"РУКИ - СВЯТАЯ СВЯТЫХ МОЗГА"
проект на тему

Депутатова Наталья Васильевна

Цель: Способствовать активизации имеющихся у воспитателей детского сада теоретических знаний, практических умений и навыков. Привлечь внимание педагогов  к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.cheekyenlightened

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruki-svyataya_svyatykh_mozga.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов детского сада (в форме деловой игры)

Тема: «РУКИ – СВЯТАЯ СВЯТЫХ МОЗГА»

Цель: Способствовать активизации имеющихся у воспитателей детского сада теоретических знаний, практических умений и навыков. Привлечь внимание педагогов  к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.

 

Организация обстановки: участники делятся на две команды с помощью разрезанной картинки.

 (Две картинки разрезаны на то количество частей, сколько игроков будет в команде. Части перемешиваются. Объединение игроков в команду происходит после нахождения всех фрагментов).


Ведущий: Уважаемые педагоги, сегодня мы собрались на очередную встречу, на семинар-практикум в форме деловой игры.
(Представление жюри.)

 Тема нашей встречи «Руки – святая святых мозга». 

 Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками.

И сейчас я приглашаю команды к первому этапу игры, вам нужно будет вспомнить пословицы, поговорки, песенки, высказывания о руках, название художественных произведений, фильмов.

  1. Игроки вспоминают пословицы, поговорки, песенки,  высказывания о руках  (чья команда больше вспомнит). Например:
    «Мастер на все руки»
    «Золотые руки»
    «Положа руку на сердце»
    «Рукой подать»
    «Руками развести»
    «Руки опускаются»
    «Обеими руками «за»
    «Своя рука – владыка»
    «Чужими руками жар загребать»
    «Руки не оттуда растут»
    «Как рукой сняло»


Ведущий:  Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святая-святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая тончайшими датчиками специальных приборов.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

(дискуссия)

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Команды приглашаются ко 2этапу игры . Викторина вопросов, которая предлагается педагогам в шоколадках. (таким образом команды набирают себе баллы, поочерёдно отвечая на вопросы.0

2.

  1. КАКОЙ ИЗ ЦЕНТРОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА РАСПОЛОЖЕН ОЧЕНЬ ОБЛИЗКО, С ЦЕТРОМ, РАСПОЛОЖЕННЫМ ЗА РЕЦЕПТОРАМИ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ___________________________________________

(ЦЕНТР РЕЧИ)

  1. КАКАЯ ГИМНАСТИКА ВАЖНА ДЛЯ РЕБЁНКА, В САМОМ РАННЕМ ВОЗРАСТЕ?____________________________________________________

(ПАЛЬЧИКОВАЯ)

  1. ИГРА? ВАЖНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ?

(ДА)

  1. ИМЯ ОСНОВНОГО, (ПРИНЯТОГО АВТОРА) ИГР-ШНУРОВОК, ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА____________________________________

(МАРИЯ МОНТЕССОРИ)

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: (большая вероятность ребёнка в возрасте 4-5 лет) С РЕЧЬЮ НЕ ВСЁ В ПОРЯДКЕ, ЗНАЧИТ НАРУШЕНА____________________

(МОТОРИКА)

  1. НАРУШЕНИЕ УСВОЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ;КАРАНДАШ В НЕПОСЛУШНЫХ ПАЛЬЦАХ? Это нарушение моторики?????_______

(да)

  1. НАЗОВИТЕ И ПРОДИКЛОМИРУЙТЕ ИГРЫ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ______

  1. НАЗОВИТЕ И ПРОДИКЛОМИРУЙТЕ ИГРЫ КРУПНОЙ МОТОРИКИ______

  1. НАЗОВИТЕ И ПРОДИКЛОМИРУЙТЕ  ИГРЫ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В БЫТУ?________________________________________________________

  1. ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАБОТУ  МЫСЛИ, И ФУНКЦИЮ РЕЧИ___________

(МЕЛКИЕ(РЕЦЕПТОРЫ) МЫШЦЫ РУК)

  1. С КАКОГО ВОЗРАСТА, РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВЛОЖИТЬ В РУКУ РЕБЁНКА КАРАНДАШ, чтобы укрепить знания и интерес к буквам, книгам, рисованию___________________________________________________

(3-4ГОДА)

  1. НАЗВАТЬ + - 3- ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕБЁНКА в возрасте 2-4 года_________________

(ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, АПЛИКАЦИЯ)

  1. НАЗВАТЬ + - 3- ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕБЁНКА в возрасте 4-6 лет___________________

(КОНСТРУИРОВАНИЕ, ПЛЕТЕНИЕ, ВЯЗАНИЕ)

  1. МАКСИМАЛЬНЫЙ СРОК ВРЕМЕНИ(при индивид.и групповом занятии) ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ МЕЛКОЙ И КРУПНОЙ МОТОРИКИ РЕБЁНКА

(20 МИНУТ)

  1. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ? ЧТО ЭФФЕКТИВНЕЕ В ИЗУЧЕНИИ ЦИФР?

