Базовая площадка «Развитие педагогического потенциала» Дискуссионный стол №1. Тема: «Здоровая конкуренция в детском саду: за и против»
методическая разработка по теме

Белугина Елена Николаевна

В педагогическом плане конкуренция – это очень эффективный метод стимулирования деятельности человека в коллективе.

Это серьезный рычаг, позволяющий лучшим и более способным людям занимать достойное для них место.

Конкуренция применяется и в других сферах общественной жизни, в экономике, в политике.

Это хороший толчок прогресса. Но есть и различные противоречия в правильности такого подхода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ

Базовая площадка «Развитие педагогического потенциала» №1

Дискуссионный  стол

Тема: «Здоровая конкуренция в детском саду: за и против»

Цель: учиться соперничать, состязаться для достижения лучших результатов преследуя единую цель.

Предварительная работа: деление педагогов на 3 подгруппы, руководители подгрупп – воспитатели  ДОУ,   подготовка педагогов к обсуждению заданной темы.

Ответственные: воспитатели Афанасьева И.В., Мельчугова Е.В., Белугина Е.Н.

                                                    Ход мероприятия.

Слово ведущей:

В педагогическом плане конкуренция – это очень эффективный метод стимулирования деятельности человека в коллективе. Это серьезный рычаг, позволяющий лучшим и более способным людям занимать достойное для них место. Конкуренция применяется и в других сферах общественной жизни, в экономике, в политике. Это хороший толчок прогресса. Но есть и различные противоречия в правильности такого подхода.

Поэтому, мы собрались, что бы обсудить сильные и слабые стороны здоровой конкуренции, ее возможности и риски, а так - же решить, нужна ли она внутри нашего учреждения, или лучше конкурировать внешне, т.е. с другими учреждениями.

1 подгруппа, под руководством Белугиной Е.Н.

Позитивные (сильные стороны)

Негативные (слабые стороны)

1.Стимулирует к дальнейшей работе

2. Самообразование

3. Возможность выбрать лучшее и применить в работе.

1.Слабому никто не поможет

2. Снижается качество работы

3. Коллектив не слаженный, не дружный

ТЕ же

1.Стимулирует к дальнейшей работе

2. Самообразование

3.Возможность выбрать лучшее и применить в работе.

                            Риски

1. Закрыты  для общения.

2. Рады неудачам  другого.

Педагоги 1 подгруппы пришли к мнению, что наше мышление и личностные качества еще не готовы к здоровой конкуренции, т.к. человек, живущий в конкурентной среде начинает относиться к вещам однобоко, с выгодой к своей персоне, что приводит к конфликтам.

2 подгруппа,  под руководством  Мельчуговой Е.В.

Педагоги этой подгруппы рассматривают конкуренцию, опираясь на труды Макаренко А.С.  (Педагогическая поэма. – М.: Худ. Лит. 1987.)

Приводят очень интересные доводы о слабых и сильных сторонах здоровой конкуренции.

Позитивные (сильные стороны)

Негативные (слабые стороны)

 Конкурентная среда все же развивает внутреннюю сторону человека, создает для него некомфортные условия, принуждает к постоянному движению, развитию, самосовершенствованию.

1.Отношение к вещам цинично, рассматривается все происходящее вокруг с точки зрения материальной, выгодной только для себя.

1.Стимулирует к дальнейшей работе

2. Самообразование

3. Возможность выбрать лучшее и применить в работе.

                            Риски

1. Закрыты  для общения.

2. Рады неудачам  другого.

В ходе беседы данная подгруппа делает выводы, что равенства в нашей жизни при всем нашем желании никак не получится. Это и позволяет нам расти, двигаться вперед по карьерной лестнице. Нельзя всех ставить на одну ступень. Но и нельзя говорить один лучше, другой хуже, нужно объективно оценивать заслуги каждого. Пусть второй тянется за первым, а первый не расслабляется. Конкуренция нужна, если она здоровая.

3 подгруппа,  под руководством  Афанасьевой И.В.

Вступление.

    Конкуренция – борьба, соперничество в какой – либо области. Вопрос об изучении явления внутренней конкуренции между педагогами в настоящее время стоит наиболее остро. Современное общество переживает фазу развития, в которой конкуренция является неотъемлемой частью жизни человека. Тонкой нитью пронизывает конкуренция всю нашу жизнь, начиная с младенческого возраста и заканчивая старостью. С детского сада в нас воспитывали чувство совести и такта, постоянно сравнивали с другими детьми. В школе мы соперничали из –за внимания понравившегося мальчишки или девчонки, из –за оценок, из –за отношения учителей. Поступая в ВУЗы мы или наши дети конкурировали за бюджетные места. Устроившись на работу, мы конкурируем за положение в коллективе.

