Внедрение стратегического менеджмента в Дошкольное образовательное учреждение.
статья на тему

Сахарова Ольга Владимировна

в статье представлен практиеский материал для проведения стратегического анализа ДОУ, для составления тратегии развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sakharova.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

Факультет управления

Кафедра управления образованием

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

Внедрение стратегического менеджмента в

Дошкольное образовательное учреждение.

Стратегическое управление (менеджмент) — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Стратегическое управление — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

В результате каждого нашего стратегического планирования развития учреждения мы добиваемся ясного понимания, что же сейчас происходит на данном рынке и что именно нам сейчас необходимо делать, откуда можно ждать следующий кризис. Полная ясность – это было как раз то состояние, которого нам не хватало для построения стратегии развития. Тогда и родилась идея разработать маркетинговую стратегию для нашего образовательного учреждения.

В 90-х годах большинство российских граждан считало, что маркетинг – это что-то зарубежное, чужое, сложное. А стратегический маркетинг вообще что-то мистически запредельное. Но, по большому счету, каждый человек в своей обычной деятельности очень часто использует этот стратегический маркетинг. Я уверена, что сегодня каждый руководитель задает себе вопросы, на которые маркетинговая стратегия как раз и отвечает. В отношении дошкольного образовательного учреждения это могут быть вопросы: «Что именно хотят родители и дети от вашего детского сада?», «Какие именно преимущества имеет ваш детский сад перед другими?», «Как это донести до своих потребителей?», «Где найти именно своих потребителей (родителей и детей)?», «Какие преимущества детского сада развивать в первую очередь?». Если  для руководителя это становится очевидным, то действовать в любой ситуации - а особенно в ситуации кризиса - становится легко.

Каждый заведующий ДОУ понимает, что существует конкуренция на рынке образовательных услуг. Но если сегодня ничего не предпринимать, завтра твоя организация может оказаться «за бортом» - дети уйдут в другой детский сад, а коллектив останется без работы.

Дошкольным учреждениям необходимо осознать, что они оказались в рыночных отношениях, как и вся образовательная система. Поэтому имеет смысл не просто разрабатывать стратегию образовательной организации, а разрабатывать её рыночную стратегию. Успешная реорганизация любого образовательного учреждения возможна лишь вследствие системного подхода к этой проблеме.

Предлагаю вашему вниманию примерную стратегию развития образовательного учреждения. Данная стратегия разработана для нашего учреждения.

Любое выстраивание стратегии начинается с анализа и выявления соответствующих возможностей:

I. Общая характеристика района (микрорайона):

  • Доу находится на территории муниципального округа «Шувалова – Озерки».   Округ является типичным спальным районом города, то есть территорией с полным отсутствием промышленных предприятий и практически полностью застроенной жилыми домами, и сопутствующими зданиями — школами, детскими садами, магазинами и т. д. Данное обстоятельство создает жесткую конкуренцию учреждений в микрорайоне, что вызывает необходимость повышать качество и доступность образования дошкольников. В непосредственной близости от округа находится промышленная зона «Парнас». Это вызывает необходимость повышения работы в направлении здоровьесбережения детей дошкольного возраста.  Особенностью местонахождения ОУ является то, что оно расположено вблизи от областных муниципальных образований Парголово, Сертолово и Осиновая роща. Основная часть населения работает на промышленной зоне (различные производства). Данное обстоятельство вызывает необходимость внедрять в педагогическую систему образования ДОУ региональный компонент (знакомство с историей города, традициями и развитие толерантности).
  • В настоящее время в округе проживет более 107 тысяч человек. Основную численность населения округа составляют люди в возрасте от 20 до 50 лет. В связи с высокими темпами застройки округа жилыми домами численность населения постоянно увеличивается.
  • В связи с постоянным изменениями и расширением численности населения в муниципальном образовании необходимо постоянно развивать и улучшать качество и доступность образования ДОУ.

II. Анализ образовательных проблем

Определение различных жизненных проблем населения

Экологические: Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, что отрицательно сказывается на получении ими качественного образования

Управленческие: Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления.

Социальные: объективное увеличение численности детей дошкольного возраста, остро нуждающихся в дошкольном учреждении. Увеличение численности детей-мигрантов и как следствие воспитание толерантности у детей. Повышение образовательных запросов родителей.

