Развитие инновационных форм взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
учебно-методический материал по теме

В данной статье описывается опыт работы по применению компьютерных технологий в работе с родителями,который позволяет укрепить союз «родители – педагоги», повышает уровень доверия и информироварованности между двумя наиболее важными институтами социализации дошкольников, а также будет способствует повышению педагогической культуре родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие инновационных форм взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

Подготовил: старший воспитатель Баринова Наталья Сергеевна

Сегодня, в период модернизации дошкольного образования, каждое дошкольное учреждение должно быть конкурентноспособным на рынке образовательных услуг, жить и работать в режиме развития. Одним из важных направлений деятельности нашего детского сада, мы считаем поиск и внедрение конструктивных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Мы считаем, что применение компьютерных технологий в работе с родителями позволит укрепить союз «родители – педагоги», повысить уровень доверия и информироварованности между двумя наиболее важными институтами социализации дошкольников, а также будет способствовать повышению педагогической культуре родителей.

Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Практически все исследователи вопросов информатизации образования (А. А. Андреев, Б. С. Гершунский, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) приходят к единому выводу о высокой эффективности использования ИКТ. Эффективность обусловлена следующими возможностями: незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ; компьютерная визуализация информации; архивное хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкий доступ пользователя к банкам данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения. Кроме того, компьютерные телекоммуникации создают уникальную среду интерактивного взаимодействия представителей различных групп пользователей независимо от их места нахождения. Таким образом, можно говорить, что компьютерные технологии способны стать серьезным помощником педагогов в организации диалога с родителями.

Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников.

В течение 2012 года в рамках прохождения курсов повышения квалификации в ГАОУ ДПО Самарском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования я и другие члены педагогического коллектива (воспитатели и узкие специалисты) нашего дошкольного учреждения прослушали курс «Модернизация региональной системы дошкольного образования». Результатом прохождения данной курсовой подготовки являлось итоговая работа по созданию электронного дидактического пособия. Это задание заинтересовало нас. Таким образом, по окончании курсов нами были разработаны следующие презентации:

* «Спорт любить – здоровым быть» (дидактическое пособие по физическому воспитанию дошкольников –  старший воспитатель Н.С. Баринова);

* «В мире профессий» (воспитатель О.Ю. Давыдова);

* «Непокорный звук «Л» (учитель – логопед Е.А. Савельева);

* «Как прекрасен этот мир» (дидактическое пособие по экологическому  воспитанию дошкольников – зам.зав. по УВР Г.А. Иванова).  

   Приобретение мультимедийной установки заведующим ДОУ позволило расширить возможности педагогической деятельности как в работе с педагогическим персоналом, так и  воспитанниками детского сада, а также и с родителями.

Мы смогли транслировать приобретенный на курсах повышения квалификации опыт педагогическому коллективу нашего детского сада, что вызвало неподдельный интерес и желание воспитателей использовать ИКТ как в работе с дошкольниками, так и с родителями.  

Администрацией детского сада и творческой группой был проведен анализ условий для применения компьютерных технологий в ДОУ. Проведенный анализ показал, что в детском саду есть три компьютера – это два компьютера в методическом кабинете и один у заведующего, одна мультимедийная установка. У педагогов свободный доступ к компьютерам есть у старшего воспитателя, также имеется возможность использования мультимедийной установки. Имеющиеся компьютеры обеспечены следующими программами: полный пакет Microsoft office, Windows Media Player для воспроизведения видио и аудио ряда, Skype-система бесплатных звонков между компьютерами, Windows Movie Maker – для создания видиороликов, Paint – для редактирования и просмотра изображений, Power Point. Несмотря на то, что компьютерного оборудования, имеющегося в ДОУ недостаточно, чтобы организовать развернутую систему взаимодействия с родителями, но программное обеспечение на имеющихся компьютерах потенциально можно широко задействовать в организации процесса общения с родителями.

Вначале работы мы провели ряд консультаций с педагогами, показывающий им возможности использования компьютерных технологий, разработали рекомендации и памятки для них.

Консультация на тему: "Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий" проходила со всеми педагогами. В ней мы осветили следующие вопросы: Что такое презентация; почему презентации эффективны; порядок создания презентации. Также консультация сопровождалась электронной версией. По мнению воспитателей выбранная нами тема консультации актуальна как для начинающих, так и для уверенных пользователей компьютерных технологий. Для "новичков" она стала обучающей, а для тех, кто знаком с техникой создания презентаций – закрепительной.

Консультация на тему "Создание графических изображений с помощью Paint" проходила в форме видио – урока. Нами была подобрана обучающая презентация. По окончании воспитателям было предложено создать собственные изображения. Реакция педагогов на задание оказалась положительной, они с интересом создавали графические изображения.

С целью повышения квалификации и улучшения своей работы педагогу необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к новым педагогическим технологиям и научным разработкам, находиться в непрерывном поиске идей. Один из лучших способов получения идей – участие в форумах, где педагоги обсуждают друг с другом актуальные педагогические проблемы, делятся опытом своей профессиональной деятельности. Для общения можно заходить на сайты и форумы педагогических журналов, департаментов и управлений образования и др.

