Непрерывное образование начинается в детском саду.
статья на тему

 

Детский сад до сих пор не нашел своего места в глобальном учебном процессе по причине отсутствия понятной,  простой и доступной технологии обучения. Развивая сеть учреждений дошкольного образования, государство вкладывает ресурсы, которые нельзя сопоставить с развитием школьной сети. В силу своей специфики, учебное место в учреждении дошкольного образования стоит в разы дороже, чем в школе. Расходуя такие средства, государство и пользователи вправе рассчитывать на больший, чем обычный присмотр за детьми, эффект дошкольного образования [3. с.27]

Безусловно, достижение качественного образования во многом зависит от правильного построения преемственности его уровней: дошкольного и начального общего; начального и основного общего образования и т.д. Позитивным шагом по совершенствованию преемственных связей между детским садом н школой можно по праву считать разработку Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). 17 июня 2003 года Концепция была утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе. В дошкольном учреждении специалисты, воспитатели выявляют готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. В работе учителя и воспитателя должна присутствовать взаимосвязь, согласованность.

Взаимопосещения воспитателями уроков в школе, а учителями – занятий в детском саду позволяет обмениваться опытом, знакомиться с обстановкой, которая будет окружать ребенка в дальнейшем, организацией его жизни во время обучения в школе, найти оптимальные методы, приемы и формы работы.

На современном этапе преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом – одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как coгласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучении) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nepreryvnoe_obrazovanie_nachinaetsya_v_detskom_sadu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывное  образование  начинается  в  детском  саду

Вывод о том, что непрерывное образование начинается в детском саду, не нов. Попытки включить детские сады в образовательную деятельность, разбиваются о бытующее мнение работников и специалистов дошкольного образования о самоценности детства. Многочисленные проекты, разработки концепций и программ дошкольного образования кроме призывов не лишать детей детства peaльных результатов не принесли. Становится очевидным, что как всякая сложившаяся система, дошкольное образование не сможет решить задачу  собственного реформирования без помощи извне.

Детский сад до сих пор не нашел своего места в глобальном учебном процессе по причине отсутствия понятной,  простой и доступной технологии обучения. Развивая сеть учреждений дошкольного образования, государство вкладывает ресурсы, которые нельзя сопоставить с развитием школьной сети. В силу своей специфики, учебное место в учреждении дошкольного образования стоит в разы дороже, чем в школе. Расходуя такие средства, государство и пользователи вправе рассчитывать на больший, чем обычный присмотр за детьми, эффект дошкольного образования [3. с.27]

Безусловно, достижение качественного образования во многом зависит от правильного построения преемственности его уровней: дошкольного и начального общего; начального и основного общего образования и т.д. Позитивным шагом по совершенствованию преемственных связей между детским садом н школой можно по праву считать разработку Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). 17 июня 2003 года Концепция была утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе. В дошкольном учреждении специалисты, воспитатели выявляют готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. В работе учителя и воспитателя должна присутствовать взаимосвязь, согласованность.

Взаимопосещения воспитателями уроков в школе, а учителями – занятий в детском саду позволяет обмениваться опытом, знакомиться с обстановкой, которая будет окружать ребенка в дальнейшем, организацией его жизни во время обучения в школе, найти оптимальные методы, приемы и формы работы.

На современном этапе преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом – одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как coгласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучении) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

В системе непрерывного образования детский сад - начальная школа необходимо решать следующие задачи:

  • установление единства требований и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников  воспитательно - образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в создании собственных семейных и социальных pесурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Вся работа  с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.                                                                

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игра не только развивает ребенка, но и влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игровые ситуации в целом влияют на умственную деятельность ребенка, развивают его творческое воображение, влияют на развитие связной речи. Занятия в ДОУ часто проходят в игровой форме. Важно сделать переход детей от игровой деятельности к учебной плавным, адекватным.

Уже в дошкольном возрасте формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как способность к поиску знаний и творчества, развитое воображение, любознательность, грамотность и другие базовые способности детей.

Дошкольное образование – это фундамент развития ребенка-дошкольника, где закладывается базис развития его личностной культуры. Насколько основательно значимым и крепким будет этот фундамент, настолько ребенок сможет реализовать себя в школе.

Для многих родителей основным аргументом в пользу посещения их ребенком детского сада является то обстоятельство, что детский сад сегодня дает бесплатное непрерывное образование, качественную подготовку к школе, так как в нем есть необходимые для этого специалисты и профессиональные  педагоги.

С дошкольного образования начинается непрерывный образовательный процесс не только в России, но и большинстве зарубежных образовательных систем, его сущностные признаки определяют его приоритетность в системе непрерывного образования РФ. [4, с.19]

Bо всем мире стремительно растет интерес к раннему развитию ребенка.  И это не случайно! Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни. Как известно, развитие ребенка определяется психосоциальными, биологическими и наследственными факторами. Первые годы жизни особенно важны потому, что в этот период во всех сферах жизнедеятельности ребенка происходят важные для его жизни процессы развития. Уже доказано, что когнитивное и социально-эмоциональное развитие ребенка в первые годы жизни определяет то, как он будет в будущем учиться в школе. Дети способны обучаться потому, что мозг настроен на обучение. И именно в дошкольном возрасте этот процесс является наиболее активным.

Но как же обеспечить качество образования, и что является инструментом его измерения? Реализовать качество образования можно при наличии качественного образовательного стандарта ( требований), который отражает нормативное значение показателей образовательного процесса. Требования дошкольного образования определяют цель и основной результат системы дошкольного образования. Это очень важное условие обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием. Конечный результат системы дошкольного образования является стартовым для начального звена среднего образования..

В России Федеральные Государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены в 2011 г. Они направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно – тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим богажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

Реализация федеральных государственных требований позволит качественно улучшить процесс обучения, воспитания и развития воспитанников, а также повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и знания общественности о раннем развитии детей. В целом это поможет вырастить гармонически развитое поколение, способное учиться на протяжении всей жизни, чтобы быть успешной личностью и при этой оставаться Человеком.

Литература
1.Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена. -СПб.: СПбАППО, 2008

2.Концепция содержания непрерывного образования. Дошкольное и начальное звено -М.: Гном и Д, 2004.

3.Куркин Е. Б.  Непрерывное  образование  начинается  в  детском  саду    -  М.: Федеральный институт развития образования, 2008

4.Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования.  –М.: Наука. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье страны начинается в детском саду

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению воспитанников...

Непрерывное образование начинается в детском саду.

На современном этапе преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом – одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добыва...

"Всё начинается с детского сада"

В статье рассказывается о группе кадетов в детском саду....

Проект "Растим инженера начиная с детского сада"

В данной презентации я хочу представить проект который совмесно с коллегой мы разработали на конкурса....

Истоки сохранения культурного и природного наследия человека начинаются с детского сада

Я вспоминаю не страну большую, которую увидел и узнал.Я вспоминаю Родину такую, какой её я в детстве увидал.К. Симонов...

Перспективный план дополнительной образовательной деятельности. «Театр начинается с…детского сада». Вторая младшая группа (3 – 4 года). Художественно-эстетическое направление.

По теме театрализованная деятельность, как дополнительная образовательная деятельность ( или кружок) работаю 2 год. Можно сказать "еще учусь" Но с удовольствием поделюсь материаллом....

II Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в регионе: проблемы и векторы развития». Выступление по теме: «Школа начинается с детского сада: взаимодействие с социумом средствами ИКТ". 06.04.2022 г.

Школа начинается с детского сада: взаимодействие с социумом средствами ИКТ. Опыт дистанционного образования с использованием развивающей платформы «Робоборик».Мы уверены, что в нашем дошко...