Идентификация собственно образовательных проблем, т.е. таких, которые могут быть решены средствами образования.

Описание образовательных проблем и в чем они состоят:

Изменение дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования.

Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования

Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления.

Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий

Возможности ОУ по разрешению этих проблем

Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Повышение качества образования и воспитания в ГБДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Создание органов государственно-общественного управления учреждением способствующему повышению качества образования дошкольников, расширению доли внебюджетного финансирования

Создание системы для улучшения состояния здоровья детей, способствующего повышению качества их образования

Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения

Группа

Актуальные образовательные потребности

Потенциальные образовательные потребности

Малообеспеченные семьи и семьи с низким социальным статусом

Обеспечение готовности к школьному обучению ребенка.

Обеспеченные семьи и семьи с высоким социальным статусом

Спортивно-оздоровительные мероприятия (ЛФК, плавание и т.п.)

Обучение иностранному языку.

Интеллигенция

Интеллектуально направленное обучение

Обучение правилам этикета

Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования

Таблица соответствия образовательных проблем образовательной ситуации.

Образовательные проблемы

Образовательная ситуация

Изменение дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования.

Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования

Создание системы для улучшение состояния здоровья детей, способствующего повышению качества их образования

Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления.

Создание органов государственно-общественного управления учреждением способствующему повышению качества образования дошкольников, расширению доли внебюджетного финансирования

Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий

Повышение качества образования и воспитания в ГБДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Одним из важнейших противоречий между поставленными проблемами и возможностями ОУ является недостаток материально-технического оснащения и готовности педагогического коллектива к внедрению ФГОС, а соответственно повышению качества образования дошкольников.

Формулирование ключевой проблемы образования

 

        Улучшение и расширение материально-технической базы за счет бюджетных средств и благотворительных средств, привлеченных при помощи родительской общественности и социальных партнеров.

        Повышение квалификации педагогического коллектива.

SOFT – АНАЛИЗ ОУ.

Оценка

+

-

Настоящее состояние относительно настоящего

S

Система педагогической деятельности обеспечивает высокий уровень готовности детей к школьному обучению.

Нахождение учреждения в так называемой «зеленой зоне» и использование здоровьесберегающих технологий  позволяет сокращать заболеваемость детей.

F

Система взаимодействия с родителями

Квалификация педагогов

Недостаточность материально-технической базы

Потенциальное состояние относительно процесса и будущего

О

Изменение и расширение запросов родителей и государственных школ приводит к необходимости изменять, улучшать систему педагогической деятельности

Объективное снижение уровня здоровья детей предполагает усиление работы в направлении сохранения здоровья дошкольников.

Т

Создание четкой системы взаимодействия ОУ и родителей

Система повышения квалификации педагогического коллектива

Привлечение соц.партнеров

Использование потенциала микроокружения

Приобщение социума к участию в жизни образовательного учреждения

Сформулируйте Видение И МИССИЮ ОУ

Обеспечение каждому ребенку возможности для развития способностей, условий для разностороннего развития, необходимой им коррекции, проживание дошкольного детства как самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья, подготовки к успешному обучению на следующей ступени образования, поддержка семьи в воспитании и развитии ребенка.

Определите цель и задачи развития ОУ

Цель: Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Задачи:

  1. Сохранение качества воспитания и образования в ГБДОУ
  2. Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.
  3. Совершенствование материально-технического и программного обеспечения.
  4. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
  5. Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ГБДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
  6. Введение дополнительного образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников
  7. Развитие системы управления ГБДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

SWOT- АНАЛИЗ потенциала ОУ по реализации указанных целей

О-ВОЗМОЖНОСТИ

Т-ОПАСНОСТИ

S-СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

SO-  Возможности, усиливающие наши сильные стороны

Как воспользоваться возможностями?

ST – сильные стороны, которые помогут преодолеть препятствия

Что может помешать воспользоваться возможностями?

W-СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

WO- возможности, которые «компенсируют» слабые стороны

За счет чего можно снизить угрозы?

