Статья «Знакомство детей младшего возраста с игрушками-инструментами»
статья на тему

Данная статья включена в сборник материалов слёта-форума "ГИД в образовании", который проходил в Нижегородском педагогическом колледже им. К.Д.Ушинского 29 февраля 2012г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Знакомство детей младшего возраста с игрушками-инструментами»

 

        Музыка является самым тонким и самым чудодейственным средством привлечения ребенка к добру, красоте – иными словами воспитания человечности. Она несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, образов. Однако это содержание становится достоянием ребенка только при определенной организации его музыкального и художественно-эстетического воспитания.

       Одним из основных видов музыкальной деятельности дошкольника в детском саду является игра на детских музыкальных инструментах. Однако, как показывает практика, педагоги-музыканты как на музыкальных занятиях, так и вне занятий отдают предпочтение пению, музыкально-ритмическим движениям, слушанию, творчеству, и лишь единицы из них уделяют достаточно внимания игре на детских музыкальных инструментах.

      Следует подчеркнуть, что игра на инструментах – это полезный и интересный вид музыкальной деятельности не только для детей, но и для педагогов дошкольного учреждения. Овладев приемами игры на музыкальных инструментах, каждый из них (будь то воспитатель или психолог) может использовать детские музыкальные инструменты в ходе своих занятий.

      Обучение детей игре на музыкальных инструментах осуществляется педагогами в самых разнообразных видах и формах работы: это беседы – знакомство с различными группами музыкальных инструментов, игры-упражнения, слушание музыки с активным использованием детских музыкальных инструментов, инсценирование песенок, озвучивание стихов, песен, детских сказок с включением игры на инструментах, творческие  импровизации с использованием инструментов, игра в различных видах оркестров (начиная с ударного шумового и заканчивая большим смешанным).  Главная задача такой работы заключается в том, чтобы игра на инструментах стала неотъемлемой частью жизни ребенка в детском саду.

      Педагоги понимают, что для того, чтобы органично, без каких-либо проблем войти в окружающий социальный мир, дошкольнику необходимо не только многое узнать, но и научиться контролировать себя и свои чувства, эмоции, поступки. С помощью инструментов педагоги могут создавать ту естественную игровую ситуацию, в которой ребенок значительно быстрее преодолевает робость, неуверенность, закрытость. Раскрепощенность и интерес к людям, к миру, вера в себя – вот то главное, что приобретают дети при общении с музыкальными инструментами. Психологи подтверждают, что раннее музыкальное обучение игре на инструментах имеет существенное значение не только для музыкального, но и интеллектуального и социального развития ребенка. Но для успешности этого обучения оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные детям дошкольного возраста.

      Работа по включению инструментов в разнообразную дошкольную деятельность осуществляется с опорой на содержание образовательных отраслей федеральных государственных требований по дошкольному воспитанию: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка».

      Процесс обучения детей игре на инструментах строится на принципах интегративности, адекватности возрастным особенностям детей и продуктивности взаимодействия со взрослыми.

      Музыкальных инструментов, о которых можно рассказать детям, очень много. И каждый из них имеет свою интересную историю. Познакомить детей со всеми детскими инструментами и игрушками-инструментами на музыкальных занятиях музыканту-педагогу практически невозможно. Ведь для того чтобы инструмент остался в памяти ребенка надолго, необходимо познакомить его с инструментом не только визуально и на слух, но и практически. Такая деятельность требует много времени. Решить эту проблему можно, объединив усилия музыканта, воспитателя и других педагогов детского сада.

      Воспитанников младших групп с музыкальными инструментами обычно знакомит музыкальный руководитель. Он постепенно вводит инструменты-игрушки в разные виды деятельности детей на своих занятиях. Все остальные педагоги внимательно следят за работой музыкального руководителя, осваивая вместе с детьми те знания, которые он им дает, и закрепляя необходимые навыки и умения по знакомству с инструментами в группе. Для более глубокого понимания того, как работать с музыкальными инструментами, музыкальный руководитель должен проводить консультации для воспитателей и других педагогов ДОУ.

     Благодаря этому вырабатываются единые подходы к работе с музыкальными инструментами всех педагогов: педагог-музыкант закладывает в младших группах основы обучения детей игре на музыкальных инструментах; все остальные педагоги в своей последующей работе опираются на эту методику.

     Проблема обучения детей игре на музыкальных инструментах с раннего возраста требует от музыкального руководителя целенаправленной работы по развитию всех музыкальных способностей ребенка, но особенно чувства ритма. Включение детей в ритмическую деятельность осуществляется с первых занятий и опирается на основные положения по развитию чувства ритма, предложенные К.В. Тарасовой в программе «Гармония».

     Музыкальное воспитание начинается с наиболее доступных для понимания малыша свойства звука – его тембра и силы. Постепенно педагог переходит к более сложным свойствам звука – длительности и звуковысотности.

     Так в младшем возрасте идет активное развитие основных составляющих чувства ритма – чувства темпа, метра и ощущения сильной доли. Педагог использует в работе с малышами как природные музыкальные инструменты (хлопки, притопы, прищелкивания языком, проговаривание отдельных слов – кап-кап, дин-дон, ах, ох и других), так и простейшие ударные музыкальные игрушки-инструменты (ритмические кубики, погремушки, бубны, тамбурины, колокольчики и т.д.). Подобным образом организованная деятельность позволяет добиваться более значительных результатов по развитию этих компонентов чувства ритма и усвоению свойств звука.

    Для повышения эффективности работы с детскими музыкальными инструментами в младших группах нужна продуманная, творчески построенная совместная деятельность в этом направлении и воспитателя и музыканта. Она позволяет решать целый ряд задач.

