КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ воспитательно-образовательной работы с учётом федеральных государственных требований
методическая разработка по теме

Ануфриева Ирина Викторовна

С введением в образовательный процесс ДОУ Федеральных государственных    требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогическими коллективами ДОУ встал вопрос нового планирования образовательного процесса. Вопрос трудно решаемый, т.к. конкретного алгоритма нам не предоставили. У педагога должно быть несколько планов, а вот, сколько и каких – мы, выходит дело, должны решать самим. Изучив ФГТ, прослушав курсы повышения квалификации, мы пришли к решению, что нам необходимы следующие планы для воспитателей на группу…

Скачать:


Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»

                    р.п. Духовницкое Саратовской области

                 КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

                      ПЛАНИРОВАНИЕ

воспитательно-образовательной работы

с учётом федеральных государственных    

                         требований

                      на  2012 – 1013 учебный год

                                    (из опыта работы)

                                                     Старший воспитатель:

 АНУФРИЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

                С введением в образовательный процесс ДОУ Федеральных государственных    требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогическими коллективами ДОУ встал вопрос нового планирования образовательного процесса. Вопрос трудно решаемый, т.к. конкретного алгоритма нам не предоставили. У педагога должно быть несколько планов, а вот, сколько и каких – мы, выходит дело, должны решать самим. Изучив ФГТ, прослушав курсы повышения квалификации, мы пришли к решению, что нам необходимы следующие планы для воспитателей на группу: годовой, комплексно-тематический и календарный.

                Если вы ещё не начинали работу по организации нового планирования по ФГТ, то вам будет полезна эта статья.

        Наряду с тем, что ФГТ фиксируют структуру основной общеобразова- тельной программы – положения ФГТ являются и основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделю некоторые из  положений:

«Программа должна основываться на  комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;

далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…;

 далее «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».

В ФГТ также содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

В начале мы для себя определили: что же лежит в основе комплексно-тематического планирования? Это примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

-  явлениям нравственной жизни ребенка (Дни  доброты, красоты, всемирный день приветствий  и др.);

-  окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери  и др.);

- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),

-  сезонным явлениям (Осенины, Зимушка снежная,  Весняночка),

-  народной культуре и  традициям.

Мы решили, что количество тем самостоятельно будут определяться педагогами, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями). Указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для дошкольников международными, российскими праздниками или событиями. А также формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

        Учитывая всё это, мы составили шаблон годового плана.

«ГОДОВОЙ ПЛАН»                                                      

                                                                                                                 

Ме- сяц

Тематичес- кая неделя

Проект

 Сезон- ное явление

Праздники

Традиции

Эксперим-ная деятельн.

Реализация комплексно-тематического принципа у нас основываться на  примерном календаре праздников, проектно-исследовательской деятельности (эксперимент), тематических недель, сезонных явлений и, конечно же, годовых задач ДОУ на текущий год.

Годовой план пишется воспитателями на год, с сентября по август. Примерно он выглядит так:

Месяц

Тематическая неделя

Реализация проекта

 Сезонное явление

Праздники

Традиции

Эксперименталь- ная деятельность

Сентябрь

«Дары осени»

«Осенний сундучок»

Сентябрь – «урожай собирай на зиму запасай»

*День знаний.

*День дошкольного работника.

*Экскурсия в школу

*День посёлка.

 «Узнаем, какая вода»

Октябрь

«Люблю берёзку русскую»

«Братья наши меньшие»

Октябрь – «время листопада, листья жёлтые летят, скоро голым будет сад»

*День рождения детского писателя С.Я. Маршака.

*День музыки.

*День животных

Конкурс поделок  «Осени богатство»

«Что плавает- что тонет?»

Ноябрь

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

Ноябрь – «осени конец, а зиме начало»

*День народного единства

*День матери.

Подарок маме

«Как обнаружить воздух в помещении»

Декабрь

«Наш посёлок»

Декабрь – «зиме начало»

*Новый год

*День прав человека

*День конституции

Новогодний утренник

 «Свойства песка»

Январь

«Зимняя карусель»

«Какие разные снежинки»

«В январе, в январе, много снега на дворе»

*Рождество

*Всемирный день спасибо

 «Зимняя сказка»

(постройки из снега)

«Как снег становиться водой»

Февраль

Мой любимый папочка

«Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко»

*День Защитников Отечества.

*День рождения А.Барто

«Мама, папа, я-спортивная семья»

«Цветные льдинки»

Март

Приметы ранней весны

«Рыхлый снег темнеет, в марте тают льдинки на окне»

*«Международный женский день»

*День рождения К.Чуковского.

Утренник ко Дню 8 Марта

«Сосульки»

…и так далее.

Следующий план – «Комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы» – это расписывание годового плана более подробно.

«КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН»                                                                              

Месяц, неделя, число

Название мероприятия

Форма работы,

содержание  

Цель

Интеграция образовательных областей

Сентябрь

1 неделя

1.09.

Праздник

«День знаний»

1.Беседа «Здравствуй, школа» с показом иллюстраций.

2.Показ постановки «Лесная школа»

3.Экскурсия в школу: обобщение всех знаний, которые получили дети в этот день.

