Опыт работы по теме"Проектно-исследовательская деятельность."
статья по теме

Куделина Марина Ивановна

 Опыт работы по теме "Проектно-исследовательская деятельность"  -    в настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует и от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Мы живём в постоянно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быстро воспринимать её, анализировать, осваивать новое, добывать самостоятельно знания, экспериментировать, находить собственное решение в различных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением                                                                                                            

                                                                  познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 "Гвоздика"

 

Выпускник детского сада:

любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

(Из портрета выпускника ДОУ)

      В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует и от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Мы живём в постоянно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быстро воспринимать её, анализировать, осваивать новое, добывать самостоятельно знания, экспериментировать, находить собственное решение в различных ситуациях.

      Формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им – вот основная цель моей деятельности.

      Для достижения цели я поставила следующие задачи:

 - изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу познавательного развития дошкольников;

- создать необходимые условия для исследовательской деятельности дошкольников;

- включить детей в проектно-исследовательскую деятельность;

- воспитывать у детей интерес к процессу познания;

- развивать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребёнка;

- поддерживать детскую инициативу, самостоятельность, оценочное отношение к миру.

        Заинтересовавшись проблемой «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста  в процессе проектно-исследовательской деятельности», я опиралась на программу "Развитие" О.М.Дьяченко, которая реализуется через разделы "Ребёнок и окружающий мир", "Развитие представления о мире и себе", «Экология», региональную программу " Человек.

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением                                                                                                            

                                                                  познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 "Гвоздика"

Индивид. Личность." И.А.Малашихиной. А также на теоретические труды отечественных педагогов: Киселевой Л.С., Данилиной Т.А., Евдокимовой Е.П., Зуйковой М.Б., Литвиновой Р.М.

Новизна моего опыта заключается в следующем:

- воспринимая каждого ребенка как личность, я включаю в нашу совместную деятельность задания, способствующие выражению  ребенком собственного отношения к исследованию, то есть положительную мотивацию к получению знаний;

- используя игровую технологию, я развиваю у детей  любознательность, наблюдательность и познавательный интерес;

- особое место отвожу проектной деятельности, которая обогащает ребят новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать нужную информацию.

Эту работу провожу в тесной связи с родителями.

      Воспринимая ребенка как личность, я особое внимание уделяю созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательного интереса каждого ребенка. Мною были созданы:

  1. мини-лаборатория «Любознайка», наполняющаяся всеми новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, а также позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
  2. мини-огород на окне, где дети выращивают травку для зимующих птиц, рассаду, проводят опытническую работу. Учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений;
  3. полка «умных книг», видеотека, где находится познавательная литература и  интересные  фильмы об окружающем мире,  из которых ребята всегда могут найти ответы на интересующие их вопросы;
  4. дидактические игры, макеты, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для её обсуждения с детьми вне занятий.

       Формами работы с детьми являются опыты и эксперименты в мини-лаборатории «Любознайка», занятия познавательного цикла, наблюдения в живой и неживой природе, огород на окне, осуществление исследовательских проектов.

       Особое место в работе с дошкольниками я отвожу проектной деятельности, которая обогащает ребят новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать нужную информацию. Эту работу провожу в тесной связи с родителями. «Летательные аппараты» - это был наш самый первый

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением                                                                                                            

                                                                  познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 "Гвоздика"

краткосрочный проект, который способствовал развитию умения детей

осуществлять совместную поисковую деятельность, побуждал детей к использованию различных способов для разрешения данной проблемы.

     Проекты "Ежи" и "Серый охотник" - включали  в себя знакомство с некоторыми видами ежей (белобрюхий, африканский) и волков (кайот), особенностями их внешнего вида, проживания, питания через исследовательскую деятельность. Заключительным этапом проектов были презентации мини-музеев по данным темам.

      Сейчас работаем над проектом  "Стихийные бедствия". С помощью макетов, изготовленных руками воспитанников и их родителей, изучаем строение и действие вулканов, торнадо, землетрясений, проводим опыты, учимся делать простейшие выводы, умозаключения. Дети и родители приобщаются к исследовательской деятельности, обучаются навыкам постановки цели, проектирования деятельности, обсуждают полученные результаты.

          Наблюдения за детьми во время совместной деятельности, изучения продуктов деятельности выполнения проблемно-поисковых заданий педагогов, детей и родителей – все это позволяет отметить наличие у всех участников взаимодействия высокого уровня заинтересованности, ярких эмоциональных проявлений по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели, увлеченности в процессе решения проблем. Кроме того, наблюдаются стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание. Все эти поведенческие реакции – яркие показатели проявления познавательного интереса всех участников исследовательской деятельности.