    Музыкант:

  • выстроить последовательность введения инструментов на занятиях в течение учебного года;
  • продумать методику работы с музыкальными инструментами в различных видах и формах музыкально-игровой деятельности;
  • развивать целенаправленно покомпонентное чувство ритма;
  • разрабатывать конспекты доминантных занятий на развитие чувства ритма, знакомство с инструментами и овладение приемами игры на них в разных видах музыкальной деятельности;
  • организовывать простейшие ансамбли.

     Воспитатель:

  • поднять на новый уровень музыкальные занятия в области инструментальной деятельности;
  • обогатить содержание дошкольных методик обучения ребенка в детском саду новым средством – использованием музыкальных инструментов.

      Ребенок:

  • узнать достаточно большое количество музыкальных инструментов, овладеть приемами игры на них;
  • приобрести интерес к музыкальным инструментам и игре на них;
  • развивать творчество, фантазию, чувство ритма.

    В течение года педагог знакомит воспитанников младшей группы с большим количеством инструментов-игрушек. Последовательность ознакомления их с инструментами представлена в таблице.

Сроки

Форма

Инструменты

Кто проводит

1-е полугодие

Беседа-знакомство.

Вводная часть

Погремушка, бубен, барабан, колокольчик, треугольник, тамбурин

Музыкант

(5-6 инструм.)

2-е полугодие

Беседа-знакомство.

Слушание

Барабан, скрипка, пианино, флейта,

шарманка, баян.

Ритмические кубики, пищалки, свистульки

Музыкант

(9-10 инструм.)

    Остановимся более подробно на некоторых формах работы по знакомству с музыкальными игрушками-инструментами.

Беседа-знакомство

   

    Наиболее удобная форма знакомства детей с инструментами в младшей группе – это беседы-знакомства с игрушкой-инструментом.

    На первых занятиях педагог-музыкант представляет воспитанникам шумовые ударные инструменты (погремушка, колокольчик, бубен и другие), которые близки, доступны и, возможно, знакомы детям. Каждая беседа должна быть короткой, интересной, яркой, понятной детям и посвящаться только одному инструменту. Самый доступный детский ударно-шумовой музыкальный инструмент, с которого, как правило, начинаются беседы, - это погремушка. Основная особенность указанной формы работы заключается в том, что после разговора об игрушке беседа плавно, естественно перетекает в игру с использованием данного музыкального инструмента.

    Предлагаем примеры таких бесед-знакомств.

Беседа-знакомство

Веселая игрушка – погремушка

    Очень давно люди заметили, что от удара камнем о камень возникает звук. Так постепенно появились первые ударные шумовые инструменты. Название инструмента погремушка возникло от слова «греметь».

     Затем педагог-музыкант предлагает послушать, какой звук у этой игрушки. Он играет на разных погремушках. Дети слушают, подбирают определения. А затем вместе с педагогом приходят к выводу, что звук погремушки приятный, не очень громкий, хотя и шумящий, гремящий, стучащий.

     Погремушки бывают самые разные: колечки, зверушки, мячики, звездочки и т.д. (показ). Внутрь игрушки насыпаны мелкие шарики, от этого при потряхивании игрушки-погремушки шарики, ударяясь друг о друга и о стенки игрушки, весело шумят. Детям предлагаются погремушки с палочкой-ручкой, чтобы их было удобнее держать.

     Педагог следит, чтобы ребята правильно взяли игрушку, держали ее перед собой за ручку, чтобы, потряхивая ею, они не мешали соседу и т.д.

     Педагог может проиграть веселую мелодию, а дети сопровождают эту мелодию игрой на игрушках-погремушках. При этом педагог может прочитать стихотворение, а в заключение вместе с детьми поиграть на погремушках.

Погремушка

А.Барто

                                               

                                                Как большой, сидит Андрюшка

                                                На ковре перед крыльцом.

                                                У него в руках игрушка –

                                                Погремушка с бубенцом.

                                                Мальчик смотрит – что за чудо?

                                                Мальчик очень удивлен,

                                                Не поймет он: ну откуда

                                                Раздается этот звон?

   После беседы-знакомства разговор переводится в игру «Звук и тишина». Маленький ребенок, прислушиваясь к легким, гремящим звукам погремушки, в процессе игры естественнее входит в мир музыки. В звучании погремушки нет какой-то особенной мелодии, но, извлекая самостоятельно первые музыкальные звуки, ребенок начинает серьезнее относиться к музыкальным занятиям, более чутко вслушиваться в звучащий окружающий мир.

Спокойная игра

«Звук и тишина»

    Игра проводится по следующим правилам. Педагог исполняет веселую плясовую народную мелодию. Если он играет громко, то дети стучат погремушками громко. Если педагог играет тихо, то дети также пытаются стучать тихо. Музыка прервалась, замолчала, и дети должны замереть и внимательно слушать тишину.

Подвижная игра

«Жмурки»

     В эту известную игру также можно ввести музыкальный инструмент, помогая водящему с помощью игрушки-погремушки ловить ребят.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром через наблюдение.

Знакомя с раннего возраста детей с доступными их пониманию явлениями природы, мы, взрослые воспитываем любовь ко всему живому....

Статья: "Знакомство детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая"

Статья: "Знакомство детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая"...

Знакомство детей младшего возраста с животным леса - зайцем.

Презентация. Область: познание. Знакомство детей младшего возраста с зайцем. Задачи: дать элементарные представления о зайце, познакомить с особенностями внешнего вида и повадками....

Знакомство детей младшего возраста с животным леса – медведем.

Презентация. Область: познание. Знакомство детей младшего возраста с медведем. Задачи: дать элементарные представления о медведе, познакомить с особенностями внешнего вида и повадками....

Статья: "Знакомство детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования"

Значение знакомства детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования, обзор основных техник....

Статья. Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами.

Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами....