Главные вкладки

    Консультация по теме:
    «ИКТ –технологии как средство повышения общей культуры дошкольника»

    Бабич Зоя Васильевна

     Всем известно , как быстро повышается интерес  дошкольников  к компьютеру, как смело они с ним управляются. Значит, взрослым следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, оберегать детей от негативного информационного воздействия. Учитывая это, одной из первостепенных задач  нашего ДОУ  стало повышение компьютерной грамотности педагогов. Педагоги ДОУ считают, что компьютер- это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Согласитесь, с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, обладающие навыками работы с ними, четко выполняющие нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

     «ИКТ –технологии как средство повышения общей культуры дошкольника»

    Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование  информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Почти ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации

    (мультимедиа- это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных  технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении).

    Важную роль в познании  великого и разнообразного окружающего мира  детьми в настоящее время занимают информационные компьютерные технологии. В каждой семье есть (ИКТ): телевизор, большинство семей используют  компьютер, компьютерные игры, Интернет, видео, DVD, CD, мультимедиа, мобильный телефон, то есть всё то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.                                           

     Всем известно , как быстро повышается интерес  дошкольников  к компьютеру, как смело они с ним управляются. Значит, взрослым следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, оберегать детей от негативного информационного воздействия. Учитывая это, одной из первостепенных задач  нашего ДОУ  стало повышение компьютерной грамотности педагогов. Педагоги ДОУ считают, что компьютер- это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Согласитесь, с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, обладающие навыками работы с ними, четко выполняющие нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

        Чтобы в перспективе каждый из педагогов смог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми, родительских собраний, консультаций, методической работы на качественно новом уровне, необходимо освоение педагогами работы с программными образовательными комплексами, ресурсами компьютерной сети Интернет.

    Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

    «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

    Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

    Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику, необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

    Главной целью внедрения информационных технологий является - создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: руководство, педагоги, воспитанники и их родители.

    Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

    При  анализе результатов «Анкеты для определения степени использования информационно-компьютерных технологий»  и собеседования выяснилось, что большинство педагогов  испытывают затруднения в использовании  компьютера, имеют разный уровень  информационно- компьютерной компетентности.

    Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Наши педагоги в основном сейчас используют  материалы других  цифровых образовательных ресурсов, но мы учимся осваивать компьютерные технологии. Для того, чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно-компьютерных технологий, спланировали их обучение по данной тематике

    Темы  семинаров:

    1). Microsoft Word

    - Шрифт, размер.

    - Создание и редактирование текстового документа.

    - Набор и редактирование  текстового документа

    - Абзацные отступы и интервалы

    - Создание и форматирование таблиц.

    - Вставка рисунка

    - Печать готового документа

    2). Microsoft PowerPoint – средство создания  презентаций.

    -Знакомство с PowerPoint.

    -Создание слайда с диаграммой и таблицей

    -Вставка в слайд рисунков и анимация при демонстрации.

    -Сохранение и подготовка презентаций к демонстрации.

    3).  Microsoft  Publisher

    - Подготовка  открытки

    - Подготовка буклета и печать.

    В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их профессионального мастерства и квалификации. В  нашем  ДОУ используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

    - тематические семинары

    - мастер-классы;

    - семинары-практикумы;

    - работа в паре;

    - дни педагогического мастерства.

    Также была создана творческая мини-группа по ИКТ, которая является организатором информационной образовательной среды.

    Цель работы творческой мини-группы - научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду,  выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

     Основными задачами мини-группы стали:

    - организация консультативной поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

    - обучение созданию и использованию мультимедийных технологий в образовательном процессе;

    - расширение использования ИТ в работе с родителями;

    - создание банка  данных дидактических и методических материалов по использованию ИТ в работе ДОУ

    Для консультаций педагогов  неоднократно приглашали специалиста по ИКТ  МБУ «Методический центр» Печенгского района  Никитину М.М.  Учитель-логопед Косыгина О.А. сделала сообщение из опыта работы «Буклет, как современное средство взаимодействия между родителями и педагогами ДОУ».

    В методической работе нашего ДОУ информационно-компьютерные технологии (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, методических объединениях, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских встречах. Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:

    -«Оптимизация двигательной активности в подвижной игре» -для участников педсовета ДОУ;

    -«Формирование здорового образа жизни у дошкольников» -для участников комплексного семинара ДОУ;

    - «Формирование графомоторных навыков у дошкольников при подготовке к школе» - в рамках городского методического объединения специалистов ДОУ;

    - «Актуальные вопросы формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста»- в рамках практико-ориентированного семинара районного единого методического дня;

    - «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» - для участников Мурманской областной научно-практической конференции.

    Спланированная система повышения информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно, педагоги ДОУ:

    -подбирают иллюстративный материал к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

    -умеют создавать текстовые и графические документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т.д.);

    -владеют навыками поиска информации в Интернете;

    -владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;

    -умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства.

    В итоге проделанной работы по информатизации в ДОУ, можно  сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение, повысить общую культуру дошкольников.

    Список литературы:

    1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

    2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.- №3. –

    С. 9-11.

    3. К.Ю. Белая Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникативных технологий в ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2012.- №8 с. 4-8

    4. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.- №6.- С. 8-10.

    5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

     6. Зубкова С.А, Степанова С.В. Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности детей. .// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2012- №7 с. 24-30

    7. Иванова Е.В. Повышение ИКТ- компетентности педагогов.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2009- №12 с. 6-15

    8. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликова А.В.. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. -М.: Мозаика-Синтез, 2011.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий для детского сада (ДОУ)

    Консультация для педагогов "Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности"

     "Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности"      ...

    Формирование инновационной культуры в творческих группах логопедов ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности

    Профессиональная  компетентность –  интегральная характеристика  профессионализма, включающая  в себ...

    Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»

     Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как че...

    Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

    Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала лич...

    Консультация для воспитателей "Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности"

    В консультации даны рекомендации воспитателям как использовать нестандартное оборудование в самостоятельной двигательной...

    консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностя...

    Консультация для родителей "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ" .

    Консультация для родителей  "  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ &nbs...