Контроль и критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения в ДОУ
материал на тему

Кангина Наталия Николаевна

Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию важная и обсуждаемая тема. Вашему вниманию представлены критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых воспитателем в МДОУ. Пример данного вида контроля (самоконтроля) может быть использован как старшим воспитателем, так и самим педагогом для самоконтроля и самоанализа педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию.

Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в МДОУ

Воспитатель: _________________________________________________________________

Оценка той или иной стороны деятельности воспитателя проводится по трехбалльной шкале:
    1 - не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность воспитателя соответствует данному критерии;

    2 - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что воспитателя соответствует данному критерию);

    3 - полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность дошкольного образовательного учреждения соответствует данному критерию).

В процессе наблюдения первоначально оцениваются (баллируются) все подкритерии, и затем полученное число делятся на их количество. Таким образом определяется средний балл самого критерия.

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (И)

     1.

Воспитатель создает условия для возникновения и развертывания игры детей.

  1.  Создает условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.).

  1.  Побуждает детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: "Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим"; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждают детей к принятию роли и наделению ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

  1. В качестве непосредственных участников игры предлагает детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей: показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами - "Съедобное-несъедобное", "Испорченный телефон", "Садовник"; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего и пр.).

  1. Соблюдает баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям, режимным моментом.

  1. Обеспечивает баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.).

2.

Воспитатель создает условия для развития общения между детьми в игре.

2.1. Организует совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.).

2.2. Развивает способы игрового общения - общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

2.3. Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.).

3.

Воспитатель создает условия для развития творческой активности детей в игре.

3.1. Не регламентирует игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов

3.2. Предоставляет детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.).

3.3. Поощряет детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

3.4. Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

3.5. Способствует возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.п.).

3.6. Внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер.

4.

Воспитатель реализует индивидуальный подход в организации  игры детей.

4.1. Организует игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игра, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п.).

4.2. Обращает особое внимание на "изолированных" детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выдвигают их на центральные роли и т.п.).

4.3. Способствует полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают роли мамы, хозяйки и пр. для девочек, роли, связанные с мужественными профессиями, - для мальчиков; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

4.4. Поддерживает индивидуальные интересы и возможности детей в игре.


5.

Воспитатель способствует развитию у детей разных видов игры

5.1. Организует сюжетно-ролевую игру

5.2. Организует игры с правилами.

5.3. Способствует возникновению режиссерской игры.

5.4. Организует игры-драматизации.

 5.5. Побуждает детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

5.6. Организует подвижные и спортивные игры.

5.7. Использует дидактические игры в педагогическом процессе.

5.8. Приобщает к играм разных народов.

6.

Воспитатель использует игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ (Ф)

1.

Воспитатель ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (проводит упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание их тонуса; включает в игры и занятия ходьбу, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с различным спортивным инвентарем и т.п.).

2.

В организации физкультурных занятий и в подвижных играх Воспитатель реализуют индивидуальный подход к детям.

2.1. Формирует подгруппы детей на основе состояния их здоровья и темпов физического  развития, их функционального состояния в соответствии с медицинскими показаниями.

2.2. Внимательно наблюдает за самочувствием каждого ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузку, на новые упражнения (учитывает окраску кожи лица, потливость, частоту и глубину дыхания и т.п.; используют хронометраж при определении характеристик двигательной активности детей и т.п.).

  1. Варьирует нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка (использует физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные положения - сидя, стоя, лежа и т.д.

  1. Стремится пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям или спортивной игре, используя знания о его индивидуальных склонностях и особенностях (вовлекает малоподвижных и регулируя двигательную активность подвижных детей; подбирает сюжеты и распределяет роли в играх в зависимости от личностных особенностей детей и т.п.).

  1.  Мягко, использует поощрение, корректирует движения и осанку каждого ребенка, который в этом нуждается.

3.

Воспитатель ДОУ способствует становлению у детей ценностей здорового образа жизни.

  1. Развивает у детей навыки личной гигиены.

  1. Развивает у детей элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращает внимание детей на значение конкретного упражнения для развитая определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состояние кожи, зубов и пр.).

  1. Поддерживает возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства "мышечной радости".

