СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕСТКОМ САДУ
статья (старшая группа) по теме

Глазкова Ирина Владимировна

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ

ЗАНЯТИЙ В ДЕСТКОМ САДУ

 

                                                                                                      Воспитатель

                                                                                                     Атемарского д/с

                                                                                                     «Теремок»

                                                                                                      Глазкова И.В.

 

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей, в организации комплексной и интегрированной НОД (непосредственно-образовательная деятельность) «Закон об образовании»,  предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

·        сохранение здоровья ребенка;

·        развитие творческих способностей;

·        формирование целостного восприятия окружающего мира;

·        построение образовательного процесса на основе игры, как основного вида деятельности дошкольника.

Целью же интегрированных занятий являются: разностороннее, осознанное изучение понятия; предметы или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой доступной детям этого возраста.

Любая программа детского сада ориентирована на целостное развитие ребенка, которое должно пониматься как единство индивидуальных способностей, личностных качеств. Система интегрированного обучения дает возможность сохранить количество занятий, освободить время для самостоятельной и игровой деятельности, увеличить время, отведенное для прогулок.

Интегрированное обучение является новой моделью, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учетом их склонностей и способностей.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют  снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

 

Наиболее эффективные методы и приемы

·        Сравнительный анализ, сопоставление, поиск.

·        Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как узнал?» и др.

·        Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированных занятий:

·        Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

·        Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программ на каждом занятии.

·        Взаимообусловленность, взаимосвязанность предметов на каждом этапе занятий.

·        Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.

·        Систематичность и доступность изложения материала.

·        Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

 

Примерная структура занятия

Вводная часть: Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»)

Основная часть: Детям даются новые задания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть: Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. .

 

Характеристика интегрированного занятия

·        Является одним из направлений межпредметной интеграции.

·        Имеет среднюю степень интеграции.

·        Форма имеет смешанную структуру.

·        Предметом анализа выступают многоплановые объекты, сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой.

 

 

Педагогические возможности интегрированного занятия:

·        Формирование в единстве знаний и умений.

·        Коммуникативность умений.

·        Повышение интереса к учению.

·        Снятие напряженности, страха, неуверенности.

 

Преимущества интегрированных занятий:

·        способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

·        в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

·        углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;

·        эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае  необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

 

Методика подготовки интегрированного занятия

 

·        Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

·        Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого, наиболее важна.

·        Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

·        Определить одно или несколько базовых направлений интеграции.  Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий.

·        Продумать развивающие задачи.

·        Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной лексики).

·        Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

·        Использовать в работе с детьми и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование).

Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий

·        Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.

·        В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов.

·        При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.

·        Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.

·        Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.

·        На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.

Специфика анализа

 

Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)

Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается: :

   - в создании нового раздела (программы);

   - цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

   - единичных интегративных занятий.

Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников.

Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию.

Формы проведения .

Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия.

Результаты деятельности детей в интегрированном занятии.

Работая в данном направлении можно сделать некоторые выводы:

1.Занятия интегрированного характера способствуют формированию картины мира, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон: теоретической и практической;

2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс;

4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

5. Такие нод способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщесто;

6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Зная интегрированные механизмы, воспитатель может соединять разные виды деятельности и создавать модель-схему занятия. Занятия интегрированного характера вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsifika_integrirovannogo_zanyatiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ

ЗАНЯТИЙ В ДЕСТКОМ САДУ

                                                                                                      Воспитатель

                                                                                                     Атемарского д/с

                                                                                                     «Теремок»

                                                                                                      Глазкова И.В.

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей, в организации комплексной и интегрированной НОД (непосредственно-образовательная деятельность) «Закон об образовании»,  предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сохранение здоровья ребенка;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование целостного восприятия окружающего мира;
  • построение образовательного процесса на основе игры, как основного вида деятельности дошкольника.

Целью же интегрированных занятий являются: разностороннее, осознанное изучение понятия; предметы или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой доступной детям этого возраста.

Любая программа детского сада ориентирована на целостное развитие ребенка, которое должно пониматься как единство индивидуальных способностей, личностных качеств. Система интегрированного обучения дает возможность сохранить количество занятий, освободить время для самостоятельной и игровой деятельности, увеличить время, отведенное для прогулок.

Интегрированное обучение является новой моделью, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учетом их склонностей и способностей.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют  снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

Наиболее эффективные методы и приемы

  • Сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
  • Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как узнал?» и др.
  • Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированных занятий:

  • Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
  • Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программ на каждом занятии.
  • Взаимообусловленность, взаимосвязанность предметов на каждом этапе занятий.
  • Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
  • Систематичность и доступность изложения материала.
  • Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура занятия

Вводная часть: Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»)

Основная часть: Детям даются новые задания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть: Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. .

 

Характеристика интегрированного занятия

  • Является одним из направлений межпредметной интеграции.
  • Имеет среднюю степень интеграции.
  • Форма имеет смешанную структуру.
  • Предметом анализа выступают многоплановые объекты, сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой.

Педагогические возможности интегрированного занятия:

  • Формирование в единстве знаний и умений.
  • Коммуникативность умений.
  • Повышение интереса к учению.
  • Снятие напряженности, страха, неуверенности.

Преимущества интегрированных занятий:

  • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
  • углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;
  • эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае  необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

Методика подготовки интегрированного занятия

  • Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
  • Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого, наиболее важна.
  • Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
  • Определить одно или несколько базовых направлений интеграции.  Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий.
  • Продумать развивающие задачи.
  • Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной лексики).
  • Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
  • Использовать в работе с детьми и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование).

Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий

  • Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.
  • В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов.
  • При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.
  • Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
  • Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.
  • На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.

Специфика анализа

Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)

Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается: :

   - в создании нового раздела (программы);

   - цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

   - единичных интегративных занятий.

Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников.

Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию.

Формы проведения .

Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия.

Результаты деятельности детей в интегрированном занятии.

Работая в данном направлении можно сделать некоторые выводы:

1.Занятия интегрированного характера способствуют формированию картины мира, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон: теоретической и практической;

2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс;

4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

5. Такие нод способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщесто;

6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Зная интегрированные механизмы, воспитатель может соединять разные виды деятельности и создавать модель-схему занятия. Занятия интегрированного характера вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной в дестком саду

Сценарий выпускного вечра для детского сада...

Игра по патриотическому воспитанию "Профессии десткого сада"

В игре представлены карточки с профессиями детского сада....

"Развивающие музыкальные игры в дестком саду

Консультация для воспитателей ДОУ....

Консультация для родителей адаптация ребёнка к десткому саду

Предлагаю вам Консультацтю для родителей на тему адаптация ребёнка к десткому саду...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА В ДЕСТКОМ САДУ 8 МАРТА

1.                      Создание положительного эмоционального настроя детей;2....

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА В ДЕСТКОМ САДУ 23 февраля

Цель: знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества;Задачи:расширение представлений детей о Российской армии;воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к российскому ...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка 2-3 лет в дестком саду"

Консультация для родителей "Адаптация  ребенка 2-3 лет  в дестком саду"...