План проведения семинара – практикума «Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста»
рабочая программа (старшая группа) по теме

Данное занятие фоормирует у детей понятие об этикете.

Игра по обучению детей этикету и вежливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_provedeniya_seminara-praktikuma_original.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения

семинара – практикума

«Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста»

  1. Предварительная работа.

  1. Актуальность знаний по этикету у педагогов через    

                   самостоятельное изучение и повторение правил

                   сервировки стола и норм этикета.

  1. Оформление выставки литературы по формированию навыков этикета у детей дошкольного возраста.

  1. Проведение семинара – практикума «Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста»

  1. Понятие об этикете.
  2. Показатели усвоения детьми дошкольного возраста социальных норм и правил.
  3. Навыки этикета, которыми могут овладеть выпускники детского сада.
  4. Викторина «Роль этикета в воспитании детей»

  1. Подведение итогов семинара – практикума.

  1. Подводится общий итог.
  2. Воспитатели получают памятки:

- показатели усвоения социальных норм и правил;

              - навыки этикета, которыми могут овладеть выпускники    

                детского сада.

             - игра по обучению детей этикету и вежливости.

Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не полагая на себя определенных ограничений.

Этикет слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятых в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.

Нормы этикета в отличие от норм морали являются установленными, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека. Его нравственные и интеллектуальные качества. Умения правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопониманию, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности -  в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.

Формироваться навыки этикета должны с раннего детства, в условиях семьи и дошкольного образования. Роль этикета в жизни дошкольника очень велика, так как формирует базу социальных норм, через воспитание у детей трудолюбия, вежливости, аккуратности, культуры поведения в коллективе, в общественных местах, навыками правильного обращения со всеми окружающими предметами, умения готовиться к предстоящим делам (организовать свою деятельность).

Показатели усвоения социальных норм и правил.

3-4 года

Ребенок ориентируется на требования взрослого. Может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста», в меру возможностей самостоятельно одевается, ест и т.п. По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь пожалеть последнему, пожалеть его, поделиться с ним игрушками.

По требованию взрослого может сдерживать агрессивные реакции.

4-5 лет

Имеется представление о том, как надо (не надо) себя вести. Формируется представление об особенностях полового поведения.

В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на  более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения.

5-6 лет

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.  

6-7 лет

Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе и этические. Однако только некоторые дети могут регулировать ими свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов. Отстаивает усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.

   

Навыки этикета, которыми могут овладеть выпускники детского сада.

  1. Сервировка стола и поведение за столом:

- знать разнообразные варианты сервировки стола;

- уметь пользоваться столовыми приборами;

- непринужденно сохранять правильную осанку;

- знать, какими приборами надо пользоваться во время еды,      

  уметь это делать;

- владеть основами оформления праздничного стола, уметь

  складывать тканевые салфетки разнообразными способами.

  1. Культура внешнего вида:

- одеваться в соответствии с модой, но с учетом своих  

  индивидуальных особенностей и чувства меры;

- поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке;

- уметь самостоятельно причесываться.

  1. Речевой этикет:

- уметь обратиться с просьбой;

- знать правила ведения разговора по телефону;

- во время приветствия и прощания использовать

  разнообразные формулы вежливости.

  1. Поведение в общественных местах:

- уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее,

  кафе;

- знать основные правила поведения в детском саду, школе,

  библиотеке.

  1. Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:

- уметь представляться во время знакомства и представлять другого;

- выбирать подарки и их преподносить;

- уметь принимать гостей и быть гостем.

Викторина

«Роль этикета в воспитании детей»

Ведущий предлагает участникам разделиться на 2 команды. Далее ведущий представляет состав жюри. Жюри будет оценивать содержательность, оригинальность, юмор и эмоциональность выступлений по 3-бальной системе. Оценка выступлений команд будет проходить по окончании каждого задания.

Задание № 1. «Название команды»

Придумать название своей команды в соответствии с темой викторины и представить ее, выбрать капитана команды.

Задание №2. Разминка «Формулы вежливости»

Командам раздаются карточки с заданием. На выполнение задания отводится 3 минуты, выигрывает та команда, перечислит больше формул.

Задание для 1 команды:

Назовите формулы вежливости во время приветствия.

Задание для 2 команды:

Назовите формулы вежливости во время прощания.

Такие речевые формулы воспитатель должен употреблять как можно чаще по отношению к детям, коллегам, родителям (независимо от того, с какой возрастной группой он работает). Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.

Задание № 3. «Пантомимы»

Каждая команда с помощью разнообразных движений изображает ситуацию, описанную в карточке. Команда соперников должна разгадать пантомиму.

I вариант:

Мальчик уступает место пожилому человеку в автобусе.

II вариант:

Мальчик поздравляет девочку с днем рождения.

Задание № 4. «Конкурс капитанов»

Капитаны сервируют стол. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнит сервировку.

Задание № 5. «Детский телефон доверия».

1.Команды отвечают на «детские» вопросы (6 вопросов в конвертах, по 3 вопроса каждой команде).

2.Здравствуйте. Подскажите мне, пожалуйста, кто должен здороваться первым, если встретились мальчик и девочка? Мальчик и бабушка? (ребенок должен первым здороваться с взрослым).

3.Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними? Если надо, то как это сделать? (если есть возможность, можно подойти и тихо поздороваться, либо поприветствовать кивком головы и взглядом).

4.Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (можно, тарелку наклонять тарелку от себя, на себя нельзя т.к. можно облиться).

5.Мне подарили ненужную и некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто мне ее подарил? (Даже если подарок не понравился, нужно обязательно поблагодарить того, кто преподнес подарок).

6.Ко мне на день рождения в субботу придут друзья. Подскажите, какие игры можно провести, что бы всем было весело?

7.Здравствуйте. Мне 5 лет. Меня друг пригласил на день рождения, а я не знаю, что нужно подарить. Подскажите пожалуйста.

задание № 6. Цветик – семицветик»

команды заполняют лепестки цветка названиями тех нравственных качеств, которые необходимо воспитывать у детей. Объяснить свой выбор.

Подведение итогов викторины.

Подведение общего итога семинара-практикума.

Усвоение детьми социальных норм и правил в дошкольном возрасте

Успешность практический  деятельности, взаимодействия людей друг с другом не возможно без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.

В раннем детстве и в начале дошкольного  возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы). Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание и сочувствие. Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления, ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций).

Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи, но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует усвоению или норм и правил.

Важную роль в становлении  нормативной регуляции поведение у дошкольника играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) вступают перед ними как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их. Нормы и правила следует формировать в четком и доступном для дошкольника виде. Важно, что бы взрослый не просто задавал их как то, что ребенок должен (или не должен) делать, а объяснял ему, для чего необходимы то или иное правило, та или иная норма, т.е. вводил нормы и правила как средство, позволяющее оптимально взаимодействовать с людьми, действовать с предметами, заботиться о своем здоровье и т.д. При этом взрослому необходимо давать ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей (например, при прочтении художественной литературы, разыгрывание небольших спектаклей и т.п.).

Для успешного усвоения норм и правил имеет большое значение и постоянное поощрение проявления одобряемых форм поведения у детей, отношений доброжелательности, доверия между ними и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение новых форм сотрудничества с родителями в развитии социальных навыков детей дошкольного возраста.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие....

Семинар-практикум «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Цель семинара - практикума: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Система...

Семинар практикум "Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста"

Семинар практикум "Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста"...