  1. Привлекает родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни (организует консультации, беседы с родителями; обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ и пр.).

4.

Воспитатель ДОУ создают условия для творческого самовыражения детей в процессе физической активности.

  1. Включает элементы двигательной активности детей (бег, лазание, прыжки и т.п.) в сюжетные игры.

  1. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей использует игровые образы и воображаемые ситуации (на физкультурных занятиях, при проведении гимнастики в группах, на физкультминутках, на занятиях и т.п.).

  1. Выделяет время для свободной двигательной активности детей (на физкультурных занятиях, на прогулке, в свободное время в групповом помещении и т.п.).

5.

Воспитатель используют разнообразные формы организации физической активности детей (проводит утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники и Дни здоровья; организует спортивные секции, клубы; проводят обучение детей плаванию и т.п.).

6.

Воспитателем ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей (используются разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, витамине-, фито- и физиотерапия, массаж, корригирующая гимнастика и т.п.; ведется систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми и т.п.).

 

         

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (Р)

1.

Воспитатель создает условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками.

  1. Побуждает детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями (отвечает на все вопросы ребенка, внимательно относятся ко всякого рода его фантазиям, побуждают детей к познавательному общению во время прогулок, в беседах по поводу прочитанного и т.д.).

  1.  Побуждает детей к речевому общению между собой (привлекает внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них  и  высказываться).

2.

Воспитатель дает детям образцы правильной литературной речи.

  1. Речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная (полные предложения), грамматически правильная и т.п.

  1. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета и т.п.

3.

Воспитатель обеспечивает развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями.

  1. Следит за правильным произношением, в случае необходимости поправляет и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения и т.п.).

  1. Наблюдает за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляя их.

4.

Воспитатель обеспечивает детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных возможностей.

  1. Помогает ребенку овладевать названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.

  1. Создает условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность.

  1. Обеспечивает развитие образной стороны речи (знакомит детей с переносным смыслом слов "человек хмурится", "утро хмурое", уточняет оттенки смысла разных слов и т.д.).

  1. Знакомит детей со словами, имеющими одинаковое значение (синонимами), противоположное значение (антонимами), имеющими одинаковое звучание, но различное значение (омонимами).

5.

Воспитатель создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учит правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6.

Воспитатель развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей.

  1. Поощряет детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и самостоятельное сочинение сказок и пр.).

  1. Организует диалоги между детьми и со взрослыми (инициируя игры детей типа "разговор по телефону").

7.

Воспитатель уделяет специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции ("повернись", "наклонись", "подними руки и похлопай ими", игра "принеси то, не знаю что" и т.д.).

8.

Воспитатель создает условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

  1. Стимулирует детей комментировать (сопровождать речью) свои действия в предметной деятельности.

  1. Упражняет детей в умении планировать свою деятельность (проговаривая вслух последующее действие).

9.

Воспитатель приобщает детей к культуре чтения художественной литературы (читает детям книги, организуют совместное прослушивание пластинок, беседуют с детьми о прочитанном дома).

10.

Воспитатель поощряет детское словотворчество (предлагают детям составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать слова).

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗО)

 1.

Воспитатель создает условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру (например, обращает их внимание на красоту живой и неживой природы, природных явлений, городского и сельского пейзажей и пр., учат видеть в предметах, формах, красках выражение характера, настроения, состояния и т.п.).

2.

Воспитатель создает условия для приобщения детей к миру искусства.

  1. Знакомит детей с произведениями искусства различных видов и жанров народно-декоративного, прикладного творчества.

  1. Обращает внимание детей на средства выразительности, присущие разным видам искусства, на возможности различных материалов; используемых для художественного воплощения замыслов.

3.

В организации изодеятельности детей воспитатель реализует индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  1. Корректирует программное содержание занятий в соответствии с возможностями детей.

  1. Стремится пробудить у ребенка собственный интерес к заданию, предлагаемому педагогом (используя обсуждение с детьми возможных вариантов изображения и пр.).

4.

Воспитател обеспечивает условия для творческой самореализации детей в изодеятельности.

  1. Предоставляет ребенку право свободного выбора сюжета и изобразительных средств.

