Формы взаимодействия педагога с семьей (консультация для педагогов)
консультация по теме

Радионова Елена Ивановна

Традиционные и нетрадиционные формы взаимдействия педагога ссемьей, организация взаимдействия, дифференцированный подход в работе с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_vzaimodeystviya_pedagoga_s_semey.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия педагога с семьей

(консультация для педагогов)

(педагог – психолог I квалификационной категории Радионова Е.И.,

МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»

 г. Биробиджан).

Аннотация: формы и виды взаимодействия педагога с семьей,

Ключевые слова: организация взаимодействия, традиционные и нетрадиционные формы работы, дифференцированный подход.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия педагога с семьёй:

  • установление доверительных отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
  • вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении в теоретической и практической, определённым образом организованной деятельности.

 

Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребёнка, но и группы в целом. Педагоги и родители, как партнёры должны дополнять друг друга. Отношения партнёрства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

-изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию детей.

-группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка и детей группы;

-составление программы совместных действий педагога и родителей;

-анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями.

  • Традиционные: родительские собрания, родительские конференции (цель: обмен опытом семейного воспитания), круглые столы (по проблемам интеллектуального развития дошкольников). Широко применяются консультации, беседы с родителями, наглядная пропаганда.
  • Нетрадиционные. На них хочется остановиться поподробнее.

1.Информационно-аналитические. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

 Формы проведения общения: проведение социологических срезов, опросов, посещение семей воспитанников. Сюда входит  «Родительская почта» и «Телефон доверия». Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность с помощью почты обратиться за помощью к конкретному педагогу, специалисту. Телефон доверия помогает анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы.

2.Досуговые. Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это совместные досуги, праздники, выставки, спортивные развлечения, семейные клубы, совместные походы.

3.Познавательные. Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это -  семинары-практикумы. На них можно обучить родителей практическим методам при воспитании ребёнка (как читать книгу, как готовить руку ребёнка к письму).

-педагогический брифинг – встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Брифинг позволяет максимально активизировать родителей. Две команды: одна задаёт вопросы, другая – отвечает. Или: организатор задаёт вопросы, а родители отвечают на них.

-дискуссия – разговор-спор по одной из главных проблем на данный момент.

-семейные клубы, где родителей объединяет общая проблема совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку.

-деловые игры – это простор для творчества. Они  максимально приближают участников игры к реальной обстановке, формируют навыки быстрого принятия педагогически правильных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

-вечера вопросов и ответов – концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в заинтересованное обсуждение.

-педагогическая гостиная;

-викторина;

-КВН;

-педагогический калейдоскоп;

-клуб знатоков;

-пресс-конференция;

-Поле чудес;

-Звёздный час;

 

4.Наглядно- информационные. Цель: ознакомление родителей с роботойДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Сюда можно отнести дни или недели открытых дверей, открытый просмотр занятий, различных видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек, проведение устных журналов.

5.Контрольно-оценочные. Цель: оценивание результатов работы педагогов с родителями. К ним относятся: опрос, книга отзывов, оценочный лист, экспесс-диагностика, самооанализ педагогов.

Использование дифференцированного подхода к родителям и нетрадиционных форм работы достаточно эффективны. В результате повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются их педагогические знания, создаётся атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми. Происходит обмен передовым опытом семейного воспитания, создаётся благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями  и педагогами, обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Тематический портфельчик как инновационная форма взаимодействия ДОО и семьи"

Обмен опытом по использованию современных форм взаимодействия с родителями - тематический портфельчик....

Консультация-практикум для педагогов : "Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей"

Наш семинар-практикум посвящен вопросу взаимодействия семьи и ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.ЦЕЛЬ: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном  учреждении, необходимых дл...

Консультация для педагогов МДОУ "Формы взаимодействия ДОУ с семьей"

Консультация для педагогов МДОУ "Формы взаимодействия ДОУ с семьей"...

"Взаимодействие ДОУ и семьи" Консультация для педагогов

Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОУ и семьи"...

Консультация для педагогов «Формы взаимодействия ДОО и семьи: традиционные, не традиционные в соответствие с ФГОС ДО»

Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об у...

Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....