       Известно, что формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. Такой деятельностью является детское экспериментирование. В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами, стараясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет или не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.д. Опасность такой “самодеятельности” заключается в том, что дошкольники еще не знакомы с законами смешивания веществ, элементарным правилам безопасности. Это побудило меня к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса с младшего возраста.

     Малыши с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плаванье кораблики;

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 "Гвоздика"

превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.

Далее с возрастом опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Где он живет? Почему осенью много луж? Какие предметы притягивает магнит? На специально организованных занятиях ребята знакомятся со свойствами различных веществ, учатся формулировать вопросы и искать ответы на них, устанавливать причины и следствия наблюдаемых явлений.

        В лаборатории «Любознайка» дошкольники  проводят интересные опыты и эксперименты, открывая для себя много нового и интересного. В ней дети могут закрепить свои знания и навыки, полученные на занятиях. Им разрешаю пробовать и ошибаться, но самостоятельно находить решение и добиваться результата. Результаты опытов обсуждаем в ходе дискуссии: дети  рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, и делаем вывод о проделанной работе. Для самостоятельной исследовательской деятельности разработаны пошаговые алгоритмы проведения опытов и экспериментов.

        Используя игровую технологию, я развиваю у детей любознательность, наблюдательность, познавательный интерес, воспитываем бережное отношение к природе.

          В развитии познавательного интереса дошкольников большое место отвожу работе с моделями, схемами и макетами, которая позволяет малышу доступно и наглядно понять суть изучаемого материала. При ознакомлении с природной зоной «Пустыня» вместе с ребятами изготовили ее макет и провели опыт «Буря в пустыне». В результате этой работы у детей появились представления об основных физических явлениях, о различных свойствах веществ, об объектах живой и неживой природы.  

      Традицией стало проведение тематических недель, которые включают в себя проведение опытов, разгадывание загадок и головоломок, разнообразные викторины, конкурсы, праздники. Я заметила, что после их проведения большее количество детей стало по собственной инициативе включаться в процесс познания. Это свидетельствует о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.

      Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй. Своё общение с родителями строю на основе сотрудничества.

    Я использую различные формы взаимодействия с семьёй:

- наглядные (изготовление макетов к развивающим занятиям, пособий к исследовательским проектам, семейные и групповые газеты, и т. д.);

- словесные (беседы, консультации, "круглые столы");

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 "Гвоздика"

- практические (совместные проекты, эксперименты, опыты, практикумы, совместные мероприятия, выставки работ).

     Такая работа с семьёй помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребёнке любознательности, пытливости; способствует сплочению семьи, потому что много заданий необходимо выполнять совместно с детьми; позволяет вовлечь родителей в жизнь ДОУ и группы, помогает объединить в одно целое образовательное пространство. Я и дальше надеюсь работать в тесном контакте с  родителями, и я уверена, что тогда наши дети вырастут   любознательными, самостоятельными, юными исследователями.

Результативность.

       Правильно организованная предметно-развивающая среда, система мониторинга, организация познавательно-исследовательской деятельности, развитие новых партнерских отношений «ребенок–воспитатель–родитель», применение интересных форм организации участников процесса дала и даёт хорошие результаты.  

У детей:

-    развиваются познавательные способности и творческое воображение;

- формируется постоянный интерес к самостоятельным исследованиям, стремление познавать новое, добывать знания;

- речь воспитанников становится грамотной;

- проявляется избирательный интерес и индивидуальность;

- в процессе совместной деятельности у детей возникает более тесный контакт с родителями и сверстниками.

       Я не утверждаю, что мне в своей группе полностью удалось решить проблему развития познавательных способностей детей дошкольного возраста, но уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что у большинства моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира, что в дальнейшем позволит дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

             

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Активизация мыслительной деятельности через ИКТ"

Использование ИКТ в работе педагога с родителями, детьми, педагогами....

Опыт работы по теме "Активация умственной деятельности дошкольников посредством использования элементов мнемотехники и моделирования сказочных сюжетов

Здесь представлен опыт моей работы.  Если кого то заинтересовал мой материал . то приглашаю к сотрудничеству . Пишите , буду рада общению....

Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе с родителями "

Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе  с родителями"...

Опыт работы по теме "Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Представленный опыт работы помогает решить проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни через развитие творческих способностей в театрализованной д...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....