  1.  Освоение технических приемов изодеятельности не доминирует и не подменяет создания художественно-выразительного образа.

  1.  Вводит обучающие моменты ненавязчиво, по мере необходимости, ориентируясь на готовность ребенка к их принятию.

5.

При организации занятий воспитатель сочетает индивидуальные и коллективные виды деятельности детей, отдавая приоритет их собственной инициативе, фантазии и желаниям.

  1.  Вовлекает детей в коллективные формы изодеятельности (создание панно, декораций и пр.).

  1.  В коллективных формах изодеятельности создает условия для самореализации каждого ребенка (совместно с детьми создает и обсуждают замысел, подбирают и изготавливают необходимые элементы, распределяют задачи и т.п.).

  1. Предоставляет право выбора ребенку рисовать (лепить, делать аппликацию) по собственному замыслу либо участвовать в реализации коллективного замысла.

6.

Воспитатель с уважением относится к продуктам детского творчества (собирает их, экспонируют, предоставляет ребенку право решать, взять рисунок (или поделку) домой или отдать на выставку, подарить кому-либо и т.п.).

7.

Воспитатель знакомит детей с различными средствами воплощения художественного замысла (композицией, формой, цветом, пятном, линией, ритмом и т.п.).

8.

Воспитатель создает условия для развития свободного, творческого отношения ребенка к изобразительной деятельности.

  1. Предоставляет детям возможность использовать для рисования различные материалы (краски, цветные мелки, фломастеры, маркеры, карандаши, сангину, уголь, листы бумаги разных размеров и фактуры и др.).

  1. Помогает осваивать одновременно всю цветовую палитру.

  1. Поощряет самостоятельное экспериментирование с цветом (смешивание цветов, получение дополнительных цветов и др.).

9.

Воспитатель обучает детей различным техникам изобразительного творчества, делая акцент на эстетической сущности изображения, а не на формальном копировании предмета.

  1. Развивает умение передавать характерные признаки и пропорции предметов, явлений (детали, пропорции, движения и др.).

  1. Развивает умение выстраивать композицию.

  1. В соответствии с возможностями детей приобщают их к различным живописным жанрам (рисование с натуры натюрмортов, портретов, обучает навыкам графического рисунка, приемам росписи и т.п.).

10.

Воспитатель предоставляет детям возможность осваивать различные пластические материалы (пластилин, глину и пр.), помогая овладевать разнообразными приемами лепки.

  1. Поощряет комбинирование знакомых приемов лепки и придумывание собственных приемов.

  1. Побуждает детей создавать и видоизменять объемные формы, многофигурные композиции.

  1. Поощряет детей лепить по образцам (игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов).

  1. Учит окрашивать изготовленные предметы различными красками.

11.

Воспитатель создает условия для овладения детьми навыками аппликаций в соответствии с их возрастными возможностями.

12.

Воспитатель создает условия для овладения навыками художественного труда (способами разрывной аппликации, техникой оригами, папье-маше, смешанной техникой), учит изготавливать игрушки, панно из природного и бросового материала и пр.


РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МУЗ)

1.

Воспитатель организует совместную музыкальную деятельность детей и взрослых (создает хор, оркестр, танцевальный ансамбль с участием детей; проводят совместные праздники детей, родителей и сотрудников и т.д.).

2.

Воспитателем создается музыкальная среда, способствующая эстетическому развитию и эмоциональному благополучию детей.

  1. Музыка органично включается в различные виды деятельности (при проведении зарядки, на занятия изобразительной деятельностью и пр.).

  1. При организации режимных моментов используется соответствующее музыкальное сопровождение (колыбельная перед сном, веселая музыка на прогулке и пр.).

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Т)

1.

Воспитатель создает условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

  1. Поощряет исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.).

  1. Развивает у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в том числе предоставляет главные роли застенчивым детям, включают в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечивают активное участие каждого ребенка в спектаклях и других выступлениях и пр.).

  1. Побуждает детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей различных персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний).

  1. Учит детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей, передаваемые различными средствами драматизации (педагог демонстрирует с помощью мимики и движений радость, горе, гнев, удивление и пр. и предлагает детям определить его состояние; используя кукольный персонаж, ребенок произносит одну и ту же фразу с разной интонацией, а другие дети угадывают характер и настроение персонажа).

  1. Предоставляет детям право выбора средств для импровизации и самовыражения (в том числе сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров и пр.).

2.

Воспитатель приобщает детей к театральной культуре.

  1. Знакомит детей с устройством театра-сценой, занавесом, зрительным залом, гримерной и пр. (организуют посещение театра, показывают слайды, диафильмы и пр.).

  1. Рассказывает детям о театральных жанрах (драматическом, музыкальном, кукольном театрах, театрах зверей, клоунаде и пр.).

  1. Знакомит детей с разными видами кукольных театров - би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.

3.

Воспитатель обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе (использует игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по художественному труду изготавливает атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.).

4.

Воспитатель создает условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (ставият совместные спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организуют выступления детей старших групп перед малышами и пр.).

РАЗВИТИЕ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (К)

1.

Воспитатель знакомит детей в соответствии с их возрастными возможностями со свойствами деталей и способами соединения в разных конструкциях.

  1. Учит различать геометрические (куб, призма, цилиндр, конус и пр.) и архитектурные (арка, колонна, фронтон и пр.) формы объемных деталей (рассказывает, в каких сооружениях и почему используются те или иные детали; рассматривает иллюстрированные альбомы; использует эти детали при работе со строительными конструкторами больших и малых форм, модулями и пр.).

  1. Знакомит детей со способами соединения различных деталей (обучает способам крепления при использовании кнопочных конструкторов типа "Механик"; комбинирует детали различных форм и размеров, анализируя устойчивость конструкции и т.п.).

  1. Знакомит со свойствами деталей (цвет, форма, размер и пр.) и способами их соединения в плоскостных конструкциях (в выкладывании мозаики, разрезных картинок, танграмов и т.п.).

2.

Воспитатель обучает детей планировать, подбирать детали и создавать конструкции по образцу, заданным условиям, картинкам, схемам, чертежам, моделям и пр.

3.

Воспитатель поощряет самостоятельную творческую активность детей при конструировании.

  1. Предоставляет возможность выбора различных материалов для конструирования.

  1. Поощряет детей к экспериментированию при конструировании по собственному замыслу.

  1. Побуждает детей к созданию построек для использования их в сюжетных играх.

  1. Учит детей преобразовывать постройки в соответствии с различными игровыми задачами.

4.

Воспитатель стимулирует детей к сотрудничеству в конструировании при создании сложных построек, объединенных единым сюжетом, города, стадиона и пр. (помогает создать общий замысел, распределить функции, подобрать необходимые детали и материалы и т.д.).

5.

Воспитатель развивает у детей творческие способности в процессе конструирования из природного и бросового материала

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ЭМП)

1.

Воспитатель в соответствии с возрастными возможностями детей создает условия для развития умственных действий: выделения и сравнения признаков различных предметов и явлений, сериации, классификации (предлагают подобрать предметы по форме или цвету, или по величине, разложить в порядке возрастания - убывания одного или нескольких признаков; выделить из набора картинок мебель, одежду, растения; собрать пирамидку, матрешку и т.д.).

2.

Воспитатель развивает у детей представления о количественной характеристике числа в соответствии с их возрастными возможностями.

  1. Развивает представления о мерке как способе измерения количества, длины, ширины, высоты, объема, веса и др. (учит сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу, по объему с помощью переливания, пересыпания из одного сосуда (емкости) в другой и т.п.).

  1. Развивает понимание независимости числа предметов от их признаков - цвета, формы, размера, пространственного расположения и пр. ("десять мячиков и десять горошин - чего больше?", "два заборчика из восьми дощечек - частый и редкий - где дощечек больше?" и т.п.).

  1. Развивает представления о составе числа (составляют число из единиц; из двух или нескольких чисел; разрезают яблоко на части, измеряют объем, вес жидких и сыпучих веществ, отсчитывая мерки и т.п.).

3.

Воспитатель знакомит детей с различными средствами и единицами измерения.

  1. Знакомит с единицами измерения длины (сантиметр, метр, километр); веса (грамм, килограмм), объема (литр); денежными единицами и пр.

  1. Рассказывает и показывает, как пользоваться основными измерительными средствами (весами, линейкой, мерным стаканом и др.).

4.

Воспитатель обучает детей элементарным математическим операциям в зависимости от их возрастных особенностей.

  1. Счету (прямому, обратному, "двойками", "тройками" и др.).

  1. Операциям сложения, вычитания.

5.

Воспитатель учит детей пользоваться элементарными условными обозначениями - знаками (цифры, "плюс"-"минус", разные метки, заместители) с учетом возрастных возможностей детей.

6.

Воспитатель развивает пространственные представления с учетом возрастных возможностей детей.

  1. Учит понимать, что такое "спереди-сзади", "слева-справа", "верх-низ", "над-под", "за..."."рядом..."и пр.

  1. Учит детей передвигаться в заданном направлении ("перенеси куклу в тот угол" и т.п.).

  1. Учит детей пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме и т.п

7.

Воспитатель развивает представления о времени в соответствии с возрастными возможностями детей.

  1. Знакомит с временными интервалами (времени суток, года; значением слов "вчера", "сегодня", "завтра", в "в будущем году" и т.д., днями недели).

  1. Рассказывает об определении времени по часам.

8.

Воспитатель развивает самостоятельность, творческую активность детей (использует познавательные игры; исследовательскую деятельность и детское экспериментирование; организует проблемные ситуации, совместное обсуждение возникающих вопросов и т.п.).

9.

Воспитатель создает условия для усвоения детьми математических представлений в разных видах деятельности на занятиях, в играх, предметной деятельности, при выполнении режимных моментов и пр.

 РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ЕНП)

1.

Воспитатель обеспечивает условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями.

  1. Знакомит детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др. (предлагает поиграть с песком, снегом, водой, тестом; наблюдает за таянием снега, льда, замерзанием, кипением воды; использует приемы детского экспериментирования и т.д.).

  1. Знакомит с основными видами и характеристиками движения: скорость, направление и др. (устраивает соревнования детей в беге наперегонки или в запуске заводных игрушек, наблюдает за движение транспорта и т.д.).

  1. Развивает представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др. (организует детское экспериментирование с магнитами, лупой, биноклем, микроскопом и др.; с взвешиванием легких и тяжелых предметов и т.п.).

2.

Педагоги обеспечивает условия для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями.

  1. Рассказывает о земном шаре, атмосфере (знакомит с глобусом, картами, показывают Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря и пр.).

  1. Знакомит с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказывает о том, что на севере - тундра и холодный климат, на экваторе - джунгли и жарко и др.; наблюдают за дождем, снегопадом, инеем, росой, грозой, радугой и пр.; использует художественную литературу, картины, слайды для ознакомления детей со стихийными бедствиями: засухой, землетрясением, наводнением и пр.).

  1. Знакомит с разными видами ландшафта (ходит на прогулку в лес, на озеро, в овраг и т.д.; используют макеты, показывают диафильмы; читают книги с описанием пустыни, степи, год и пр.; ходят на экскурсии в лес, на озеро и пр.).

  1. Развивает представления детей о природных богатствах недр Земли (рассказывает или читают о том, как добывают и используют уголь, нефть, руды, минералы и пр., в том числе с учетом местных условий).

  1. Рассказывает детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей.

  1. Читает и рассказывает о видах поселения людей (город, село, поселок, деревня, хутор и пр.), в том числе о родном крае.

3.

Воспитатель создает условия для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях (показывает на открытках, слайдах, иллюстрациях и т.п. изображения Солнца и вращающихся вокруг него планет, звездного неба и Луны, комет и метеоритов; рассказывает и читают о затмении Солнца, Луны и т.п.).


           

 РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ (ЭК)

1.

Педагоги создают условия для развития у детей биологических представлений.

  1. Педагоги знакомят детей с развитием жизни на Земле (происхождением и многообразием форм жизни, рассказывают о микроорганизмах, растениях, животных, их особенностях, жизни, среде обитания и т.п.).

  1. Предоставляют ребенку возможность осваивать предлагаемую информацию в доступной форме (привлекают с этой целью художественную литературу для детей, иллюстрации, наглядные пособия, организуют экскурсии в лес, парк, луг и т.д.).

  1. Обеспечивают условия для развития у детей эмоционально положительного отношения к живой природе (обращают внимание на красоту, совершенство живых форм растений, насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных и др.).

