучающий процесс в группе детей, способствует более полной компенсации дефекта.

Для оказания развивающей и поддерживающей функций семьи Г.В.Чиркина считает  важным организацию взаимодействия с семьей и информирования семьи о возможностях коррекционной работы дома: проведения артикуляционных и дыхательных упражнений, гимнастики для  развития моторики и пр. Автор подчеркивает значимость семейного окружения (чуткости, доброжелательного отношения родителей к ребенку): «повседневная обязанность родителей - поощрять любые попытки голосовой и звуковой продукций, стараться понимать даже едва внятную речь. Очень важно поддерживать любые попытки лепета - создавайте тишину, чтобы ребенок мог услышать свою звуковую продукцию; активизировать слуховое внимание ребенка, напевая детские песенки, используя звуковые игрушки и т.п.; развивать зрительное внимание».

При выборе форм сотрудничества с семьей ребенка с проблемами в развитии, логопед, воспитатель часто сталкиваются со следующими проблемами:

многие родители очень слабо представляют себе особенности  развития детей, в частности, его речевого развития;

родители не могут найти нужный подход к ребенку, просто плохо справляются со своей ролью;

родители используют часто назидания и наказания, не видя других способов воздействия, и ждут таких же методов от воспитателя;

родители ожидают от детей слишком многого, не понимая, что это не лучший путь  к взаимодействию;

когда ребенок по руководством педагога, семьи не достигает заметных успехов, родители обвиняют педагогов детского сада.

Семья, условия семейного воспитания, особенности речевого общения членов семьи, общий психологический климат семьи - могут оказывать как благотворное влияние на речевое развитие ребенка (даже с нарушениями речи), так и отрицательное влияние. Отрицательными факторами семейного воспитания, быта, накладывающими отпечаток на развитие речи ребенка можно назвать: недостаточность речевого общения, билингвизм, наличие речевой патологии у родителей или человека из близкого окружения, неблагоприятные семейные условия, в которых воспитывается ребенок. Но здоровая семья способна оказывать значительное положительное влияние на развитие речи ребенка. Однако для этого она должна быть вовлечена в коррекционный процесс, поддерживать достижения детей, следить за выполнением заданий логопеда, оперативно оповещать о возникающих трудностях в разных аспектах психического развития детей.

Анкетирование, проведенное в нашем ДОУ, позволяет утверждать, что большинство родителей имеют самые общие представления о сущности речевого дефекта ребенка. Почти две трети родителей имеют общие представления о мероприятиях, проводимых в ДОУ в рамках логопедической коррекции, и только четверть родителей хорошо осведомлены о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ, каково их содержание. Дополнительные занятия дома с детьми регулярно проводит только пятая часть родителей. Только в трети семей в коррекционную работу вовлечены несколько членов семьи. Наибольший интерес вызывают такие формы взаимодействия родителей и ДОУ, как индивидуальная беседа логопеда или воспитателя с родителями и собрания с участием логопеда, психолога. В общей сложности почти 90% родителей в той или иной степени готовы участвовать в мероприятиях, направленных на повышении компетенции в работе с детьми с нарушениями речи. При этом родители интересуются приблизительно в равной степени получением навыков проведения упражнений и игр по логопедической коррекции и по оптимизации коммуникативных данных ребенка.

Нами разработана модель взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда  с родителями в рамках коррекционно-логопедической работы. Она призвана  решить целый ряд задач, касающихся:

психолого-педагогического и правового просвещения;

повышения родительской компетентности в вопросах коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии;

развитии мотивации родителей к улучшению детско-родительских отношений;

пропаганды семейных ценностей и сохранения семейных традиций [?, стр.9];

вовлечения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Рассмотрим подробнее каждый этап предложенной модели взаимодействия логопеда с родителями ребенка с нарушениями в речевом развитии.

Подготовительный этап работы с семьей.

Содержание этапа:

I. Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.

Формы работы:

1. Ознакомление с социально-психологическим портретом семьи  и структурой речевого дефекта ребенка.

2. Консультация.

3. Индивидуальные беседы с родителями.