WT- препятствия, которые провоцируют наши слабые стороны

Самые большие опасности для ОУ

О-ВОЗМОЖНОСТИ

Т-ОПАСНОСТИ

S-СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Постоянный квалифицированный педагогический коллектив

Комфортные условия для воспитания и образования детей:

- индивидуальный подход

- местоположение (зеленая зона)

Особенность контингента детей

Недостаточный уровень культуры семей воспитанников

Внедрение новых пед.технологий:

- недостаток мат.-техн. Базы

- нет единой системы псих.-педагогической

W-СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Эффективное управление развитием учреждения

Повышение квалификации педагогического коллектива

Привлечение соц.партнеров

Использование потенциала микроокружения

Приобщение социума к участию в жизни образовательного учреждения

Изменение статуса учреждение (из приоритетного в общеобразовательное)

Конкуренция близлежащих детских садов, расположенных в новых зданиях

Снижение бюджетного финансирования

Рост социально -неблагополучных семей и семей мигрантов

Старение педагогического коллектива

Стратегические направления развития ОУ

Обеспечение высокого уровня здоровья дошкольников

Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ГБДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Развитие системы управления ГБДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

«Зеркало прогрессивных преобразований»

Постановка проблемы: рост заболеваемости детей

Причины: (формулировка с «не» и «Нет»)

        

Ситуация «минус»

_______________________________________

Ситуация «Плюс»

Цель: Создание системы работы, снижающей рост заболеваемости детей дошкольного возраста.

Задачи:

Мероприятия, ответственные:

        

        

        

        

        

Ресурс: педагоги – готовы к обучению и внедрению новых технологий, информационные ресурсы – обеспечены.

Продукт: комплекс информационной обеспеченности для детей и родителей, комплекс мероприятий для снижения уровня заболеваемости дошкольников

Критерии эффективности: снижение роста заболеваемости детей дошкольного возраста.

«Зеркало прогрессивных преобразований»

Постановка проблемы: не соответствие организации предметно-пространственной развивающей среды новым ФГОС.

Причины: (формулировка с «не» и «Нет»)

        

Ситуация «минус»

_______________________________________

Ситуация «Плюс»

Цель: Создание предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Задачи:

Мероприятия, ответственные:

        

        

        

        

        

Ресурс: педагоги – готовы к обучению и внедрению новых технологий, информационные ресурсы – обеспечены, финансирование – плановое, бюджетное.

Продукт: предметно-пространственная развивающая среда, соответствующая ФГОС.

Критерии эффективности: созданная среда способствует саморазвитию ребенка в различных видах деятельность и соответствует критериям оценки.

«Зеркало прогрессивных преобразований»

Постановка проблемы: низкий уровень компетентности родителей в вопросах взаимодействия с детским садом

Причины: (формулировка с «не» и «Нет»)

        

Ситуация «минус»

_______________________________________

Ситуация «Плюс»

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах взаимодействия с детским садом.

Задачи:

Мероприятия, ответственные:

        

        

        

        

        

Ресурс: родители – по результатам опросов готовы к взаимодействию, информационные ресурсы – обеспечены.

Продукт: система взаимодействия группы родительской общественности и ОУ.

Критерии эффективности: высокий уровень компетентности родителей в вопросах взаимодействия с детским садом        

           

Таким образом, грамотно выстроенная стратегия, на основе грамотного анализа позволяет руководителю значительно повысить качество воспитательно-образовательного процесса, профессиональную компетентность педагогов, способствует эффективному взаимодействию с социальными партнерами, а соответственно обеспечивает конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных услуг. 

                                                                О.В.Сахарова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьтя "Использование менеджмента, маркетинга и рекламы в деятельности дошкольного образовательного учреждения"

На современном этапе стало очевидным, что прежние подходы и принципы управления, дававшие положительные результаты при традиционном режиме работы ДОУ, сегодня уже не позволяют достичь желаемых результ...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

Коммуникация в системе менеджмента образовательного учреждения

Предметом исследования данной работы является изучение механизмов коммуникативного управления Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №21 общеразвивающего вида». ...

Разработка стратегии образовательного учреждения на основе «зеркала стратегических преобразований»

Миссия нашего детского сада – построение образовательного пространства, обеспечивающего равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития каждого ребенка на основ...

КПК "Внедрение ФОП ООО в образовательном учреждении в рамках ФГОС"

КПК "Внедрение ФОП ООО в образовательном учреждении в рамках ФГОС"...