Контроль как одна из функций управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.
методическая разработка по теме

Евстафьева Лариса Анатольевна

На современном этапе развития системы дошкольного воспитания повышение его качества в соответствии с планируемыми целями является одной из приоритетных задач управления ДОУ. В этой связи важнейшее значение приобретает внедрение новейших практических достижений в области управления.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управлен­ческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

В научной литературе разные авторы придают большое значение функции управленческой деятельности. Вот некоторые из них.

Контроль — это процесс получения инфор­мации об изменениях внешних и внутренних условий функциони­рования и развития дошкольного образовательного учреждения, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые воз­можности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также вы­явления необходимости и организации осуществления ее коррек­ции. [30].

Контроль – специфический вид управленческой деятельности, результатом которого является сбор, систематизация и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса. Контроль способствует глубине анализа воспитательно-образовательной деятельности педагогов, оценке деятельности с целью принятия конструктивных оперативных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в дошкольном образовательном учреждении.                              .

Контроль в дошкольном учреждении - это система наблю­дения и проверки соответствия воспитательно-образователь­ного процесса целям изадачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может сущест­вовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без установления определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль как одна из функций управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения

На современном этапе развития системы дошкольного воспитания повышение его качества в соответствии с планируемыми целями является одной из приоритетных задач управления ДОУ. В этой связи важнейшее значение приобретает внедрение новейших практических достижений в области управления.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

В научной литературе разные авторы придают большое значение функции управленческой деятельности. Вот некоторые из них.

Контроль — это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции. [30].

Контроль – специфический вид управленческой деятельности, результатом которого является сбор, систематизация и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса. Контроль способствует глубине анализа воспитательно-образовательной деятельности педагогов, оценке деятельности с целью принятия конструктивных оперативных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в дошкольном образовательном учреждении.        .

Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям изадачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без установления определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.

Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы  определяется рядом положений.

        - Контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов.

        - Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им

         - Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.

         - Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.

                Необходимость осуществления контроля как стадии единой системы методической работы в ДОУ подчеркивают Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, выделяя среди функциональных обязанностей старшего воспитателя

его деятельность по проведению контроля, необходимыми составляющими которой являются:

- разработка системы   контроля за воспитательно-образовательной работой с  детьми, диагностических материалов, вопросов по осуществлению тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;  

- наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;                

-   фиксация результатов наблюдений;

- анализ результатов воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планов и документации воспитателей;        

-  формулирование выводов и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;

-   осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей;

- разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;

- обсуждение результатов контроля с воспитателями, использование этих результатов при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.      

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

  • цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
  • следует не просто проверять состояние дел, а создать
    единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду;

-        контроль необходимо планировать;

В процессе контроля важна не просто констатация факта, а выявление причин,  вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;
- контроль будет действенным только в том случае, если он осуществляется вовремя и если мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются;    
- следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений;        

- итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.

        Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм осуществления, контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка программы (плана) контроля.

3. Сбор информации.

4. Первичный анализ собранного материала.

5.Выработка рекомендаций и определение путей исправления недостатков.

6. Проверка исполнения рекомендаций.

Присоединяясь к мнению Н.С. Сунцова, можно сказать,  что функции контроля и педагогического анализа не только взаимосвязаны, но и тесно переплетаются и взаимодействуют в процессе осуществления контроля.Это позволяет трактовать основную функцию контроля в методической службе ДОУ как аналитическую, понимать контроль прежде всего как аналитический контроль.

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.И. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения». Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, - обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

П.И. Третьяков определяет контроль «как технологическую профессиональную услугу в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях), обеспечивающих обратную связь и являющуюся важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом».

В результате недооценки функции контроля, а попросту говоря, бесконтрольности снижается эффективность работы учреждения [3, с.9].

При осуществлении контроля рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

                1.Контроль не должен ограничиваться инцидентом.

Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и планово, то он воспринимается как норма.

Как должен поступить руководитель, если вскрылись недостатки в работе? Обычно в таких случаях он беседует с сотрудником, старается вместе выявить причины ошибок, напоминает о правильных действиях, организует систему методической помощи.

        2.Тотальный контроль порождает небрежность.

При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.

        3.Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль - это всегда субъективная интерпретация того, что наблюдалось.

        4. Не следует контролировать только свой «любимый» участок,группу, объект. Если сосредоточиться на «любимом» объекте, то другие члены коллектива не попадают в поле зрения проверяющего.

        5. Следует помнить, что контроль не проформа.

Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчиненными - плохие спутники руководителя.

