Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
консультация на тему

Федоренко Людмила Николаевна

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости движения — одна из причин дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому дорожно-транспортный травматизм остается прио­ритетной проблемой общества, требую­щей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Большое значение имеет профилактика детского дорожно-транспортного трав­матизма в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_po_profilaktike_ddtt.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости движения — одна из причин дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое зачастую ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для всех, хотя написаны "взрослым" языком без расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Большое значение имеет профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Коллективом ДОУ был составлен план работы по профилактике ДДТТ на учебный год (Приложение)

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у них ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь именно отсутствие этих качеств становится причиной трагедий на дорогах.

Но работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями — это можно, а так нельзя. Главная ее цель — формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улице. Она реализуется путем решения нескольких задач:

  • усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  • формирование у них качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки (ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов);
  • развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД, следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  • ребенок — пешеход;
  • ребенок   —   пассажир  городского транспорта;
  • ребенок — водитель детских транспортных средств (велосипеда, снего-ката, санок, роликов и др.).

При этом работа по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников должна быть плановой и систематической. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

Знания, сообщаемые воспитанникам, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

К моменту поступления в школу дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них, знать основные правила для пешеходов и пассажиров.

Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является также создание соответствующей материальной базы. В помощь воспитателям в методическом кабинете дошкольного учреждения подобраны: методическая и детская художественная литература, конспекты занятий и бесед о правилах дорожного движения, картины, плакаты, пособия для занятий и игр. Необходимый материал также должен постепенно накапливаться и непосредственно в группах, где дети могут свободно использовать его в играх, закрепляя полученные ранее знания.

Сеткой совместной деятельности предусмотрены занятия по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города. Но как показывает опыт, в большинстве случаев детям бывает скучно на занятиях, им не достаточно одной лишь информации. Иногда требуется "воспроизвести", обыграть определенную ситуацию, чтобы она стала доступной для детского понимания. Проводится работа с родителями: анкетирование, консультирование, тематические выставки, совместная деятельность, конкурсы и т.д., во время которых родители принимают участие в играх по правилам дорожного движения, рассматривают всевозможные дидактические материалы, учатся применять их в процессе общения с детьми.

Таким образом, повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по данной теме, изучение воспитателями методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, рекомендаций по организации предметно-развивающей среды, работы с родителями и детьми, проведение мероприятий плана по профилактике ДДТТ  позволят комплексно и системно подготовить самых маленьких участников дорожного движения к жизни в современных условиях, где каждого за пределами дома подстерегают серьезные трудности и опасности.

Приложение

План работы с детьми по профилактике ДТТ

на 2012-2013 учебный год

МБУ детского сада № 147 «Сосенка»

№ п/п

Содержание работы

Группы

Сроки

Ответственные

Оборудование на территории образовательного учреждения площадки для занятий по Правилам дорожного движения.

-

В течение года

Заведующий МБУ

Консультации для воспитателей:

  • Разработка и использование маршрута «Дом - детский сад»;
  • Типичные ошибки при обучении детей ПДД

Все группы

X

I

Зам.зав. по ВМР, ст.воспитатель

Оформление и пополнение выставки пособий по обучению детей ПДД для воспитателей (конспекты занятий, методическая и художественная литература, иллюстрации)

Метод.

кабинет

IX

Зам.зав. по ВМР

Проведение среза знаний дошкольников по правилам дорожного движения

Все группы

IX, V

Воспитатели, зам.зав. по ВМР, ст.воспитатель

Сообщение на педагогическом совете «Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»

Все группы

IX, V

Зам.зав. по ВМР, ст.воспитатель

инспектор ГИБДД

Рассмотрение вопросов организации профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с привлечением инспектора ГИБДД

Все группы

IX, V

Воспитатели

Консультации для родителей:

  • Тренировка наблюдательности и памяти;
  • Объяснение методики разработки маршрута и обучения детей;
  • Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП

Все группы

IX

XI

III

Воспитатели

Подготовка памяток для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения

Все группы

II

Воспитатели

№ п/п

Содержание работы

Группы

Сроки

Ответственные

Мероприятия для детей

Практические занятия с детьми по правилам дорожного движения

Все группы

1 раз в месяц

Воспитатели

Занятия по курсу ОБЖ с включением тем по предупреждению ДДТ (по плану)

Старш., подг. группы

4 раза в месяц

Воспитатели

Проведение инструктажей для воспитанников по правилам поведения на дороге

Все группы

2 раза в год

Воспитатели, зам.зав. по ВМР, ст.воспитатель

Занятие «Безопасность детей на дорогах»

Все группы

02.09.

2010г.

Воспитатели

Конкурс плакатов «Азбука пешехода»

Ср.-подг.

группы

III

Воспитатели, воспитатель по обучению грамоте

Чтение художественной литературы детям по ПДД

Все группы

IX-V

Воспитатели

Обновление и пополнение уголков по ПДД в группах.

Все группы

IX-V

Воспитатели

Создание маршрутов «Дом – детский сад»

II мл. – подг. группы

XII

Воспитатели

Проведение целевых прогулок

  • Знакомство с улицей                
  • Наблюдение за светофором
  • Пешеходный переход                
  • Дорожные знаки                
  • Перекресток                

I мл. гр.

II мл.гр.

Ср.гр.

Ст.гр.

Подг.гр.

IV

Воспитатели

Спортивный досуг «В гостях у Светофора»        

Старш., подг. группы

X

Воспитатели, физинструкторы

Кукольный спектакль «Происшествие в лесу»                

Младш., сред группы

X

Воспитатели, муз.руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профилактической деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

В данном материалы описаны организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса;  Организация совместной деятельности по обучению дошкольников бе...

Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Цель работы коллектива нашего детского сада:Совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей, педагогов, родителей....

Комплексный план профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Комплексный план профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма yf 2015 - 2016 учебный год...

Консультация «Организация работы с дошкольниками работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на...

Организация профилактической деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Мы живем в обществе, где необходимо  соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети,...

Организация профилактической деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители...