Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования
статья по теме

Соколова Людмила Владимировна

 

Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования

 

      Дошкольное образование на современном этапе – это не только формирование определенных знаний, но и развитие базовых способностей личности ребенка, его социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

      Цель дошкольного образовательного учреждения – воспитать творческого, культурного, свободного гражданина. Ребенок должен уметь познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним.  В  ребенке как в личности нужно пытаться развить способности самоопределения, самоактивизации на основе освоения культурного опыта старших.

      Дошкольному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, необходимо переходить на новый уровень взаимодействия с социумом, стать «открытой системой».  Понятие «открытое дошкольное учреждение» -это «окно в мир» как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное учреждение укрепляет взаимосвязи с семьей, общественными организациями, институтами культуры и т.д.   Цель деятельности  такого дошкольного учреждения – содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.

       

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования

      Дошкольное образование на современном этапе – это не только формирование определенных знаний, но и развитие базовых способностей личности ребенка, его социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

      Цель дошкольного образовательного учреждения – воспитать творческого, культурного, свободного гражданина. Ребенок должен уметь познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним.  В  ребенке как в личности нужно пытаться развить способности самоопределения, самоактивизации на основе освоения культурного опыта старших.

      Дошкольному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, необходимо переходить на новый уровень взаимодействия с социумом, стать «открытой системой».  Понятие «открытое дошкольное учреждение» -это «окно в мир» как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное учреждение укрепляет взаимосвязи с семьей, общественными организациями, институтами культуры и т.д.   Цель деятельности  такого дошкольного учреждения – содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.

       Партнерство дошкольного образовательного учреждения:                                                       - внутри системы образования;                                                                                                                   - с семьями воспитанников;                                                                                                                        - партнерство работников дошкольного учреждения с представителями иных сфер.

       Руководству дошкольного образовательного учреждения, чтобы максимально полно использовать возможности привлечения социальных партнеров, нужно, прежде всего, четко осознавать цели развития учреждения; прогнозировать результаты партнерства для развития дошкольного образовательного учреждения; повышение качества образовательных услуг (ориентировка на положительные результаты совместной деятельности  - совершенствование личностного становления дошкольника).

       Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами должно быть продумано и грамотно организовано. Необходимо создать условия для расширения кругозора дошкольников за счет снятия территориальной ограниченности дошкольного образовательного учреждения (посещения детских библиотек, поездки по городу, экскурсии в музеи, пешие походы на природу и другие формы работы).  Обязательное условие взаимодействия с учреждениями культуры и другими – это активное участие семья, то есть родителей дошкольников.

       Задачи: объединить усилия педагогов дошкольного учреждения и родителей для эффективной организации работы в системе «ребенок – педагог – родитель». Нужно создать условия для развития индивидуальных особенностей и самостоятельности у ребенка – дошкольника. Обязательное условие здесь – это повышение квалификации педагогов и уровня знаний родителей.

       В нашем дошкольном учреждении создана система работы по музейной педагогике «По радуге – в музей». Мы также работаем по программе «Здравствуй, Петербург!».  Это методические разработки по художественно – эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.  Разрабатывались они в течение несколько лет, активное участие в них принимал наш педагог дополнительного образования Е.Н.Колесник.     мы стараемся осуществить интегративный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно – эстетических способностей детей с четырех лет.

       Вся система «ребенок – педагог – родитель» способствует развитию духовно – нравственной культуры участников образовательного процесса.  Безусловно, необходимо тщательно продумывать условия обеспечения безопасности воспитанников на выезде из детского сада: мы привлекаем к этому родителей. Существует два варианта такой работы: самостоятельные выезды родителей с детьми в выходные дни для работы на экспозиции в музее (зарисовки в тетрадях) , прогулки по памятным местам – по заданию педагогов или выезд небольшой группы детей в сопровождении педагогов и родителей. Оба варианта бывают одинаково эффективны и цель достигнута.

      Экскурсии в библиотеки проводятся по плану педагогов с детьми 5 – 7 лет; с библиотеками заключаются договоры на год.  Детям очень интересен и рассказ библиотекаря о ценности книги и показываемые фильмы, и сами книги в таком большом количестве. Ведь ни для кого не секрет, что в наше время дети – школьники почти не читают книг, только в младших классах, да и то чаще по принуждению учителя! Все понятно: компьютер, может и удобная штука, но - хорошо, если в нем читают полное произведение, а чаще - сокращенные варианты или вообще – только аннотации к произведениям. Поэтому такое тесное сотрудничество с библиотеками повышает интерес ребенка к книге, умению читать, расширяет кругозор ребенка.

       И еще одна форма – это пешие походы – экскурсии в природу. В нашем случае – походы на Северомуринский ручей. Походы организует инструктор по физической культуре, сопровождают детей желающие родители.                                                                           Здесь решается много задач:                                                                                                                      1) физические – развивается выносливость, тренируются определенные группы мышц (при длительной ходьбе); по прибытии на место – проводятся различные эстафеты и т.д.; 2) развивается кругозор ребенка – он познает мир, учится правильно вести себя в природе, ценить и беречь ее, чувствует себя такой же частью этой природы, видит ее красоту;                                                                                                                                                                 3) обеспечение безопасности жизнедеятельности: детей учат безопасно переходить дорогу, правильно вести себя в образе пешехода; учат помогать другим, если утех возникают проблемы; знакомят с различными растениями, насекомыми – объясняют, что растения бывают и опасные, и ядовитые, что насекомых лучше не трогать руками и т.д. ребенок в природе – существо беззащитное, и поэтому нужно научить его еще в детском возрасте правильно взаимодействовать с природой.

       Городские дети часто многого не знают, они как бы «оторваны»  от природы.  У меня мой собственный сын в возрасте 3,5 лет , будучи вывезен за город, в лес, возмущался, что «трава в лесу – это газон, и ходить по нему ногами нельзя»!  Поэтому походы – экскурсии в природу – это благодатная почва для экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

       Таким образом, подводя итог, можно сказать, что все формы работы с социумом содействуют формированию социальных навыков у детей, способствуют укреплению их здоровья и благополучия, приучают к здоровому образу жизни, развивают способности самоопределения и самоактивизации, социальные и культурные навыки и, как следствие, повышение качества образования детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Основные положения совместной работы с семьей. Основное направление работы с родителями. Актуальность темы. Эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Мероприятия, прово...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от соглас...

Консультация для родителей «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Консультация для родителей о необходимости слаженной работы педагогов и родителей в воспитании детей....

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования.

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования. Знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и...

«Взаимодействие ДОУ с социумом, как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребё...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Семья и детский сад- две сферы жизни ребенка. Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста, а также в работе по установлению конта...