        6.Не следует контролировать из-за недоверия.

Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчиненным. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опеку и выводит подчиненных на самоконтроль.

Чаще всего контроль носит персональный характер, так как проверяется и анализируется деятельность конкретной личности (итоги деятельности).

Контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы ДОУ. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля, охватывающей все направления деятельности ДОУ, вызывает трудности у многих руководителей [3, с.10].

При помощи контроля руководитель получает информацию. В свою очередь, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной. Поэтому так важно остановиться еще раз на понятии «система».

Система - это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов в отдельности.

Исходя из этого определения мы можем говорить о системе контроля, где каждым отдельным его компонентом являются цели, задачи, содержание контроля, а также формы его проведения.

При реализации контроля от руководителя требуются умения собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать ее. Эти умения помогают найти наиболее правильные, наиболее обоснованные и оптимальные решения.

Если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении, можно говорить о наличии системы контроля.

Построить систему внутрисадовского контроля значит:

- определить цели, конкретизировать задачи, которые должна
реализовать эта система;

- отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;

- выбрать формы, методы его проведения;

- определить группу инспектирующих участников, которые будут осуществлять контроль и их взаимодействие;

- распределить полномочия и ответственность каждого.

Качество и эффективность контроля зависят не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы избрал руководитель.

Следовательно, важен не только предмет контроля, но и способы его осуществления.

Руководитель должен уметь выстроить определенную логическую структуру, четкую последовательность действий, продумать их повторяемость, цикличность, воспроизводимость.

Даже хорошо продуманный, спланированный механизм организации контроля в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности. Многое будет зависеть от исполнения, от индивидуального стиля управленческого мастерства руководителя.

В практике довольно часто встречаются негативные проявления в организации контроля, которые должен знать каждый руководитель, стремиться их избежать, преодолеть:

        1. Отсутствие у руководителей ДОУ знаний, умений и навыков
разработки системы контроля и неверное определение приоритетных объектов контроля.

        2. Бессистемный контроль объясняется отсутствием элементарных
навыков моделирования, умения согласовать все ключевые параметры функционирования учреждения, значимые для формирования
блоков контрольной информации и установления связей между ними.

        3. Слабая разработка критериев оценки многих видов деятельности педагога.

        4. Ориентация на процесс вместо ориентации на достижения определенных результатов.

        5. Слабое развитие анализа собственной деятельности, отсутствие
рефлексии.

        6. Недостаточная гласность, открытость и демократичность в организации контроля.

        7. Отсутствие методик отслеживания результатов развития ребенка (педагогические и психологические) с учетом специфики организации педагогического процесса по конкретной программе.

        8. Низкий уровень профессиональной подготовленности специалистов к проведению диагностики развития ребенка, самооценкисвоей деятельности.

9. Непродуманность осуществляемой многими ДОУ диагностики, ее некачественное методическое обеспечение и непрофессиональное исполнение [3, с.12].

Для получения информации в ходе системного контроля важно на первое место ставить цели, задачи и содержание, а формы организации контроля (или его виды) - на второе.

Наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Если подходить к контролю как к деятельности, то можно говорить об одной из характеристик деятельности - ее продуктивности, т.е. соотношении между полезностью полученных результатов и связанных с этим затратами.

Таким образом, контроль – это специфический вид управленческой деятельности, результатом которого является сбор, систематизация и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса. Задача старшего воспитателя - осуществление контроля той сферы деятельности, которая непосредственно связана с качеством педагогического процесса.Чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать его с тем, что должно быть. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.

А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:информированность; охватывать полноту выделения актуальности проблем; выбор целей;четко спланирована;заинтересованность всех ее участников;повторность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения

Раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие перевод дошкольного учреждения из функционирующего  в развивающий режим....

Мастер-класс по проектной деятельности для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений

Данный материал показывает как обеспечить музыкальное развитие детей, используя метод тематических проектов. В конспекте идет речь о центрах активности детей (по программе "Сообщество" - особой развив...

Управленческий опыт руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Управленческий опыт руководителя дошкольного образовательного учреждения.Общие сведения ДОУ.Приоритетные цели и задачи управленческой деятельности.Наличие программы развития ДОУ.Достижение целей прогр...

Технология управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образовани...

Контроль как функция управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Презентация.

Контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОУ, правильно...

Управленческая культура руководителя дошкольной образовательной организации

В статье определено понятие управленческой культуры, выделены и обозначены основные компоненты структуры управленческой культуры....

«Контроль как функция управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Контроль как функция управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении»...