- на слух?  ; или – рецепторно?_______________________________

(РЕЦЕПТОРНО)_

  1. Истерика ребёнка (2-3 года): решение конфликта: а) словесное решение конфликта: б)тактильное решение конфликта.

Ведущий:

В настоящее время языку мимики и жестов придается все более важное значение. Этот способ передачи информации является естественным. Мы часто не обращаем внимания на наши телодвижения, между тем они не только несут в себе информацию, которую воспринимает наш разум, но и способны влиять на другого человека. Именно поэтому язык мимики и жестов получил широкое распространение в мире воспитания. Он помогает заинтересовывать партнеров своими предложениями, эффективно представлять учебный материал, добиваться искренности в общении, увлекать публику речью и т. п.

Восприятие мимики и жестов окружающих людей в основном определяет нашу реакцию на них, а также их отношение к нам. Стоит научиться понимать подаваемые телесные сигналы и умело применять это знание, используя возможность более эффективного взаимодействия с людьми.

Понимание языка мимики и жестов собеседника позволяет «читать» собеседника, видеть, какое впечатление произвело на него услышанное, узнать его позицию еще до того, как он выскажется по этому поводу. Через невербальное общение осуществляется обратная связь, которая определяет отношение людей друг к другу.

Понимание невербальных знаков поможет вовремя изменить поведение или сделать что-то еще, Во всем мире основные коммуникационные жесты и мимика лица не очень отличаются друг от друга. Счастливые люди улыбаются, печальные хмурятся, злым также присуща особая мимика. Пожимание плечами является прекрасным примером универсального жеста, используемого повсеместно. Оно означает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.

В современном мире обязательным элементом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно тоже несет в себе массу информации о чувствах, намерениях и отношениях человека. Эта информация передается, например, через положение рук, а также интенсивность или продолжительность рукопожатия.

Национальные особенности языка жестов

Невербальный язык, как и вербальный, может меняться в зависимости от типа культуры, нации, социального слоя и т. п. Так, например, кивание головой во многих странах означает «да» или утверждение, но в Болгарии это жест отрицания или несогласия. В Индии значение «да» передается совсем другим жестом – покачиванием головы в разные стороны, что в России будет означать осуждение, неодобрение.

В основном отличия наблюдаются среди символических жестов. Такие жесты, как правило, связаны с абстракцией, поэтому их содержание может быть понятно только какой-то отдельной нации или группе людей, коллективу. К таким знакам можно отнести приветствие, прощание, призыв к молчанию, предвкушение чего-либо приятного и др. Например, приветствие может быть передано поклоном, протянутой вперед рукой, прикосновением к земле у ног другого человека, прижиманием руки к сердцу или лбу, рукопожатием, складыванием рук в замок и поднятием их над головой и т. д. У студентов или закадычных друзей могут быть свои собственные придуманные формы приветствия.

В произведении И. С. Тургенева «Новь» описываются два разных жеста прощания, характерных для России и Франции: «Нежданов наклонил голову, а Сипягин простился с ним на французский манер, несколько раз сряду быстро поднес руку к собственным губам и носу, и пошел далее, бойко размахивая тростью и посвистывая».

V-образный жест пальцами в разных странах тоже воспринимается по-разному. В большинстве стран Европы этот жест является знаком победы. В Австралии, Новой Зеландии и Великобритании подобная интерпретация характерна только для жеста, в котором ладонь с двумя разведенными пальцами (указательный и средний) повернута от себя. Но если ладонь повернуть к себе, этот жест приобретает оскорбительное значение вроде «Заткнись!» или «А иди ты подальше!». В некоторых странах этот жест также означает цифру «2».

Непонимание подобных тонкостей национальной символики может привести к недоразумениям. Например, англичанин, оставшийся недовольным обслуживанием в ресторане, выразить свое возмущение, показывает бармену-европейцу два пальца с повернутой ладонью к себе, а бармен, по-своему интерпретируя этот жест, наливает две кружки пива.

Другим жестом, который может привести к недоразумению во время зарубежной поездки, является жест, изображающий собой кружок, образуемый указательным и большим пальцами и означающий слово «о'кей!».

Этот жест появился в Америке в начале XIX в. Значение этого жеста во всех англоязычных странах, а также в некоторых странах Европы и Азии – «все в порядке» или «все отлично». Однако во Франции он имеет значение «ноль» или «ничего», в Японии – «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используют для обозначения гомосексуальности мужчины. Как видно, довольно легко попасть в неприятное положение из-за неправильно понятого жеста. Поэтому, будучи за границей, следует проявлять осторожность в мимике и жестах.

Еще одним примером, иллюстрирующим изменение смысла в зависимости от культурных особенностей, является поднятый вверх большой палец. В России он имеет одно значение: «отлично», «классно». В Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии, помимо этого значения, имеется еще два: просьба об остановке при голосовании на дороге и нецензурное ругательство, при этом большой палец резко выбрасывается вверх.