Родителям дается необходимая информация, знания о  возрастных нормах речевого развития детей и речевых ошибках, имеющих возрастной характер. Конкретно для родителей детей  с речевой патологией даются индивидуальные советы. Установление контакта с такими семьями должно быть очень осторожным, и по возможности, индивидуальным.

II. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребёнка:

1. Беседы с родителями.

2. Посещение индивидуальных занятий.

III. Информирование родителей о результатах обследования:

1. Индивидуальные беседы с родителями.

2. Консультирование.

IV.Определение наиболее эффективных приёмов работы с семьёй ребёнка:

1. Анкетирование, опрос, наблюдение.

Практический этап работы

Содержание этапа:

I. Ознакомление родителей с «Программой коррекционного обучения детей с нарушения речевого развития».

1. Еженедельное информирование родителей по темам недели.

Каждую неделю на стенд «Обратите внимание» вывешиваются мероприятия с детьми, на которые приглашаются и родители. Здесь же родители получают конкретные рекомендации по работе с детьми в рамках данной темы.

2. Родительское собрание.

3. День открытых дверей.

II. Расширение знаний родителей по проблемам общего психического и речевого развития детей:

1.Психологический «кружок».

2. Родительские тренинги с логопедом.

3. Специально организованные занятия с педагогами.

4. Выпуск памяток,  буклетов.

5. Оформление папок-передвижек.

III. Обучение родителей некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком в семье.

Кроме традиционных форм сотрудничества (консультирование, практикумы на этом этапе нами используются такие мероприятия как литературные викторины, конкурсы чтецов, «Звуковые дорожки», участие мам и пап  в проведении речевых занятий.

Обобщающий этап работы

Содержание третьего этапа:

I. Закрепление умений родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания:

II.Стимулирование творческой деятельности родителей в коррекционном обучении дошкольников.

 1. Выпуск газет для семей силами самих родителей.

 2. Оформление выставок (фото, рисунков, поделок).

 3. Участие родителей в совместных мероприятиях.

 4. Конкурсы дидактических игр,  которые пополняют игротеку детского сада.

III. Применение различных форм контроля за выполнением заданий логопеда в домашних условиях.

Целостность  коррекционного процесса обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребенка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе, и родителями дошкольников[6, стр. 8]. Эффективность коррекционной работы во многом определяет обратная связь, выявляющая, как происходит усвоение знаний. Одной из форм обратной связи мы предлагаем размещение на информационном стенде благодарностей, благодарственных писем  родителям за участие в работе детского сада. Родители все чаще обращаются к информационному стенду, прислушиваются к советам педагогов, что, в свою очередь, поддерживает уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Форма сотрудничества семьи и ДОУ наполняется новым содержанием: родители становятся участниками педагогического процесса.

Реализация предложенной модели возможна с применением рассмотренных форм работы: индивидуальные беседы, родительские собрания, консультации, «круглые столы», совместные досуговые мероприятия. Анализируя взаимодействие в системе «ребенок –педагог - родитель», нами были сделаны выводы о возрастании интереса родителей к педагогическому коррекционному процессу, рост количества родителей-участников совместных мероприятий дошкольного учреждения и семьи с 15% до 70%, увеличение числа родителей, удовлетворенных работой педагогов и ДОУ в целом. Все названные мероприятия направлены на повышение активности родителей, повышение степени их вовлеченности в воспитательно-коррекционный процесс ДОУ.

Литература:

Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями  в ДОУ. – М., «Сфера», 2006.

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

Дыбина О.В. и др. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи. Тольятти. ТГУ.  2009.

Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М., «Сфера», 2006.

Минкевич Л.В. Тематические педсоветы в дошкольном учреждении. – М., 2009.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

           Санкт-Петербург «Детство-Пресс».2009.

Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.- М. «Вако», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОУ и СЕМЬИ.

Опыт работы по вовлечению  родителей  в единое  образовательное пространство  ДОУ и СЕМЬИ....

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад-семья" посредством различных форм работы

Жизнь в детском саду очень активна. И чем больше в ней разнообразных мероприятий, тем интереснее.Для чего нужны выставки в детском саду?Они воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креа...

Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС

В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"

Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный перио...


 

Комментарии

Арапова Валентина Григорьевна

Статья поможет логопедам и воспитателям планомерно строить отношения с родителями