Педагоги нашего детского сада принимают активное участие в разнообразных интернет – конкурсах:

* Второй Всероссийский интернет – конкурс «Детский исследовательский проект» - «Шоколадная история» (воспитатель О.Ю. Давыдова и воспитанница подготовительной группы Катя Ц. );

* Третий Всероссийский интернет – конкурс «Детский исследовательский проект» - «Этот удивительный мир рептилий» (воспитатель А.В. Рябцева и воспитанник подготовительной группы Саша М.);

* Международный фотоконкурс «Счастливый миг 8 Марта» (педагоги всех возрастных групп ДОУ совместно с воспитанниками) и другие.

В нашем дошкольном учреждении распространены коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, психолого-педагогических лекториев, дни открытых дверей, организации Школы молодого родителя). Педагоги используют также групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия) и индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы, проводят совместно с родителями и детьми трудовые десанты, спортивные  соревнования. Использование средств мультимедиа в организации деятельности воспитателя с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекает больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несут для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усваивается и сохраняется в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.

Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса.

Так, например, при проведении тематического утренника, посвященного Международному женскому дню воспитатели О.Ю. Давыдова и М.П. Давыдова подготовили слайд-шоу «Самые дорогие, любимые, нежные…» с изображением фотографий воспитанников группы со своими мамами. Финальная песня о маме в совместном исполнении детей воспитателей группы, сопровождающаяся презентацией затронуло душу не только мам, но и всех присутствующих на празднике.  На выпуском вечере 2011-2012 учебного года родители одной из выпускных групп подготовили презентацию «Как хорошо нам было вместе» (разнообразные моменты из жизни группы в течение 4 лет), чем приятно удивили сотрудников детского сада.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, может узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.

Электронная почта детского сада позволяет родителям в любое время беспрепятственно взаимодействовать с администрацией ДОУ. При дистанционном варианте общения каждый родитель может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован. Родители воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения показывают готовность и заинтересованность в применении компьютерных технологий в сотрудничестве с педагогами и администрацией детского сада.  

Нами также была составлена небольшая подборка сайтов для родителей, которые педагоги, могли рекомендовать родителям воспитанников своей группы.

«Солнышко» – Развлекательный и помогающий развитию ребенка сайт. Если хочется провести время перед компьютером вместе с ребенком, это самое то. Как ребенку самому приготовить бутерброды, салаты? Загляните в рубрику "Кулинария". В "Игротеке" веселые конкурсы, игры on-line, много кроссвордов, раскрасок, логических упражнений. На сайте можно прочитать более 400 пословиц, посмотреть мультфильмы, поучаствовать на различных конкурсах вместе со своим чадо, а также посоветоваться с психологом и логопедом. /solnet.ee/

«7я.ру» – здесь можно прочитать о беременности, о воспитании и психологии ребенка, об образовании детей, о семейных отношениях, о любви, а также как отдыхать всей семьей, как вести хозяйство. Можно получить ответы на многие интересующие Вас вопросы. Здесь проводятся различные конкурсы, в том числе и фотоконкурс. Также очень хороший форум для родителей./conf.7ya.ru/

Форум родителей «Ребенок.ру» – обсуждаются волнующие родителей вопросы: здоровье во время беременности, как и чем кормить детей, диеты, как ухаживать за собой, религиозные вопросы, взаимоотношения с родными, сами же участники форума предлагают интересные тесты, обсуждают книги, которые читали и многое другое. Если хочется пообщаться, не выходя из дома – это для Вас. /tvoyrebenok.ru/; /rebyenok.ru/

Сайт «Материнство» на форумах обсуждается тема кормления, прививок, о детских снах и др. /forum.materinstvo.ru/

«Академия родителей» – сайт для любящих мам и пап, где собрана различная информация, о воспитании и развитии детей. Одно из направлений сайта – детская дефектология. /akademroditel.ru/ 

Портал «Детский сад. Ру» ориентирован на молодых родителей, прежде всего на мам. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций. /detskiysad.ru/

Сайт «Воспитатель» ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. /vospitatel.com.ua/

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель умело  использует в своей работе как традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так и новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательном  процессе современного образовательного учреждения. В ходе проведенной работы, мы смогли не только реализовать отдельные проекты по взаимодействию с родителями воспитанников, но и наметить перспективы в дальнейшей работе педагогического коллектива в этом направлении.

Литература

1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:ТЦ Сфера, 2007

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.:ТЦ Сфера, 2007

3. Новые формы работы с родителями при подготовке ребенка к школе: сборник материалов семинара / Под ред. В.Е. Молодцовой, О.Г. Чеховских. – Самара, 2007

4. «Родитель – ребенок – педагог»: модели развития взаимоотношений / авт.-сост. В.Е. Ламплан, И.А. Желтикова. – Волгоград: Учитель, 2011  

5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс]//http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105

6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс] // http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.

Общеизвестна огромная роль телевидения в жизни общества. Осуществляя психопросветительскую деятельность в родительской среде, педагог-психолог использует инновационные формы, в том числе интервью на т...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей воспитанника с нарушением речи

Традиционные и новые формы работы с семьей воспитанника, имеющего речевые нарушения....

Семинар-практикум для педагогов: «Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей»

Семинар-практикум посвящен вопросу взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС ДО....