Становление профессионального мастерства начинающего педагога
статья по теме

Суворова Ирина Борисовна

 

В работе старшего воспитателя много разных направлений. Одно из них – это сопровождение деятельности начинающего воспитателя.

Задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован  творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Материал содержит рекомендации п овзаимодействию старшего воспитателя с молодными воспитателями через организацию "Школы молодого педагога".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суворова Ирина Борисовна

Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 13» города Кирова

старший воспитатель

Становление  профессионального мастерства начинающих педагогов

«Мы знаем, кто мы есть, но не знаем,

кем мы можем быть»

У.Шекспир

Каждый детский сад – маленькая сказочная страна с многочисленными жителями, озорными и милыми девчушками и мальчишками.

Весь коллектив детского сада живет одной заботой – чтобы детям здесь было хорошо. Мы гордимся своей профессией, потому что работу в детском саду дает неисчерпаемую энергию, умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, творческое вдохновение и  желание делится тем теплом, которое мы получаем от детей. Без любви к детям в детском саду никто не задерживается. Здесь работают энтузиасты и таланты – художники, рукодельницы, дизайнеры, цветоводы, актеры ….

В дошкольном возрасте важно, чтобы рядом с детьми оказались настоящие педагоги и воспитатели.

Задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован  творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Многие педагоги, особенно молодые, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны заведующего, старшего воспитателя, более опытных коллег, специалистов.

Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатом деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования их профессионального мастерства.

В работе старшего воспитателя много разных направлений. Одно из них – это сопровождение деятельности начинающего воспитателя.

Данные статистики свидетельствуют о том, что большинство молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность  «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии.

Причины:

  • Слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста
  • Неумение применить на практике теоретические знания, полученные в ходе  обучения
  • Недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
  • Невысокий статус профессии  в обществе
  • Низкая оплата труда при психологической и социальной напряженности.

Подтверждением тому служат статистические данные МКДОУ № 13 за последние три года.

В течение 2011/12 учебного года поступило 3 молодых педагога

(2 уволились. Причина – поступление  на работу в школу по специальности)

2012/13 – 4  педагога (1 уволился – причина низкая з/плата)

В настоящее время в коллективе 7 молодых педагогов со стажем работы до 5лет (5 воспитателей, логопед, педагог – психолог)

До 5 лет ………….7 ч. – 24%

5- 10 лет …………2 ч. - 7  %

10 – 15 лет……….3 ч. – 10 %

15 -20 лет………...1 ч. - 4  %

Свыше 20 лет……16 ч. – 55 %

Для меня, как старшего воспитателя, стало актуальным  учесть в методической работе факторы, влияющие на успешность профессионального становления   начинающего воспитателя.

Изучив методическую литературу и опыт работы по планированию и организации работы с начинающими воспитателями, я решила организовать работу  через организацию школы молодого педагога.

Цель школы – формировать профессиональную компетентность молодого педагога.

 Задачи:

  • помочь начинающим специалистам адаптироваться в новом коллективе,
  • развивать познавательный  интерес к профессии,
  • раскрыть индивидуальные творческие способности,
  • обеспечить непрерывное образование и профессиональное совершенствование педагогов.

Профессиональное становление педагога – это сложный многоплановый процесс вхождения человека в профессию.

Реализация задач проходит в три этапа.

  1. Подготовительный
  2. Реализационный
  3. Итоговый

Этап

Цель

Время проведения

  1. Подготовительный

Выявление педагогического статуса начинающего педагога для дальнейшего развития профессиональной перспективы.

Сентябрь или

 (в течение первого месяца после поступления в ДОУ)

  1. Реализационный

Создание и апробирование рациональной системы мероприятий,

воздействующих на работу начинающего воспитателя.                          

Октябрь – апрель

Участие в работе школы молодого педагога

  1. Итоговый

Проверка эффективности психолого -педагогических воздействий методического сопровождения  начинающего воспитателя.

Май

На подготовительном этапе реализуется  индивидуальный план работы с молодым педагогом.

  • Экскурсия

Цель: познакомить  педагога с методическим кабинетом, кабинетами специалистов, музыкальным и физкультурным залами.

  • Беседа   Цель: познакомить со структурой образовательной деятельности, методической литературой, документацией и основными требованиями к ее заполнению
  • Анкетирование «Кто я? Где я? Что я здесь делаю?»

Цель: определить педагогический статус начинающего педагога.

  • Прикрепление опытного педагога – наставника
  • Участие в работе «Школы молодого педагога»

На реализационном этапе используются  различные формы обучения  молодых педагогов. Основные из них:

  • Взаимопосещения и наблюдения педагогического процесса у опытных педагогов
  • Консультации
  • Практикумы
  • Работа в творческих группах
  • Наставничество (систематическая индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности)

В этом учебном году в школе молодого педагога запланированы следующие мероприятия:

  • Консультации «Организация театрализованной деятельности с детьми», «Организация работы с детьми в утренние часы»
  • Практикумы «Основы кукловождения», «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»
  • Психологический тренинг «Учусь строить отношения»
  • Открытые показы НОД
  • Конкурс «Зажги звезду»

Ожидаемый результат. 

Занятия в  школе молодого педагога помогают сформировать у начинающих воспитателей профессиональные умения:

  • Решать педагогические задачи, не теряться в трудных и неожиданных моментах
  • Заинтересовать детей,  привлечь их внимание,
  • Учитывать возрастные и психологические особенности детей
  • В совершенстве владеть своим орудием труда – словом, речью
  • Иметь свою гражданскую позицию и отстаивать ее
  • Строить свои взаимоотношения с коллегами, детьми и их родителями.
  • Планировать воспитательно – образовательный процесс с учетом современных подходов к личностно – ориентированному обучению
  • Использовать способы проектирования и реализации образовательных задач в ходе совместной, самостоятельной и специально организованной деятельности.
  • У педагога сформируются профессиональные функции личности: коммуникативная, диагностическая, конструктивно – организаторская, исследовательская.

Самое главное, что участие в работе школе молодого педагога поможет укрепить желание посвятить себя социально важному делу – развитию, воспитанию и обучению детей.

Перспектива

  • Продожить работу по развитию пофессиональных умений молодых педагогов
  • Внедрить новые формы взаимодействия
  • участие в конкурсе «Педагогический дебют»

Вывод:  профессионализм приходит не просто с опытом, он зависит от личных способностей, интереса к делу и системы обучения.

Приложение 1.

Выписка из годового плана 2012/13 уч. год

 План  работы «Школы  молодого педагога»

Цель: формировать профессиональную компетентность молодого педагога.

Срок

Форма

Мероприятие

Отв. за проведение

Постоянно

 

Консультация

Планирование воспитательно- образовательного процесса

Старший воспитатель

Индивидуальные консультации

Подготовка и проведению НОД, праздников, досугов

Старший воспитатель.

Контроль

Выполнение должностных инструкций

Заведующий

Старший воспитатель.

Сентябрь

Анкетирование

Выявление потребностей молодых педагогов

Разработка и утверждение плана на учебный год

Выбор и назначение наставников

Старший воспитатель.

Октябрь

Консультация

 «Моделирование предметно - развивающей среды группы»

(экскурсия по д/саду, просмотр видеороликов «От самого порога. Развивающая среда детского сада)

Старший воспитатель.

Ноябрь

Мастер - класс

Методы развивающего обучения  - посещение занятий педагогов -стажистов

Воспитатели - стажисты

Февраль

Практикум

«Методика проведения НОД по художественному творчеству»

Воспитатели - стажисты

Март

Консультация

«Использование  д/ игр в изодеятельности»

 Ст. воспитатель

Апрель

Мастер – класс

Открытый просмотр НОД по ФЭМП в подг. группе «Космическое путешествие»

Воспитатель - стажист

Май

Круглый стол

Рефлексия.

Ст.воспит.

Приложение 2.

Выписка из годового плана 2013/14 уч. год

План работы «Школы  молодого педагога»

Цель: формировать профессиональную компетентность молодого педагога.

Срок

Форма

Мероприятие

Ответственный

Постоянно

Консультация

Планирование воспитательно - образовательного процесса

Старший воспитатель

Индивидуальные консультации

Подготовка и проведению НОД, праздников, досугов

Старший воспитатель

Контроль

Выполнение должностных инструкций

Заведующий

Ст. воспитатель

Октябрь

Консультация

Практикум

Организация театрализованной деятельности с детьми.