Известно, что конкуренция выполняет и негативные и позитивные функции.

Внутренняя.

Конкуренция внутри коллектива.

Позитивные.

Сильные.

Негативные.

Слабые.

Поднимает творческую активность

Педагогов. Рост работников в профессиональном плане.

Необходимо постоянное, грамотное руководство процессом

конкуренции, чтобы она не переросла в конфликт, чтобы не развивались негативные качества личности. Исключает сотрудничество.

Возможности

Движение вперед, предотвращающий застой. Привнесение нового в образовательную деятельность. Поиск новых, эффективных путей для решения воспитательных и образовательных задач.

Риски

Рост агрессии. Негативный климат в коллективе. Ухудшение здоровья конкурирующих сотрудников.

Внешняя.

Конкуренция с другими организациями.

Сильные

Слабые

 

Способствует групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности внутри коллектива.

Позволяет лучше узнать членов своей команды.

Необходимо постоянное, грамотное руководство процессом

конкуренции, чтобы она не переросла в конфликт, чтобы не развивались негативные качества личности. Исключает сотрудничество.

Возможности

Повышается мотивация. Обеспечивает приток финансовых средств.

Риски

Отток кадров.

 

Например, давайте разберём  интересный афоризм: палки в колеса не суют в двух случаях: если скорость машины не позволяет или, если машина стоит и палка ей не вредит.

Конкуренция способствует определенному движению вперед, предотвращая застой. Здоровая конкуренция толкает человека на поиски новых, более эффективных путей движения к своей цели.

Межгрупповая конкуренция способствует групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы.

3 подгруппа пришла к выводу, что все – таки конкуренция – это понятие экономическое, употребляется в сфере торговли и производства, в бизнесе. Для нас ближе и целесообразнее понятие сотрудничество. Мы – педагоги, должны мыслить не на конкурентном, а на созидательном уровне. Созидательный – создающий что – то новое, творческое.

 Вывод.

 (ст. воспитатель Яцкова В.А.)

Педагоги единогласно пришли к мнению, что нашему коллективу более преемственно не конкуренция, а сотрудничество. Конкурентов мы должны превращать в единомышленников. Для нас важно в себе воспитать чувство уважения ко всем людям, которые трудятся рядом с нами, потому что мы пример для наших воспитанников.

                                                                       



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ

Сообщение:

«Характеристика личностных качеств педагога, влияющих на эффективность педагогической деятельности»

(Районная базовая площадка  «Развитие педагогического потенциала»

   Заседание №1 «Здоровая конкуренция в детском саду: за и против»)

Воспитатели Белугина Е.Н., Чекалина Л.Н.

Куса, 2014г.

    Недооценка личностных качеств педагога отрицательно сказывается на результатах его труда. Более того, выпадает один из определяющих компонентов, эффективно взаимодействующий в психологической структуре деятельности педагога, в системе межличностных отношений «педагог – ребенок».

В самом деле, в педагогике основное внимание уделяется совершенствованию методов обучения, воспитания и развития детей, а также формированию их умений и навыков. Разумеется, важность тех и других умалять нельзя. Однако известно, один и тот же метод в деятельности разных педагогов рождает далеко неадекватный результат.

Методы воспитания и образования взаимодействуют в тесной связи с личностными качествами педагога.

В образовательной и свободной деятельности эти качества проявляются в следующих его умениях:

– видеть и утверждать возможности детей, видеть в нем личность, вселять веру в успех;

– сжимать,  концентрировать информацию, но так, чтобы она была доступной для более слабых дошкольников и достаточной для сильных;

– быть гибким и уметь перестраивать занятие с учетом складывающихся ситуаций;

– быть доброжелательным, но и требовательным;

– мобилизовывать внимание и поддерживать интерес детей в познании;

– предвидеть затруднения, нацеливать на преодоление этих затруднений;

– видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления.

Чувствительность педагога при формировании умений детей проявляется в том, что он ищет (находит) в каждом его поступке и ответе что-то положительное, особенное или примечательное. Педагог понимает, что каждый ребенок – это неповторимая индивидуальность.

Умение педагога ставить ребенка в ответственное положение осуществляется не с помощью окрика, приказа или морализации, а с помощью веры в его успех.

Во взаимодействующей системе педагогической деятельности позволительно выделить три  группы этих качеств (опорные составляющие).

К первой относятся его индивидуальные качества, трудно формулируемые или которые невозможно сформировать.

Другая группа личностных качеств педагога основывается на психологических механизмах, взаимодействующих с детьми, а третья – на рефлексивном уровне педагогических способностей. В сложной структуре процесса общения обозначенные опорные составляющие группы рассматриваются нами как условные.

В структуре индивидуальных личностных качеств педагога выделяем следующие  (первая группа):

– душевную чуткость;

– чувство деликатности;

– чувство юмора;

– проявление интуиции.

Но и каждое из выделенных личностных качеств педагога имеет свою сложную структуру. Душевная чуткость предполагает не только доброту, гуманность, умение проникать в настроение ребенка, видеть его трудности, но и своевременно прийти ему на помощь.

Душевная чуткость педагога проявляется также в его умении поддерживать эмоциональный фон в процессе общения с детьми, в умении сопереживать и с этой целью прогнозировать соответствующие ситуации.

Чувство деликатности педагога проявляется не только в его доброжелательном отношении к детям, но и в его требовательности.

Чувство юмора педагога основывается на его умении (способности) поддерживать эмоциональное состояние личности, на умении вдохновлять личность на самосовершенствование. Но юмор может включать и негативный аспект. Нездоровый юмор (своего рода насмешка) унижает, а то и «убивает» человека.

Наконец, чувство интуиции (запас нереализованных ранее или неосознанных впечатлений) проявляется в умении педагога экстраполировать поведение ребенка не только в сложившейся либо прогнозируемой ситуации, но и в непредвиденной.

Ко второй группе личностных качеств педагога, основанных на психологических механизмах межличностного понимания, мы относим следующие:

– рефлексию;

– идентификацию;

– эмпатию;

– децентрацию.

Основой этих качеств является психологическая установка – предрасположенность педагога к поведению детей.

В связи с этим педагоги делят детей на перспективных и неперспективных и стремятся оправдать свои установки. В поведении таких педагогов выделяются следующие качества: грубость, необъективность, раздражительность и т. п.

Негативная установка педагога (т. е. бессознательно плохое отношение к детям) определяется по следующим признакам:

– «плохому» ребенку отводится на обдумывание поступка или ответа меньше времени, чем «хорошему»;

– если дан неверный ответ на вопрос,  он не задает наводящего вопроса, не подсказывает, а тут же спрашивает другого ребенка или сам дает правильный ответ;

– за плохой поступок «плохого» ребенка критикует чаще;

– реже хвалит «плохого» ребенка за «хорошее дело;

– не замечает ребенка, стремится не реагировать на ответ или поступок «плохого»;

– меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему», реже улыбается;

– реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на занятии.

Вместе с тем каждое из выделенных личностных качеств педагога характерно своими особенностями.

Рефлексия (удвоенное понимание) – способность видеть себя глазами ребенка. В процессе диагностики этого качества мы убедились в том, что дети видят в педагоге не только положительное (эрудиция, интеллигентность, культура, такт и т. п.), но выделяют и то, что ему непременно в себе надо пересмотреть (диктаторский тон, умеет дать отпор, расплывчатый, «движение» без отдачи и т. д.).

Идентификация – способность педагога мысленно поставить себя на место ребенка и на основе осознания его проблем объяснять его поведение. Действительно, многие дети не могут познавать новое лучше потому, что педагоги не умеют концентрировать (сжимать) информацию для каждого из них. Иными словами, мешает перегрузка. Другие просто не слышат педагога. Третьи не верят в поддержку воспитателя: о них сложилось мнение как о негативных.

Эмпатия – способность постигать эмоциональное состояние каждого ребенка. Ведь его физиологическое состояние проявляется непредсказуемо (вялость, отключение памяти, раздражительность, возбудимость). Влияет и социум (семья, среда, коллектив). Сказывается на поведении ребенка и структура характера (система отношений в целом). Без учета всего этого заинтересованное общение «педагог – ребенок» невозможно.

Децентрация – способность педагога отказаться от своих эгоцентрических оценок ребенка и умение ценить его же глазами. При этом педагог, как правило, проявляет тончайшую чувствительность: готов временно «загрязниться» поведением ребенка, чтобы затем, достигнув доверия, вместе с ним отмываться.

Рефлексия, идентификация, эмпатия, децентрация – прижизненные психологические образования. Требовательный и ответственный в работе педагог, если к тому же он и организованный человек, вполне сможет развивать в себе характеризуемые качества.

