ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА
методическая разработка по теме

Кулеш Кристина Александровна

 

Консультации для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА

Автор: старший воспитатель ГБДОУ детский сад №23 Курортного района г. Санкт-Петербург Кулеш Кристина Александровна

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.
      В наше время число здоровых дошкольников постоянно сокращается и составляет всего 10% от общего числа детей, поступающих в школу.
Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.
Дошкольное учреждение в течение последних 8-ми лет в качестве одной из задач воспитательно-образовательной работы ставит задачу по охране и укреплению здоровья своих воспитанников. Два специфических фактора оказали преимущественное влияние на такую стратегию.

Во-первых, это государственный заказ. Неблагоприятная картина состояния здоровья детей дошкольного возраста и тенденция его ухудшения по всей России, в том числе и в городе Санкт-Петербурге.

Во-вторых, общественный заказ, высокий уровень запросов и требований родителей воспитанников к дошкольному образованию.

 Наше дошкольное учреждение расположено в Курортном районе города Санкт-Петербурга. В нашем городе сосредоточено большое количество высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, объектов культуры, спорта, отдыха, а в настоящее время предприятий малого и большого бизнеса, торговли и бытового обслуживания элитного типа. Соответственно, большинство населения отличается высоким уровнем образования и требований к качеству и содержанию образовательно-воспитательного процесса в ГБДОУ.

 В соответствии с этими двумя факторами педагогическим коллективом учреждения были определены условия, необходимые для решения поставленной задачи:

 - Создать в дошкольном учреждении условия, способствующие охране и укреплению здоровья воспитанников.

- Осуществлять здоровьесберегающий образовательно-воспитательный процесс.

 - Разнообразить содержание дошкольных образовательных услуг оздоровительно-профилактического характера.

- Обеспечить реализацию в дошкольном учреждении условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья воспитанников. 

Административное обеспечение и управление здоровьесберегающим образованием осуществляется в следующих направлениях: 

- формирование педагогической команды; 

- инициирование и поддержка инновационных начинаний и другой творческой педагогической деятельности, направленной на улучшение качества и содержания образования; 

- планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий наравне с образовательно-воспитательными; 

- обеспечение финансовых и материальных ресурсов; стратегическое планирование деятельности и развитие организации.

Педагогическая команда

Заведующая и старший воспитатель приоритетное значение отдают формированию команды единомышленников, так как в сфере "человек - человек" (взрослый - ребенок) люди решают все и являются главным и ценнейшим ресурсом реализации всех идей и программ.

На работу в наше дошкольное учреждение принимаются далеко не все желающие. При приеме на работу с каждым претендентом на вакантное место проводится индивидуальная беседа. Ее цель - понять желание и возможности работать с воспитанниками дошкольного учреждения. Мы обращаем внимание на причины ухода с предыдущего места работы, определяем мотивацию профессионального роста и развития, а также повышения образования и квалификации.

 Для работающих и поступивших вновь, в учреждении разработана и действует "Программа повышения профессионального мастерства и компетентности". Цель программы: обеспечить непрерывный профессиональный рост педагогов как условие достижения эффективного результата деятельности ДОУ. Она включает в себя мероприятия, направленные на повышение профессионально мастерства и компетентности педагогов, планируемые с учетом квалификационной категории, опыта работы и образования каждого педагога:

- Творческие группы, семинары-практикумы, самообразование

- Изучение специальной литературы, посещение МО, участие в конференциях

- Педсоветы, консультации, участие в семинарах

- Повышение квалификации путем прохождения курсовой подготовки

 - Контроль со стороны старшего воспитателя

- Наблюдение за работой педагогов-наставников

- Участие в конкурсах профессионального мастерства

Вот некоторые результаты реализации этого направления за последние восемь лет работы:

- полная укомплектованность детского сада педагогическими и медицинскими кадрами;

-  уровень компетентности и профессионализма педагогических работников и узких специалистов: 24% аттестованы на высшую категорию, 33% (в т.ч. заведующая) аттестованы на первую квалификационную категорию, остальные  43% готовятся к повышению квалификации;

- инновационная активность педагогов, выраженная в освоении новых программ дошкольного образования, создании собственных методических разработок и трансляции этого опыта в виде публикаций на сайтах, участия в конкурсах.

Инновационная деятельность

В последние годы дошкольное образование остро нуждалось в освоении и внедрении  новых образовательно-воспитательных программ и учебно-методических комплексов. Это объясняется повышением требований школы и родителей к уровню и качеству компетенций и функциональной готовности выпускников ДОУ к обучению в школе. В ответ на эти требования педагоги не только стали осваивать рекомендованные МО РФ программы, но и разрабатывать авторские программы, проекты, создавать методические разработки. Главное условие, без которого инновационные начинания просто невозможны, - это атмосфера созидания, свободы творчества, доверия и поддержки. Каждая авторская идея от возникновения до момента практического внедрения проходит определенный путь. Первоначально она обсуждается с коллегами, определяется ее новизна, актуальность, целесообразность и ресурсная необходимость. Педагог, выступивший в роли автора идеи, развивает ее при непосредственном участии методиста. Ему предоставляется возможность повышения компетентности в области его интереса - обучение на тематических курсах, подбирается специальная литература, организуется и проводится консультирование приглашенных специалистов из РОНО Приморского района. Затем каждому оказывается методическая помощь в оформлении проекта, программы, методической разработки. Автор презентует свой теоретический труд коллективу и педагогическому сообществу в районе, городе, а администрация учреждения осуществляет ресурсное обеспечение инновации инвентарем, оборудованием, пособиями, а также содействует в получении экспертного заключения или отзыва на авторскую работу. И только на последнем этапе, после положительного экспертного заключения, авторская разработка под руководством старшего воспитателя внедряется в дошкольную практику при обязательном сопровождении процесса внедрения приглашенным психологом в ГБДОУ. Главными экспертами на данном этапе являются медицинские работники и родители детей, которые особенно внимательно наблюдают за состоянием здоровья детей, их эмоциональным состоянием, поведением и общением.

