Конспект выступления на методическом объединении
статья (подготовительная группа) на тему

Комазенкова Анна Александровна

Конспект выступления 
на методическом объединении по теме:
«Развитие речи 
и подготовка к обучению грамоте 
в системе предшкольного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod.obedin.docx103.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 784

(ГОУ детский сад № 784)

Адрес: 115404, г. Москва, ул. Ряжская, д. 11

Телефон: 327-34-89, 326-83-61

E-mail: dou784@sinergi.ru

Дата: 12.12.2011

Москва, 2011 г.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В связи с этим нами были подобраны задания для совершенствования развития речи воспитанников подготовительной группы детского сада и намечены пути оптимизации взаимодействия с подготовительным периодом обучения грамоте в 1 классе.  Процесс усвоения родной речи — это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Закономерностью усвоения языка  называют зависимость результата усвоения от степени развития речетворческой системы человека: его речедвигательных мускулов (выполняющих артикуляции звуков речи и модуляции элементов интонации), интеллекта (механизмов представления, воображения, мышления), памяти (механизмов запоминания речедвижений, слуховых и графических реалий как знаков языка, запоминания норм речи), эмоциональной сферы психики (механизмов, вызывающих эмоциональные состояния, возникающие в связи с высшими эмоциями). Исходя из этого, нами были озвучены шесть главных закономерностей усвоения речи. Поскольку знание закономерностей усвоения речи необходимо при выборе методики обучения детей родному языку, мы сочли необходимым перечислить методические принципы (или общие правила) выбора средств обучения. Отдельное внимание было уделено теоретическим основам программы и методики развития речи, которые основываются на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. Также  нельзя было не рассмотреть систему речевого развития младшего школьника в период обучения грамоте как основополагающую, поскольку, исходя из цели исследования, мы предполагали, осуществить взаимосвязь развития речи в подготовительной группе детского сада с обучением грамоте в 1 классе, создать условия для успешной работу по речевому развитию детей дошкольного возраста. Также были рассмотрены конкретные задачи речевого развития, среди которых мы выдели следующие:

1.Развитие связной речи,

2.Развитие лексической стороны речи,

3.Формирование грамматического строя речи,

4.Развитие звуковой стороны речи,

5.Развитие образной речи.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» приоритетной задачей является задача обучения родному языку. Эта общая задача включает частные такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи. Основная единица языка — слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, формирование понятийного мышления немыслимы без усвоения новых слов. Обогащение и активизация словаря в общей системе речевой работы в детском саду занимают очень важное место, в соответствие с этим положением следующим этапом практической части нашей работы явилась разработка и проведение опыта организации речевой работы в подготовительной группе детского сада. Диагностируя уровень речевого развития воспитанников подготовительной к школе группы, мы пришли к выводу о необходимости научения детей  анализу и синтезу предложений разной конструкции, познакомить со всеми буквами русского алфавита, выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладеть слоговым и слитным способами чтения. Для достижения поставленных целей нами были использованы следующие приемы:

  • членение предложения на слова;
  • звуковой анализ слов;
  • ознакомление дошкольников с согласными буквами и буквами ь, ъ;
  • обучение чтению;
  • словесные игры.

Также мы разработали серию занятий по речевому развитию детей, программным содержанием которой было научить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв; закреплять умение определять место ударения в словах; учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово. В занятиях был также использован

демонстрационный материал: схема пяти звукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, кукла, фишки или мелкие игрушки. Каждое занятие проводилось в несколько этапов:

1.Звуковой анализ слова

2.Игры с заданиями

3.Работа над предложением

4.Игра «Назови слова»

В занятиях были использованы как индивидуальные, так и групповые формы работы с детьми. Как показала практика, проведение подобных занятий является эффективным способом развития речи детей, способствует научению детей выделять конкретные звуки в словах, помогает детям самостоятельно составлять предложения со словами. Большую роль играю игры по речевому развитию, в силу возрастных особенностей детей. Большое значение играет индивидуальная работа детей по составлению звуковой схемы слова. Хорошо применим прием скандирования при определении количества слогов в словах. Для определения ударного слога наиболее эффективным приемом оказался прием подстановки ударения на разные слоги, таким образом, дети легко определяют ударный слог. Большую роль в обучении словообразованию, подбору антонимов и синонимов оказало использование демонстрационного материала, опираясь на него, дети легче образовывают нужную форму слова. Отметим, что для эффективной работы по речевому развитию детей необходима работа как в условиях ДОУ, так и в домашних условиях, поскольку необходимо постоянное систематическое повторение пройденного материала. Особое внимание следует уделять детям, не являющимся прямыми носителями русского языка, поскольку для них работа со звуками наиболее затруднительна. Поставленные перед нами задачи по речевому развитию детей были решены, экспериментальное исследование показало, что применяемые на практике нами методы работы с детьми оказались эффективными, но, повторимся, что подобная работа должна проводиться систематически, включая в себя как групповые, так и индивидуальные формы работы с детьми. В условиях ДОУ следует использовать больше игрового материала в силу возрастных особенностей детей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Учимся пространственной ориентации. Лево – право»

Представленный конспект на тему: «Учимся пространственной ориентации. Лево – право» может использоваться в работе с детьми имеющими нарушения зрения...

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».

Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....

Конспект выступления на методическом объединении воспитателей на тему: «Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании дошкольников».

Конспект выступления на методическом объединении воспитателей на тему:«Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании дошкольников»....

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».

Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....

Конспект занятия Тема: « Осенние фантазии » подготовительная группа Выступление на методическом объединении «ИЗО деятельность, как форма обучения и разностороннего развития дошкольников»

- расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень».-продолжать учить составлять предложения по картине.-продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.Инте...

Конспект выступления на методическом объединении психологов Тема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками. Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ»

Конспект выступления на методическом объединении психологовТема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками.Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ...