Главные вкладки

    Консультация по теме:
    «ИКТ –технологии как средство повышения общей культуры дошкольника»

    Бабич Зоя Васильевна

     Всем известно , как быстро повышается интерес  дошкольников  к компьютеру, как смело они с ним управляются. Значит, взрослым следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, оберегать детей от негативного информационного воздействия. Учитывая это, одной из первостепенных задач  нашего ДОУ  стало повышение компьютерной грамотности педагогов. Педагоги ДОУ считают, что компьютер- это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Согласитесь, с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, обладающие навыками работы с ними, четко выполняющие нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

     «ИКТ –технологии как средство повышения общей культуры дошкольника»

    Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование  информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Почти ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации

    (мультимедиа- это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных  технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении).

    Важную роль в познании  великого и разнообразного окружающего мира  детьми в настоящее время занимают информационные компьютерные технологии. В каждой семье есть (ИКТ): телевизор, большинство семей используют  компьютер, компьютерные игры, Интернет, видео, DVD, CD, мультимедиа, мобильный телефон, то есть всё то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.                                           

     Всем известно , как быстро повышается интерес  дошкольников  к компьютеру, как смело они с ним управляются. Значит, взрослым следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, оберегать детей от негативного информационного воздействия. Учитывая это, одной из первостепенных задач  нашего ДОУ  стало повышение компьютерной грамотности педагогов. Педагоги ДОУ считают, что компьютер- это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Согласитесь, с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, обладающие навыками работы с ними, четко выполняющие нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

        Чтобы в перспективе каждый из педагогов смог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми, родительских собраний, консультаций, методической работы на качественно новом уровне, необходимо освоение педагогами работы с программными образовательными комплексами, ресурсами компьютерной сети Интернет.

    Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

    «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

    Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

    Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику, необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

    Главной целью внедрения информационных технологий является - создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: руководство, педагоги, воспитанники и их родители.

    Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

    При  анализе результатов «Анкеты для определения степени использования информационно-компьютерных технологий»  и собеседования выяснилось, что большинство педагогов  испытывают затруднения в использовании  компьютера, имеют разный уровень  информационно- компьютерной компетентности.

    Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Наши педагоги в основном сейчас используют  материалы других  цифровых образовательных ресурсов, но мы учимся осваивать компьютерные технологии. Для того, чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно-компьютерных технологий, спланировали их обучение по данной тематике

    Темы  семинаров:

    1). Microsoft Word

    - Шрифт, размер.

    - Создание и редактирование текстового документа.

    - Набор и редактирование  текстового документа

    - Абзацные отступы и интервалы

    - Создание и форматирование таблиц.

    - Вставка рисунка

    - Печать готового документа

    2). Microsoft PowerPoint – средство создания  презентаций.

    -Знакомство с PowerPoint.

    -Создание слайда с диаграммой и таблицей

    -Вставка в слайд рисунков и анимация при демонстрации.

    -Сохранение и подготовка презентаций к демонстрации.

    3).  Microsoft  Publisher

    - Подготовка  открытки

    - Подготовка буклета и печать.

    В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их профессионального мастерства и квалификации. В  нашем  ДОУ используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

    - тематические семинары

    - мастер-классы;

    - семинары-практикумы;

    - работа в паре;

    - дни педагогического мастерства.

    Также была создана творческая мини-группа по ИКТ, которая является организатором информационной образовательной среды.

    Цель работы творческой мини-группы - научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду,  выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

     Основными задачами мини-группы стали:

    - организация консультативной поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

    - обучение созданию и использованию мультимедийных технологий в образовательном процессе;

    - расширение использования ИТ в работе с родителями;

    - создание банка  данных дидактических и методических материалов по использованию ИТ в работе ДОУ

    Для консультаций педагогов  неоднократно приглашали специалиста по ИКТ  МБУ «Методический центр» Печенгского района  Никитину М.М.  Учитель-логопед Косыгина О.А. сделала сообщение из опыта работы «Буклет, как современное средство взаимодействия между родителями и педагогами ДОУ».

    В методической работе нашего ДОУ информационно-компьютерные технологии (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, методических объединениях, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских встречах. Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:

    -«Оптимизация двигательной активности в подвижной игре» -для участников педсовета ДОУ;

    -«Формирование здорового образа жизни у дошкольников» -для участников комплексного семинара ДОУ;

    - «Формирование графомоторных навыков у дошкольников при подготовке к школе» - в рамках городского методического объединения специалистов ДОУ;

    - «Актуальные вопросы формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста»- в рамках практико-ориентированного семинара районного единого методического дня;

    - «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» - для участников Мурманской областной научно-практической конференции.

    Спланированная система повышения информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно, педагоги ДОУ:

    -подбирают иллюстративный материал к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

    -умеют создавать текстовые и графические документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т.д.);

    -владеют навыками поиска информации в Интернете;

    -владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;

    -умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства.

    В итоге проделанной работы по информатизации в ДОУ, можно  сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение, повысить общую культуру дошкольников.

    Список литературы:

    1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

    2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.- №3. –

    С. 9-11.

    3. К.Ю. Белая Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникативных технологий в ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2012.- №8 с. 4-8

    4. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.- №6.- С. 8-10.

    5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

     6. Зубкова С.А, Степанова С.В. Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности детей. .// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2012- №7 с. 24-30

    7. Иванова Е.В. Повышение ИКТ- компетентности педагогов.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2009- №12 с. 6-15

    8. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликова А.В.. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. -М.: Мозаика-Синтез, 2011.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий для детского сада (ДОУ)

    Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования ДОУ. Использование блоков Дьеныша и палочек Кьюзинера в образовательном процессе.

    Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования ДОУ.Использование блоков Дьеныша и пал...

    Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

    Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного ...

    УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (Консультация для педагогов)

    УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯЕкатерина Андреевна Шпилёва, ста...

    Формирование инновационной культуры в творческих группах логопедов ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности

    Профессиональная  компетентность –  интегральная характеристика  профессионализма, включающая  в себ...

    Консультация для педагогов "Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности"

     "Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности"      ...

    Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры

    Рекомендации воспитателям  для  работы   по воспитанию звуковой культуры речи...

    Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.

    Статья представляет собой консультацию для воспитателей по формированию культуры здорового образа жизни дошкольника...

    Диагностический инструментарий экологической культуры дошкольника

    Диагностический инструментарийэкологической культуры дошкольника ...