«ИКТ –технологии как средство повышения общей культуры дошкольника»
консультация по теме

Бабич Зоя Васильевна

 Всем известно , как быстро повышается интерес  дошкольников  к компьютеру, как смело они с ним управляются. Значит, взрослым следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, оберегать детей от негативного информационного воздействия. Учитывая это, одной из первостепенных задач  нашего ДОУ  стало повышение компьютерной грамотности педагогов. Педагоги ДОУ считают, что компьютер- это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Согласитесь, с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, обладающие навыками работы с ними, четко выполняющие нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ИКТ –технологии как средство повышения общей культуры дошкольника»

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование  информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Почти ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации

(мультимедиа- это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных  технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении).

Важную роль в познании  великого и разнообразного окружающего мира  детьми в настоящее время занимают информационные компьютерные технологии. В каждой семье есть (ИКТ): телевизор, большинство семей используют  компьютер, компьютерные игры, Интернет, видео, DVD, CD, мультимедиа, мобильный телефон, то есть всё то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.                                           

 Всем известно , как быстро повышается интерес  дошкольников  к компьютеру, как смело они с ним управляются. Значит, взрослым следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, оберегать детей от негативного информационного воздействия. Учитывая это, одной из первостепенных задач  нашего ДОУ  стало повышение компьютерной грамотности педагогов. Педагоги ДОУ считают, что компьютер- это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Согласитесь, с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, обладающие навыками работы с ними, четко выполняющие нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

    Чтобы в перспективе каждый из педагогов смог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми, родительских собраний, консультаций, методической работы на качественно новом уровне, необходимо освоение педагогами работы с программными образовательными комплексами, ресурсами компьютерной сети Интернет.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику, необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Главной целью внедрения информационных технологий является - создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: руководство, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

При  анализе результатов «Анкеты для определения степени использования информационно-компьютерных технологий»  и собеседования выяснилось, что большинство педагогов  испытывают затруднения в использовании  компьютера, имеют разный уровень  информационно- компьютерной компетентности.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Наши педагоги в основном сейчас используют  материалы других  цифровых образовательных ресурсов, но мы учимся осваивать компьютерные технологии. Для того, чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно-компьютерных технологий, спланировали их обучение по данной тематике

Темы  семинаров:

1). Microsoft Word

- Шрифт, размер.

- Создание и редактирование текстового документа.

- Набор и редактирование  текстового документа

- Абзацные отступы и интервалы

- Создание и форматирование таблиц.

- Вставка рисунка

- Печать готового документа

2). Microsoft PowerPoint – средство создания  презентаций.

-Знакомство с PowerPoint.

-Создание слайда с диаграммой и таблицей

-Вставка в слайд рисунков и анимация при демонстрации.

-Сохранение и подготовка презентаций к демонстрации.

3).  Microsoft  Publisher

- Подготовка  открытки

- Подготовка буклета и печать.

В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их профессионального мастерства и квалификации. В  нашем  ДОУ используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

- тематические семинары

- мастер-классы;

- семинары-практикумы;

- работа в паре;

- дни педагогического мастерства.

Также была создана творческая мини-группа по ИКТ, которая является организатором информационной образовательной среды.

Цель работы творческой мини-группы - научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду,  выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

 Основными задачами мини-группы стали:

- организация консультативной поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

- обучение созданию и использованию мультимедийных технологий в образовательном процессе;

- расширение использования ИТ в работе с родителями;

- создание банка  данных дидактических и методических материалов по использованию ИТ в работе ДОУ

Для консультаций педагогов  неоднократно приглашали специалиста по ИКТ  МБУ «Методический центр» Печенгского района  Никитину М.М.  Учитель-логопед Косыгина О.А. сделала сообщение из опыта работы «Буклет, как современное средство взаимодействия между родителями и педагогами ДОУ».

В методической работе нашего ДОУ информационно-компьютерные технологии (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, методических объединениях, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских встречах. Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:

-«Оптимизация двигательной активности в подвижной игре» -для участников педсовета ДОУ;

-«Формирование здорового образа жизни у дошкольников» -для участников комплексного семинара ДОУ;

- «Формирование графомоторных навыков у дошкольников при подготовке к школе» - в рамках городского методического объединения специалистов ДОУ;

- «Актуальные вопросы формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста»- в рамках практико-ориентированного семинара районного единого методического дня;

- «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» - для участников Мурманской областной научно-практической конференции.

Спланированная система повышения информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно, педагоги ДОУ:

-подбирают иллюстративный материал к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

-умеют создавать текстовые и графические документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т.д.);

-владеют навыками поиска информации в Интернете;

-владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;

-умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства.

В итоге проделанной работы по информатизации в ДОУ, можно  сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение, повысить общую культуру дошкольников.

Список литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.- №3. –

С. 9-11.

3. К.Ю. Белая Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникативных технологий в ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2012.- №8 с. 4-8

4. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.- №6.- С. 8-10.

5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

 6. Зубкова С.А, Степанова С.В. Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности детей. .// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2012- №7 с. 24-30

7. Иванова Е.В. Повышение ИКТ- компетентности педагогов.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2009- №12 с. 6-15

8. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликова А.В.. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. -М.: Мозаика-Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»

Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой....

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Статья "Образовательный проект «Зимующие птицы» как средство повышения экологической культуры старших дошкольников в условиях города"

Статья содержит аннотацию, паспорт и технологическую карту проекта. Проект долгосрочный, рассчитан на детей подготовительных групп. Материал позволяет решить образовательно-воспитательные задачи в усл...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...

«Метод моделирования, как средство повышения экологической культуры старших дошкольников»

Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к серьезным ухуд­шениям функцио...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...