Результатами развития инновационной деятельности в ГБДОУ можно назвать:

- Активное участие педагогов в обновлении дошкольного образования через разработку и внедрение авторских проектов, методических разработок по различным направлениям

Для поддержания интереса специалистов дошкольного отделения к инновационной деятельности широко используются различные способы и формы поощрения, благодарности, поддержка.

Планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий  в ГБДОУ наравне с образовательно-воспитательными

 

Лечебно-профилактические мероприятия в учреждении являются равнозначными образовательно-воспитательными.

Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности.

Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 при планировании работы с детьми в ДОУ необходимо опираться на "триаду здоровья": рациональный режим, закаливание, движение.


План
педагогического раздела включает в себя:

  1. Общие вопросы.
  2. Непрерывную образовательную деятельность.
  3. Работа вне НОД.
  4. Прогулка.
  5. Досуги, праздники, развлечения.
  6. Взаимодействие с родителями.
  7. Контроль.
  8. Регулирование.

Общие вопросы

Разрабатывается режим дня детей в ГБДОУ, с обязательным учетом возраста детей, времени года (теплое и холодное время года). В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, непосредственно образовательной деятельности и свободной деятельности.

Составляется расписание НОД для каждой группы детей, ведется суммарный учет  времени непрерывной образовательной деятельности в каждой группе. В период каникул проводятся экскурсии, развлечения и праздники.

Расписание непрерывной образовательной деятельности  и режим дня определяются уставом ГБДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов.

Непрерывная образовательная деятельность


      Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на  физкультуре.

Физическая нагрузка на физкультуре снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности.
В сетку непрерывной образовательной деятельности включен "Бассейн".   
      При организации и проведении непрерывной образовательной деятельности используется принцип деятельностного подхода - игра, то есть та деятельность, которая вызывает у ребенка положительный эмоциональный отклик. Интересу детей способствует появление персонажей сказок и мультфильмов. В каждую непосредственно образовательную деятельность включаются динамические паузы - физкультминутки. Форма проведения непосредственно образовательной деятельности - подгрупповая.

Работа вне непрерывной образовательной деятельности


        В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры и занятия в бассейне.

Эти мероприятия эффективно сопровождать художественным словом, музыкой, элементами психогимнастик.

        Прогулка 


      Обязательный элемент режима дня ребёнка в ГБДОУ детский сад № 23 Курортного района Санкт-Петербурга. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.


        Досуги, праздники, развлечения


       В дошкольном учреждении проводятся в соответствии с планом спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные). Здесь раскрываются возможности  и способности каждого ребенка. Развлечения и праздники - это радость, заряд положительной энергии.


      Взаимодействие с родителями


       Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников дошкольного учреждения, направленные на охрану и укрепление здоровья ребёнка не будут результативны. Родители и дошкольное учреждение в этом деле - сотрудники.

 Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями:

  • родительские собрания
  • консультации
  • индивидуальные беседы
  • наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки)
  • совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков)

Контроль


    Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в процессе контроля: оперативного, тематического, итогового.

Регулирование


     Любая заранее спланированная деятельность требует регулирования - поддержания работы на фоне текущих незапланированных событий, устранения и разрешения проблемных ситуаций, консультирования и обучения педагогов.


Медицинский раздел 

Решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: физиотерапия, профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд.

В физиотерапии активно используются естественные факторы внешней среды - солнце, воздух, вода, земля, игры на воздухе, солнечные ванны, босохождение по массажным коврикам.

В дошкольном учреждении функционирует медицинский блок: процедурный кабинет, кабинет специалистов, изолятор.

Основной задачей руководителя по реализации педагогического и медицинского разделов является не только вдохновение педагогов, но и в большей степени обеспечение деятельности всем необходимым: оборудованием, инвентарем, современной литературой и применением дифференцированной оплаты труда.

Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса необходимо обеспечить организацию здорового питания воспитанников в дошкольном учреждении - сбалансированного, разнообразного, достаточного. В ГБДОУ детский сад № 23 Курортного района Санкт-Петербурга режим питания детей: четырехразовое. Меню: десятидневное (включает в себя те продукты, которые характерны для текущего времени года).

 Роль руководителя в обеспечении питания детей заключается в бесперебойном обеспечении продуктами высшего качества, заключении договоров с поставщиками. Руководитель вместе с педагогическим коллективом и медицинским персоналом вовлекает родителей в обеспечение здорового детского питания в домашних условиях.
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ГБДОУ детский сад № 23 Курортного района Санкт-Петербурга можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы. Следовательно, можно говорить о выполнении и общественного, и государственного заказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства...

Материал к выступлению на августовской конференции по теме «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства...

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в ДОУ

Консультация для педагогов по внедрению в ДОУ здоровьесберегающих технологий...

Взаимодействие педагогов и родителей в обеспечении здоровьесберегающей среды в ДОУ

Одно из приоритетных направлений выбранных нашим ДОУ - это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья реб...

Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса.

В настоящее время проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме....