"Требования к подготовке и проведению специально организованных занятий в соответствии с возрастом"
консультация по теме

Бякина Александра Николаевна

Характерные особенности и структура занятия; Особенности организации и проведения занятий; Организация работы на занятиях. Методы и приёмы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_zanyatiyu.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Требования к подготовке и проведению специально организованных занятий в соответствии с возрастом»


Оглавление

  1. Теоретическая часть
  1. Занятия  как форма обучения
  2. Характерные особенности и структура занятий
  3. Классификация занятий в ДОУ
  4. Особенности организации и проведения занятий
  5. Организация работы на занятиях. Методы и приёмы обучения.
  1. Практическая часть.

 Задачи:

  1. систематизировать знания педагогов о структуре проведения занятий;
  2. Закрепить знания педагогов об организации работы на занятиях по ФЭМП и использование методов и приёмов  в соответствии с возрастом детей;
  3. Повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность;
  4. Продолжать учить педагогов работать в парах (составлять совместно конспект занятия).

Материал:

  • Карточки с  практическими заданиями;
  • Строительный материал (кирпичики);
  • Раздаточный материал (полоски разной величины).

I. Теоретическая часть

1. Занятия как форма обучения

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

     Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

2. Характерные особенности и структура занятий

Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия

проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания).

 Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

Ход (процесс) занятия

организация детского внимания. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом

Окончание занятия

подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз). Переключение детей на другой вид деятельности.

3. Классификация занятий в ДОУ

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)

Основание классификации

Название

1. Дидактическая задача

1. Занятия усвоения новых знаний, умений;

2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

3. Занятия творческого применения знаний и умений;

4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

2. Содержание знаний

(раздел обучения)

1. Классические занятия по разделам обучения;

2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

4. Особенности организации и проведения занятий

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий, прежде всего, следует обратить внимание на:

  1. соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям).
  2. Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.
  3. Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
  4. В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.
  5. В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка.
  6. В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
  7. Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка.

5. Организация работы на занятиях

  1. Организационный момент - сообщение темы занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса (Мотивация).
  2. Изучение нового материала начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных.  Повторение чаще организуют в форме игровых упражнений, решения задач («Найди ошибку Незнайки», «Кого больше?») и занимает от 1 до 5 минут.
  3. Изучение нового материала включает в себя три вида работ:
  1. Педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец, выявляя свойства и связи математических объектов. (Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, пояснения, отвечают на вопросы);
  2. Выполнение индивидуальных заданий несколькими детьми под непосредственным контролем воспитателя (остальные наблюдают за действиями товарища, слушают его, вносят исправления, дополняют, отвечают на вопросы);
  3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, овладения новыми умениями и навыками.
  1. Проведение физминутки.
  2. Для закрепления знаний в конце занятия также проводят игровые упражнения и дидактические игры. Широко используются комбинированные упражнения, позволяющие одновременно решать 2-3 задачи. При этом может идти работа над материалом разных разделов программы.

Методы и приёмы обучения

2 младшая группа

Занятие начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданное появление игрушек, приход «гостей» и пр. Во время занятия используются игровые приёмы и дидактические игры.

Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупным. Длительность занятия 10 минут. Занятие проводится по подгруппам.

Средняя группа

Используются наглядно-действенные приёмы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счёт и др.) Исследовательские действия, например, осязательно-двигательные обследования.

Длительность занятия 20 минут. Занятие проводится по подгруппам.

Старшая группа

Наглядные, словесные и практические методы используются в комплексе. Пятилетние дети способны понимать познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи пробуждает в детях познавательную активность. (Например, «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?»)

Расширяют виды наглядных пособий, и несколько изменяется их характер.

В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Большое место занимает работа с картинками, с цветными и силуэтными изображениями предметов, причём рисунки предметов могут быть схематичными.

Наглядной опорой служат «Заместители» реальных предметов. Повышается роль словесных приёмов обучения: «Как можно ещё сделать? Проверить? Сказать?» Широко используют словесные игры и упражнения: «Скажи наоборот!» «Кто быстрее назовёт?».

Длительность занятия 25 минут. Занятие проводится всей группой.

Подготовительная группа

Как в старшей группе. Длительность занятия 30 минут. Проводится 2 раза в неделю всей группой.

Модель построения обучающего занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность ребёнка

Мотивация деятельности

Возникновение интереса к предстоящей деятельности, готовность к восприятию

Изложение учебного материала

Восприятие

Закрепление учебного материала

Осмысление

Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка детей

Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью

Определение новых целей

Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности, ожидание её


II. Практическая часть

 Составление конспектов занятия по формированию элементарных математических представлений (образовательная область «Познание»). Воспитателям необходимо составить конспект занятия по задачам. Работа в парах.

2младшая группа

  1. учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире - уже;
  2. Продолжать учить сравнивать две группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько-сколько.

Средняя группа

  1. Познакомить детей с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»;
  2. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, пользоваться словами: длиннее, короче;
  3. Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Старшая группа

  1. Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженными соседними числами 7 и 8.  
  2. Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 7 по образцу и на слух;
  3. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперёд, назад, направо, налево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий

У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...

Конспект проведения специально организованной интегрированной образовательной деятельности по теме «Здоровье» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Радуга»

Формируем у жетей элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены и пользе утренней зарядки. Закрепить знание зависимости здоровья от правильного питания, о пол...

Доклад на тему: «Методические требования к подготовке и проведению экспериментов в ДОУ»

Доклад на тему: "Методические требования к подготовке и проведению экспериментов в ДОУ"Подготовила: Кишко Екатерина Валерьевна, воспитатель подготовительной к школе группы...

Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...

«Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов по организации непосредственно образовательной деятельности...

Проведение специально организованной образовательной сюжетно-игровой деятельности для детей на тему: «Рекламный агент»

Цель: Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио – и видео-реклама; развивать воображение, самостоятельность.Задачи приоритетной образовательной области«...