Организация контроля в ДОУ.
статья по теме

Смирнова Людмила Юрьевна

Статья о видах контроля, об алгоритме контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_kontrolya_v_dou.rar15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Организация контроля в ДОУ.

Виды контроля

По времени: предупредительный (опережающий), оперативный (текущий, промежуточный),  итоговый.

По содержанию: фронтальный (комплексный), тематический, оперативный

Оперативный контроль даёт информацию для последующего, уже более длительного контроля и анализа в процессе целевых посещений или тематической проверки, то есть он осуществляет функцию регулирования.  Он осуществляется ежедневно, еженедельно, ежемесячно (анализ заболеваемости, выполнение натуральных норм, проведение спортивных развлечений, выполнение решений педсовета и т.д.), ежеквартально (выполнение сметы, проведение работы с семьёй, участие в методической работе и т.д.) Оперативный контроль осуществляется руководителем ДОУ, старшим воспитателем, врачом или медсестрой, завхозом, председателем профсоюзного комитета. Следует так же обеспечить гласность результатов оперативного контроля, представив его в таблице, в соответствующих графах которой можно показать цветом состояние работы по данному вопросу, а с помощью разных геометрических фигур – кто контролировал. Этот материал и является отчётом о проведении данного вида контроля.

Предупредительный контроль.

Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:

  • Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
  • Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
  • Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
  • Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Тематический контроль  проводится с целью всестороннего изучения уровня работы по определенной узкой теме, например с целью выяснения системы в работе дошкольного учреждения над одной из актуальных проблем, намеченных в годовом плане.  

 Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.

  • Для проведения фронтального контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, эффективно работающих педагогов ДОУ под руководством одного из членов администрации.
  • Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.
  • Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.
  • Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.
  • По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой заведующим д/с издается распоряжение (контроль за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета или оперативное совещание.
  • При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана. Итоговый контроль включает: план, цель, сроки проведения, график, материалы итогового контроля (схемы, диаграммы, опросники, оценочные листы, протоколы и т.д.) Аналитическая справка включает в себя: положительный опыт работы педагогов, проблемы работы коллектива, план действий по выполнению программы.

Требования к контролю

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
  • Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

Рекомендации по организации контроля

При его организации необходимо обращать внимание на следующее:

  • педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
  • педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
  • контролировать следует открыто;
  • осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;
  • осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
  • при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.
  • При организации контроля также следует помнить о том, что:
  • контроль не должен ограничиваться инцидентами;
  • тотальный контроль порождает небрежность;
  • скрытый контроль вызывает только досаду;
  • необходимо контролировать всех, а не только ”любимого” сотрудника;
  • контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);
  • не контролировать из-за недоверия;
  • не держать своих выводов при себе.

Алгоритм контроля

           При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

  1. Определение цели и объекта контроля.
  2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
  3. Сбор информации.
  4. Ее анализ.
  5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
  6. Проверка исполнения рекомендаций.

           Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для руководителей ДОУ. Организация контроля, как одна из основных функций управленческой деятельности.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько пом...

Организация контроля воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

   Вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждени...

Организация контроля в ДОУ на учебный год.

План контроля адаптирован в учреждении и является методической разработкой нашего ГБДОУ....

Лекция для старших воспитателей дошкольных образовательных организаций "Контроль и его функции в образовательном процессе ДОО"

Лекция для старших воспитателей дошкольных образовательных организаций "Контроль и его функции в образовательном процессе ДОО"...

"Участие заведующего в организации контроля за воспитательно – образовательной работой в ДОУ"

Контроль за воспитательно - образовательной работой это одна из основных должностных обязанностей старшего воспитателя ДОУ, но и роль руководителя в этом вопросе огромная....

Материалы по организации контроля в ДОУ

Справки, а также вариант Положения о внутренней системе оценки качества образования в ДОУ...

Материалы по организации контроля в ДОУ

Справки, а также вариант Положения о внутренней системе оценки качества образования в ДОУ...