  1. Создают условия для творческой самостоятельной деятельности детей (тематических рисунков и поделок, составления гербариев, игр, сочинения рассказов и сказок о жизни животных и растений и т.п.).

2.

Педагоги знакомят детей с природными особенностями человека.

  1. В доступной для детей форме, привлекая иллюстративный материал, рассказывают об основных биологических системах человека (об анатомии и физиологии, опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной, нервной системе, кровообращении, дыхании, его органах чувств и др.).

  1. Создают условия для формирования у детей элементарных представлений о работе своего организма и приобщают к ценностям здорового образа жизни (обращают внимание на его совершенство, сложность, хрупкость, необходимость бережного отношения и пр.).

3.

Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания.

  1. Знакомят детей с различиями живого и неживого.

  1. Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствуя формированию понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек - часть природы (знакомят детей с влиянием воды, водоемов, леса, заповедников, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений).

  1. Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды (объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, знакомят с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты и т.п.).

  1. Сотрудники способствуют развитию у детей ответственного, бережного отношению и улучшению окружающей среды (уходу за животными и растениями, высаживанию деревьев и цветов, уборке помещения и территории дошкольных образовательных учреждений и пр.).

  1. Педагоги создают условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уходу за животными и растениями, высаживанию деревьев и цветов, уборке помещения и территории дошкольных образовательных учреждений и пр.).


        
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ (ЧИК)

1.

Педагоги развивают у детей представления об истории цивилизации.

  1. Сообщают элементарные сведения об образе жизни человека в древности ("дома, машины, электричество были не всегда", "древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины" и т.п.).

  1. Знакомят детей со сказками, мифами и легендами народов мира (читают и рассказывают детям сказки и былины, известные сюжеты Библии, Евангелия, Корана и т.д.; учат детей узнавать их героев в произведениях изобразительного искусства и т.д.).

  1. Рассказывают о развитии труда человека (об охоте, земледелии, скотоводстве как наиболее древнем труде, о современных профессиях человека и пр.).

2.

Педагоги развивают у детей элементарные представления о техническом прогрессе.

  1. Знакомят с усовершенствованием средств передвижения (от лодок и пирог до современных кораблей; рассказывают в воздушном, железнодорожном, современном городском транспорте, космических кораблях и пр.).

  1. Рассказывают об изменении условий быта человека (о водопроводе, электричестве, отоплении, бытовых электронных приборах и пр.).

  1. Рассказывают о развитии средств коммуникации (о письменности и книгопечатании; почте, телеграфе, телефоне; радио, телевидении, компьютерах и пр.).

  1. Формируют у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыки безопасного поведения (обучают детей называть свое имя, адрес, номер телефона и пр. в случае, если ребенок потерялся; знакомят с правилами дорожного движения; учат соответствующему поведению в различных опасных ситуациях и т.д.).

3.

Сотрудники развивают у детей основы правового сознания.

  1. Знакомят детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека ("Всеобщая декларация прав человека" и др.).

  1. Способствуют развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

  1. Способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности и пр.; иметь личные вещи; самостоятельно использовать личное время и т.д.).

  1. Развивают уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека (учат не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов, в том числе используя игры и проблемные ситуации).

  1. Способствуют усвоению ребенком общественных норм и правил поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками (организуют специальные сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, проблемные ситуации и др.).

  1. Способствуют развитию у ребенка чувства ответственности (за другого человека, живое существо, за начатое дело, за данное слово и др.).

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинга выполнения временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ

Результаты мониторинга выполнения временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ...

Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников

Формирование нравственно-патриотических чувств у дощкольников...

«Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»

1.Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения. Ответ: Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни,...

Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников

формирование чувства патриотизма у детей путем осмысления понятия «малая родина»...

Критериальные таблицы временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в МДОУ

Критериальные таблицы  временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в МДОУ...

Современная оценка роли ИКТ в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Презентация знакомит с положительными и отрицательными аспектами использлвания ИКТ в воспитании и обучении детей....

Статья. "Художественно-эстетическое развитие и воспитание дошкольников. Методы воспитания и обучения".

Методы художественно- эстетического воспитания дошкольников: как общие , характерные для всех методик развития художественно-эстетических видо детской деятельности ,и как специфические для каждо...