Один человек, впервые в жизни погрузившись под воду с аквалангом, был очарован красотой открывшегося мира и в знак восхищения показал инструктору поднятый вверх большой палец. В результате его тут же насильно подняли на поверхность, так как подобный жест на языке подводников означает «срочное всплытие».

В Греции этот же знак означает «Заткнись!». Поэтому голосовать на греческих дорогах на американский манер не только безрезультатно, но и опасно. В Италии этот жест используется как обзначение цифры «1», а американцы и англичане большим пальцем обозначают уже цифру «5».

Поднятие большого пальца вверх в сочетании с другими жестами обычно используется для обозначения власти, превосходства и т. п. Его можно использовать и для обозначения выражения «раздавить пальцем» по отношению к какому-либо человеку.

Когда европеец говорит о себе, он показывает рукой на грудь, а японец – на нос. Постукиванием по собственной голове француз или итальянец дает понять, что он считает какую-либо идею глупой. Британец или испанец, шлепая себя ладонью по лбу, показывает окружающим, что очень доволен собой. Немец этим же жестом будет выражать крайнее возмущение кем-либо. Ну а голландец, стуча по лбу и при этом вытягивая указательный палец, дает понять, что идея ему понравилась, но он считает ее чуть-чуть сумасшедшей. 

На 3 этапе игры командам представляется «Чёрный ящик» с вопросами и заданиями.

3.

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

Вопросы для команд, каждый правильный ответ – 1балл. Затем команды изображают те жесты, которые отгадали.

  1. Как называются жесты,  передающие разнообразные оттенки чувств.

(ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ)

  1. Как называются жесты которые используются в качестве дополнения к описанию какого-нибудь предмета, осознанно или неосознанно.

(ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ)

  1. Как называются жесты, которые как правило  несут конкретное значение, понятное другим людям.

(СИМВОЛИЧЕСКИЕ)

  1. Как называются жесты, которые выражают искренность собеседника и желание говорить откровенно, или напротив,  жесты, говорящие о недоверии к собеседнику или о сомнении в его правоте, а также о желании что-то скрыть или утаить.

(ЖЕСТЫ СКРЫТНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ)

Ведущий:

Завершить нашу игру хотелось бы творческим конкурсом…Давайте представим себе что мы с своими воспитанниками могли общаться только мимикой и жестами. Одна команда рисует смайлики позитивного характера, и показывает к каждому смайлику характерные жесты, другая команда, смайлики негативного плана. (задание выполняется на скорость и качество).

4.

Конкурс «ЧАТ по адресу  АЛЁНУШКА  @SAD.RU»

(рисование эмоциональных смайликов на заготовленных листочках в форме круга)

Ведущий: с удовольствием отмечаю, что цель семинара-практикума достигнута. И к концу нашей игры , мы и сами не заметили как активизировали знания в эффективности развития мелкой  и крупной моторики ребенка , а так же узнали о новых исследованиях в этой сфере. Ну и конечно творческая часть игры с интересом раскрылась в тайнах языка «жестов»..с чем обе команды справились на ура!

(ЖЮРИ ПОДВОДИТ  ИТОГИ….. ОБЪЯВЛЯЮТСЯ ПОБЕДИТЕЛИ..)

(ЧАЕПИТИЕ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ)

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2008.
  2. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999.
  3.  Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебных заведений/ Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
  4. Использование материала из папки по самообразованию за 2011год.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«РУКИ – СВЯТАЯ СВЯТЫХ МОЗГА»

МДОУ ЦРР №51»АЛЁНУШКА»

2011г

Выполнила педагог-психолог

Селиванова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. День святой Троицы

Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Традиции уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями  дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пус...

Свято "Закосичення"

Сценарий праздника для девочек 5-6 лет (по народной традиции, в этом возрасте девочкам заплетали косу, и они теперь считались помощницами маме)...

День Святого Валентина.

прздник для детей 5-10 лет....

«Какое влияние имеют руки на развитие мозга»

Существует методика Марии Монтессори  о естественном и свободном деятельном развитии здорового ребёнка в специальной среде, где прежде всего давалась бы работа его рукам. Рукам, а значит душе, се...

Презентация "О святом и о святых земли Калужской"

Я собрала материал о святых покровителях и святых местах Калужской области. Презентация сопровождается аудиофайлами.Данный материал будет полезен педагогам, родителям и всем тем кому интересна и...

Задолго до основания Петербурга государь мечтал построить город в честь своего святого – апостола Петра. Этот святой является покровителем мореплавателей и рыбаков. Название «Санкт-Петербург» - город святого Петра – как нельзя лучше подходил для крепости,

Задолго до основания Петербурга государь мечтал построить город в честь своего святого – апостола Петра. Этот святой является покровителем мореплавателей и рыбаков. Название «Санкт-Петербу...