4.Сюжетно-ролевая игра «Школа». Правильное распределение ролей, обязанностей. Знакомство со школьными принадлежностями.

1.Расширить знания детей о школе, о дне знаний.

2.Вызвать интерес к школе, учёбе.

3.Вызвать у детей эмоционально-положительное состояние от этого праздника.

«Социализация»

«Коммуникация» «Познание»  «Музыка»

«Художественное творчество»

2 неделя

11.09.

Традиция

«День посёлка»

Беседа «Мой дом»:

 о членах их семьи, о доме, о

2.Рассматривание альбома  с фотографиями достопримечательностей посёлка. Обсуждение вопроса «Что значит выражение: Родина и мама – одна»

1.Формировать у детей начальные представление о семье, о доме, о родном посёлке, его названии.               2.Воспитывать любовь к малой родине.

«Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Социализация».

14.09.

Сезонное явление

«Сентябрь – урожай собирай, на зиму запасай»

1.Беседа «Что изменилось в сентябре в природе?» (признаки сентябрьских изменений). 2.Наблюдение на прогулке за деревьями, птицами;  подвижная игра «Звери осенью»; сбор семян в цветнике и вьющихся растений вокруг беседки.

3.Заучивание стихотворения  Н. Светлячок «Пришёл сентябрь с красками»

1.Расширение и углубление знаний детей об изменениях в живой и неживой природе в сентябре.

2.Научить детей правильно собирать семена.

«Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Социализация»

«Здоровье»

«Физическая культура»

«Безопасность»

«Труд»

3 неделя

18.09 – 20.09

Проект

«Осенний сундучок»

(3-х дневн.)

1. Игра-эксперимент  «Угадай что это?»

2. Продуктивная деятельность «Овощи и фрукты-цвет и форма».

3.Конкурс салатов из даров осени (домашние заготовки с помощью родителей).

1.Учить различать овощи и фрукты по вкусу.

2.Закреплять умения различать и называть овощи и фрукты по форме и цвету. Вызвать у детей удовольствие от совместной деятельности со сверстниками.

3.Прививать детям дух соперничества, соревн-ия. Приобщать родителей к жизни детского сада.

«Познание» «Коммуникация» «Художественное творчество» «Здоровье»

4 неделя

27.09

Праздник «День дошкольного работника»

1.Экскурсия по детскому саду, знакомство с профессией дошкольного работника: повар, прачка, воспитатель, дворник и т.д.

2.Беседа по тематике праздника.

3. Предложить детям нарисовать один день из жизни детского сада, организовать выставку рисунков.

1.Формирование представлений о профессии дошкольного работника, положительного отношения

«Художественное творчество» «Чтение художественной литературы» «Коммуникация» «Социализация».

…и так далее, до конца года.

        И третий план «Календарный план воспитательно-образовательной работы». В его основу мы взяли принцип планирования Ксении Белой. Он заключается в следующем: сначала мы должны выделить принципы отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой, решить, что на сегодняшний день не из трех, а из двух частей может состоять образовательный процесс: первое – это непосредственная образовательная деятельность и решение содержания еще в режимных моментах; второе – самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства. Нужно уходить от жесткого регламентирования уголков, зон, которые часто не меняются в течение всего учебного года, жить под тему, под содержание, проживать через все виды детской деятельности, а значит, предметная среда должна гибко меняться.

Исходя из этого, шаблон календарного плана выглядит так:

Совместная  деятельность  педагогов  и  детей

Самостоятельная

деятельность  детей

Изменения в предметно-развивающей среде

Образовательная  деятельность  в  ходе  режимных моментов

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

В этом году начали апробировать эти планы. Педагогам очень трудно перестроиться, ведь всегда всё новое даётся с трудом.  И я думаю, что эти планы будут терпеть многочисленные изменения.

Если кому-то поможет моя статья при организации планирования по-новому – буду  очень рада…

Литература:

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 665 Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г.

К. Белая  «Три модели организации образовательного процесса в ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематические планирование в старшей группе с учётом ФГТ.

перспективное планирование на делю в старшей группе с учётом ФГТ по теме "Моя малая Родина"...

Комплексно - тематическое планирование с учётом ФГТ и регионального компонента (подготовительная группа)

Представленное комплексно - тематическое планрование составленное на основе практической работы, предполагающая интеграцию образовательной деятельности по всем тематическим раздлам в соответстви...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе с учётом ФГОС ДО

Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование с учётом ФГОС ДО...

Комплексно-тематическое планирование с учётом ФГОС

Здесь представлено комплексно-тематическое планирование с учетом 5 образовательных областей: социально-коммуникативное развитие. познавательное развитие, речевое развитие, художественно=эстетическое р...

Комплексно-тематическое планирование в группе раннего возраста с учётом ФГОС ДО

Приложение 1САНКТ-ПЕТЕРБУРГ       Курортный районГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 26197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк,у...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе с учётом ФГОС

Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование с учётом ФГОС ДО для саршего дошкольного возраста....

Организация образовательной деятельности с учётом комплексно – тематического планирования.

Организация  образовательной деятельности с учётом комплексно – тематического планирования....