«Основы кукловождения»

Воспитатель Абрамович О.В

Ноябрь

Практикум

«Организация и проведение артикуляционной гимнастики»

Учитель – логопед

Декабрь

Консультация (Видеофильм)

«Утро радостных встреч» (организация работы с детьми в утренние часы)

Ст. воспитатель

Март

Психологический тренинг

«Учусь строить отношения»

Педагог – психолог

Апрель

Визитная карточка молодого педагога

Открытые показы

Конкурс «Зажги звезду»

Педагоги - наставники

Май

Анкетирование

Круглый стол

 «Оценка собственного уровня педагогической деятельности и педагога - наставника»

Ст.воспитатель

Педагоги - наставники

Приложение 3.

Кодекс деятельности успешного педагога.

  1. Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя.
  2. Творчество – отличительная черта.
  3. Здоровый образ жизни -  основа существования.
  4. Уважение к коллегам, детям, родителям воспитанников – доминанта поведения.
  5. Профессиональная компетентность –дело чести.

Приложение 4.

Анкета для начинающего воспитателя.

Уважаемые коллеги для определения педагогического статуса начинающего педагога просим вас ответить на следующие вопросы анкеты.

  1. Имеете ли вы педагогическое  образование?
  • ДА (указать учебное заведение и факультет)
  • НЕТ.
  1. Насколько хорошо вы подготовлены теоретически?
  • Знаете основы общей и  возрастной педагогики и психологии
  • Владеете методиками воспитания и развития дошкольников
  • Умеете работать с психолого – педагогической литературой
  1. Имеете ли вы опыт практической работы с детьми?
  • ДА
  • НЕТ
  1. Каких результатов в профессиональной деятельности хотите добиться_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество.

Приложение 5.

Правила педагогической гигиены.

  1. Пришла в детский сад – придай своему лицу умное и благородное выражение.
  2. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе всед6 «вон воспитательница пошла»
  3. Иди на работу с радостью, выходи с приятной усталостью.
  4. Шути до тех пор, пока не научишься.
  5. Помни : невнимательный врач может навредить телу больного, невнимательный педагог – душе ребенка.
  6. Входи к детям, точно зная, для чего ты здесь и что будешь делать.
  7. Каждый раз, когда тебе хочется командовать  детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
  8. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
  9.   Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
  10.   Если ты умеешь самый обычный факт преподнести как открытие и добиться удивления и восторга детей, можешь считать, что главное дело сделано.
  11. Желая высказать родителям своих воспитанников всю подноготную, вспомни, что правда не всегда горька, но иногда очень приятна.
  12.   Если к тебе на занятие пришли «гости», думай только о том, что ты лучший педагог страны и к тому же замечательная актриса.
  13.  Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую, счастливую педагогическую жизнь.
  14.  Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
  15.  Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
  16.  Отдай работе все силы, но, выйдя из детского сада, включись в другую — не менее прекрасную и полноценную — жизнь.
  17.  Не ограничивай своих привязанностей работой, и у тебя будет все в порядке.
  18.  Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих воспитанников, лицо твое озаряется улыбкой.
  19.  Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.

Список используемой и рекомендуемой литературы.

  1. Майер А.А., Л.Г.Богославец  «Сопровождение профессиональной успешности педагога»  (Библиотека журнала «Управление ДОУ. Творческий центр «Сфера», Москва, 2012)
  2. Белая К.Ю. «Методическая деятельность в дошкольной организации»

(Библиотека журнала «Управление ДОУ. Творческий центр «Сфера», Москва, 2013)

  1. Пискун О.Ю. «Сопровождение деятельности начинающего воспитателя»//Справочник старшего воспитателя.2011. № 1
  2. Лукина Л. «Дерзайте, вы талантливы» // Газета «Дошкольное образование».2003 г. № 17
  3. Дубравина С.А. «Повышение уровня адаптации педагогов к ДОУ» //Справочник старшего воспитателя.2012. № 8
  4. Пчельникова Л.М. «Посвящение молодых специалистов в педагоги»//Справочник старшего воспитателя.2011. № 9
  5. Караулова О.В. «Профилактика дезадаптации молодых специалистов в ДОУ» //Справочник старшего воспитателя.2011. № 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога

Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...

Становление профессионального мастерства начинающего педагога

Презентация к статье "Становление профессионального мастерства начинающего педагога"...

Технология адаптации к профессиональной деятельности начинающих педагогов-психологов ДОУ

Цель данной работы в помощи в профессионально – личностном самоопределении педагога-психолога на этапе профессиональной адаптации и овладения первичным опытом деятельности в системе образования....

проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы

Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....

Годовой план деятельности "Школы становления профессионального мастерства " в МБДОУ.

Годовой план деятельности   "Школы становления профессионального мастерства" в МБДОУ....

Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявле...