Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
консультация (старшая группа) на тему

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования 

  

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт детства

 

Кафедра дошкольного образования

Кафедра специальной (коррекционной) педагогики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт детства

Кафедра дошкольного образования

Кафедра специальной (коррекционной) педагогики

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования  

Санкт-Петербург,

2014 год

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

  1. Общие положения

1.1.Рабочая программа педагога образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательная организация), разрабатывается в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,  образовательной программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования), разработанной и утвержденной образовательной организацией.

1.2. Рабочая программа педагога образовательной организации является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим систему образовательной работы с детьми по реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы дошкольного образования).

1.3. Разработчиками рабочей программы являются педагоги образовательной организации: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя – логопеды, учителя-дефектологи и другие категории педагогов образовательной организации      (в соответствии со штатным расписанием образовательной организации). Воспитатели, работающие на одной группе, составляют рабочую программу совместно.

1.3. С целью реализации единого подхода к разработке и оформлению рабочей программы в образовательной организации  целесообразно разработать Положение о рабочей программе (Приложение № 1) и обсудить его на заседании коллегиального органа образовательной организации, которому делегированы данные полномочия в соответствии с уставом образовательной организации  (далее - коллегиальный орган). По итогам рассмотрения коллегиальным органом Положения о рабочей программе (далее – Положение) оформляется протокол, в котором указывается принятое  решение.

1.4. Положение  утверждается приказом руководителя образовательной организации (директора, заведующего образовательной организации).

1.5. Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы педагогов, данный вопрос отражается в Положение. Сроки реализации рабочей программы согласуются с этапами реализации образовательной программы (адаптированной образовательной программы) дошкольного образования.

 1.6. Рабочие программы педагогов, разработанные и оформленные в соответствии с утвержденным Положением, рассматриваются ежегодно (в начале учебного года)  коллегиальным органом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом  рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое  решение.

1.7. Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации, и каждая программа заверяется на титульном листе подписью руководителя образовательной организации (директора, заведующего, или заместителя по УВР) в соответствии с должностными обязанностями (Приложение №2).

1.8. Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в Положение о рабочей программе, в содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив внесенные коррективы на заседании коллегиального органа образовательной организации.

2.Структура  рабочей программы педагога

2.1. Рекомендуемая структура рабочей программы педагога определена в контексте  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с разработанной и утвержденной в образовательной организации основной образовательной программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования).

2.2. Рекомендуемая структура рабочей программы:

- Титульный лист (Приложение № 2).

- Целевой раздел (пояснительная записка; целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы).

- Содержательный раздел (содержание образовательной работы, перспективное тематическое (комплексно-тематическое) планирование, модель организации образовательного процесса, формы работы и др.).

- Организационный раздел (условия реализации образовательной  программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы) дошкольного образования).

3. Содержание рабочей программы педагога

(воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог)

               а) Целевой раздел рабочей программы

            Пояснительная записка включает:

-Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом образовательной организации и группы; принципы и подходы к формированию рабочей программы; краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы;  нормативно-правовые документы или программно-методические материалы, на основании которых разработана данная рабочая программа.

-Сроки реализации рабочей программы;

           Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы определяются в соответствии с реализуемой  образовательной программой дошкольного образования (реализуемым этапом), возрастом детей,  индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника.

           б) Содержательный раздел рабочей программы включает:

-Комплексно-тематическое планирование по пяти образовательным областям (на учебный год, в т.ч. с учетом деятельности   образовательной организации в летний период):

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре отражают планирование образовательной работы по приоритетным для них образовательным областям в соответствии с функциональными обязанностями.

Форма комплексно-тематического (перспективного) планирования может быть определена образовательной организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой  программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования), разработанной и утвержденной в образовательной организации.

-В группах компенсирующей и комбинированной направленности включается содержание коррекционной работы, предусмотренное адаптированной  образовательной программой для воспитанников с ОВЗ, которое  основывается на рекомендациях специалистов психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

-Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

в) Организационный раздел рабочей программы.

В организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса: непрерывную непосредственно образовательную деятельность;  совместную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность детей; формы образовательной деятельности; реализуемые образовательные технологии, режим дня, образовательную нагрузку) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.

Условия реализации  программы: методическое обеспечение образовательного процесса (по образовательным областям), разработка индивидуального образовательного маршрута, создание развивающей предметно-пространственной среды, другие условия.

4. Содержание  рабочей программы

(учителя-логопеда, учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)

4.1.Рабочая программа учителя-логопеда, учителя-дефектолога –   документ,  определяющий содержание, объем, структуру коррекционной  работы, основывающийся на содержании адаптированной образовательной программы дошкольного образования, разработанной образовательной организацией и учитывающий психофизические особенности, особенности нарушений   развития воспитанников с ОВЗ, определенные по результатам обследования.

4.2.Цель рабочей программы – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника, управление образовательным процессом по коррекции  нарушений развития детей.

4.3.Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности коррекционной работы с учетом контингента воспитанников с ОВЗ и особенностей образовательного процесса образовательной организации в текущем учебном году.

4.4.Рекомендации к содержанию рабочей программы:

а)Титульный лист рабочей программы включает:

Наименование документа «Рабочая программа (учителя-логопеда. учителя-дефектолога) Ф.И.О. _____________ по коррекции________   для   _______ (группа). Полное наименование образовательной организации
(в соответствии с уставом). (Приложение № 2).

        б)Целевой раздел рабочей программы

           - Пояснительная записка включает:

- Документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о программах, на основании которых разработана данная рабочая программа (примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, методические пособия и др.);

-Сроки реализации рабочей программы;

- Цели и задачи коррекционной работы с  учётом специфики реализуемой адаптированной программы дошкольного образования,  особенностей образовательной организации, психолого-педагогических условий, характеристика контингента детей с ОВЗ (возрастные и индивидуальные особенности развития, др.);

 Информацию об используемых образовательных, коррекционно-развивающих технологиях, формах организации образовательного процесса, моделей организации работы с детьми и т.п.

- Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы определяются в соответствии с реализуемой в образовательной организации адаптированной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями имеющихся нарушений в развитии, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника.

3.5.3.Содержательный раздел рабочей программы.

- Основное содержание коррекционной работы определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями нарушений развития, индивидуальными возможностями и потребностями воспитанника (образовательные области, задачи для формирования необходимых жизненных компетенций, задачи по необходимой коррекции, темы, тезисы основного содержания образовательной работы, способствующие социализации и ).

- Перспективное тематическое планирование (комплексно-тематическое) с определением основных видов деятельности воспитанников (на учебный год с учетом срока  реализации рабочей программы).

Примерная форма тематического планирования

№ п/п

Наименование разделов и тем

направление коррекционной работы

Форма перспективного тематического планирования может быть определена образовательной организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой адаптированной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной в образовательной организации.

в) Организационный раздел рабочей программы.

В организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса: формы образовательной деятельности (подгрупповые, индивидуальные занятия), образовательную нагрузку (количество занятий, длительность и время проведения в режиме дня группы) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.

Условия реализации  программы: психолого-педагогические (комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, разработка индивидуального образовательного маршрута, используемые специальные учебно-методические пособия и др.);материально-технические (использование специального оборудования); организационные (создание специальной развивающей предметно- пространственной среды, специального режима дня в определенные периоды времени, например: организация режима молчания для заикающихся)  и др.).

          Примерный методический конструктор рабочей программы учитывающий специфику профессиональной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога представлен в Приложении № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагогов образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области Старшая группа 2016-2017 учебный год

Рабочая программа педагогов образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования .   Старшая группа...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации образовательного процесса в дошкольной организации, ориентированного на личность воспитанника.  Новая модель ...

Опыт региона по формированию региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом демографического прогноза

В статье представлен опыт Республики Мордовия.Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориаль...

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...

Регламент заседания №3 ЦМС педагогов-психологов образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Тема: Организация психологической работы с дошкольниками, имеющими нарушения поведения и трудности взаимодействия со сверстниками и взрослыми.Цель: Повышение эффективности работы педагогов-психологов ...