Занятие «Школа речи» для родителей микрорайона, имеющих детей с нарушением речи.
методическая разработка по теме

Чернышова Марина Николаевна

Цель: Создание условий для активного сопровождения детей с нарушением речи в  условиях семьи.

 

Задачи:

1.      Познакомить родителей с предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада.

2.      Познакомить  родителей с основными нормами речевого развития и их нарушением.

3.      Сформировать знания о речевой среде дошкольника и основных направлениях развития речи в семье.

4.      Сформировать мотивацию к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_rechi_.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1

«Школа речи»

для родителей микрорайона,                                имеющих детей с нарушением речи

в МДОУ «Детский сад №65-ЦРР»

Дата проведения: 20.09.2012г.

Время проведения: 17.00-18.30

Занятие №1 «Школа речи» для родителей микрорайона, имеющих детей с нарушением речи.

Тема: Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада.

Цель: Создание условий для активного сопровождения детей с нарушением речи в  условиях семьи.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада.
  2. Познакомить  родителей с основными нормами речевого развития и их нарушением.
  3. Сформировать знания о речевой среде дошкольника и основных направлениях развития речи в семье.
  4. Сформировать мотивацию к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи в условиях семьи.

План:

  1. Экскурсия по детскому саду – презентация групп воспитателями.
  2. Выступление «Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада».
  3. Выступление «Нормы речевого развития. Общее недоразвитие речи».
  4. Выступление «Развитие речи дошкольника в семье. Предметно-развивающая речевая среда».
  5. Индивидуальные консультации учителей-логопедов.

Дата проведения: 20.09.2012г.

Время проведения: 17.00-18.30

Ход проведения:

№ п.п.

Время проведения

Регламент изучаемого вопроса

Тема изучаемого вопроса

Ф.И.О. выступающего

17.00-17.02

2 минуты

Знакомство. Приветствие участников. Сообщение плана работы.

Старший воспитатель Чернышова М.Н.

17.02-17.05

3 минуты

Метод настраивания на деятельность «Презентация»

Цель: познакомится друг с другом, настрой на работу.

Каждому участнику предлагается назвать свое имя и рассказать двумя предложениями о себе (что мне нравится, что мне не нравится)

Я, Марина, мне нравится...., мне не нравится....

Старший воспитатель Чернышова М.Н.

17.00-17.15

15 минут

Экскурсия по детскому саду.

Воспитатели групп №1,2,3,4

17.15-17.20

5 минут

Обсуждение увиденного на экскурсии по вопросам:

1) Что вам понравилось в группах?

2) Какие пособия, материалы Вам показались интересными для вашего ребенка?

3) Какие похожие пособия, материалы, оборудования есть у ваших детей?

Старший воспитатель Чернышова М.Н.

17.20-17.35

15 минут

Выступление «Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада».

Старший воспитатель Чернышова М.Н.

17.35-17.40

10 минут

Обсуждение выступления по вопросам:

1) Какие принципы Вам наиболее близки и понятны?

2) Какие из предлагаемых вариантов среды имеются у Вас дома?

Старший воспитатель Чернышова М.Н.

17.40-18.00

20 минут

Выступление «Нормы речевого развития. Общее недоразвитие речи».

Учитель-логопед Зубарева С.В

18.00-18.05

5 минут

Вопросы родителей.

Учитель-логопед Земских Л.П.

18.05-18.20

15 минут

Выступление «Развитие речи дошкольника в семье. Предметно-развивающая речевая среда».

Учитель-логопед Зеиских Л.П.

18.20-18.30

10 минут

Индивидуальные консультации учителями-логопедами

Учителя-логопеды ДОУ

Приложение №1:

Тема: Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада.

Вид: выступление.

Ф.И.О. выступающего – старший воспитатель Чернышова М.Н.

Среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать развитию каждого ребенка. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.  Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии , принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности, динамичности, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды, принцип открытости – закрытости, принцип учёта половых и возрастных различий детей.  Рассмотрим подробно эти принципы:

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка. 
  • Принцип активности Ребёнок и взрослый должны стать творцами своего предметного окружения. Пример: На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов. Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие. В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д., всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п. Если в семье мальчик, то  больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочка, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

 

  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ). Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников

  • Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды. Важно размещать в интерьере не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д.
  • Принцип открытости – закрытости Принцип открытости обществу  может быть представлен в нескольких аспектах. Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон. Открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.

  • Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.   Для этого в группах оформляются выставки фотографий  "Вот мы какие", семейные альбомы.

 

  • Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.  Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны для них по содержанию: головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п.   Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.

Литература:

  1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
  3. Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
  4. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук прикоррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3.
  5. Горбунов Г.Д., Горшкова А.Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996.
  6. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4.
  7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
  8. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты для работы с родителями (законными представителями) детей, имеющими нарушения речи

Анкеты для работы с семьями воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей c нарушениями речи, по развитию и обогащению словаря.

Основной целью семинара для родителей является ознакомление родителей с различными способами обогащения и развития словаря, а также закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи...

«О, морская, ты волна» комплексное итоговое занятие в старшей и подготовительной группе, для детей имеющих нарушения речи

Цель. Приобщить детей к прекрасному миру поэзии, музыки, живописи.Задачи.- Продолжаем учить: - составлять разного типа предложения (простые распространённые и сложные) из личного опыта,...

Рекомендации учителя – логопеда родителям, имеющих детей с нарушением речи

Сколько времени занимает работа по коррекции звукопроизношения, как организовать домашние задания ребёнка и родителей....