Основой третьей группы личностных качеств педагога является рефлексивный уровень педагогических способностей.

В психологии способностями называют индивидуальные психические свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности определяют так же, как индивидуальные, психические свойства личности, но при этом выделяют в них существенные признаки: особую чувствительность к ребенку, средствам, условиям педагогической деятельности и способам овладения ею.

В педагогических способностях выделяются два уровня: рефлексивный и проективный.

 Рефлексивный уровень педагогических способностей связан с особой чувствительностью к ребенку.

Проективный – к способам воздействия на них. Вполне понятно, оба выделенные уровни педагогических способностей у педагогов-мастеров проявляются в неразрывном единстве.

В рефлексивном уровне педагогических способностей выделяются следующие личностные качества:

– чувство «ребенка»;

– чувство такта;

– чувство меры;

– чувство причастности;

– чувство ориентира.

Чувство «ребенка» проявляется в умении педагога отбирать такую информацию (к примеру, на занятие, беседу, экскурсию), которая вызывает у детей наибольший эмоциональный отклик. При этом,  подчеркиваем, вовсе не обязательно перенасыщать мероприятие лишь такой информацией. Бывает, достаточно и 5–10 минут для создания катарсиса (очищения через сострадание) на занятии, о котором помнят дети всю жизнь.

Чувство такта проявляется в следующих личностных качествах (умениях) педагога:

1) быть требовательным, но при этом не вызывать у ребенка отчужденность;

2) уметь поощрять (хвалить) детей, но при этом не быть приторным;

3) быть добрым, но без слабости (не добреньким);

4) быть строгим, но без придирчивости;

5) владеть чувством причастности, но не подменять обязанности ребенка;

6) уметь прогнозировать эмоциональный отклик у детей, но не игнорировать при этом нацеленность их на преодоление трудностей;

7) быть внимательным к ребенку, но при этом соблюдать чувство меры.

Чувство такта, как правило, проявляется в тесной связи с чувством деликатности.

Чувство меры помогает педагогу видеть изменения, которые происходят в личности под влиянием различных воздействий. Педагог способен прогнозировать и диагностировать интеллектуальное развитие ребенка и формируемые ценностные (моральные) ориентации.

Чувство причастности проявляется в том, что педагог предвидит реакцию ребенка на свои действия. Это чувство органически связано с чувством эмпатии.

Наконец, чувство ориентира позволяет педагогу постоянно опираться на возможности детей, учитывать их и владеть способами перевода их на более высокий уровень развития.

Проективный уровень педагогических способностей предполагает чувствительность педагога к целям деятельности, к композиции содержания образовательной и воспитательной информации, к способам завоевания авторитета у детей, к способам включения их в различные виды деятельности и побуждения к достижению результата в них, к недостаткам собственной деятельности и способам их преодоления.

Хотя педагогические способности формируются на основе задатков, но они – также образования прижизненные. Педагог ими вполне может овладеть.

Мы охарактеризовали важнейшие личностные качества педагога, входящие в психологическую структуру продуктивной педагогической деятельности. Проявленное внимание к прогнозируемым качествам объясняется и тем, что и молодые, и опытные педагоги главным образом испытывают затруднения не в выборе методов обучения, воспитания и развития детей, а при столкновении с проблемами психологического характера (выбор эффективных мер педагогического воздействия, осознание мотивов поступков и поведения детей, установление с ними заинтересованного общения). При этом мы не ограничиваем перечень охарактеризованных личностных качеств педагога.

Стабильность личностных качеств педагога отражается на стабильности знаний, умений и отношений детей, что свидетельствует об отрицательной обратной связи. Положительная обратная связь сопровождается колебательными явлениями и содействует ускоренному развитию детей, а также свидетельствует о продвижении педагога к высшим уровням педагогического мастерства и к уровням педагогической подготовленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Доклад на районной августовской конференции по теме: "Введение ФГОС в детскому саду "Сказка" в рамках экспериментальной площадки"

Материал по введению ФГОС в воспитательно-образовательный процесс в рамках экспериментальной площадки....

Конспект по познавательному развитию для младшей группы на тему «виртуальная экскурсия по детскому саду».

Конспект по познавательному развитию для младшей группы на тему «виртуальная экскурсия по детскому саду»....

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОХРАНЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ И НА ДЕТСКИХ ПЛОЩАДКАХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогич...

Сообщение из опыта работы на ГТГ "Развитие детей раннего возраста" на тему «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

  Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность....