Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре
статья на тему

Хмылева Татьяна Александровна

Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре.

Заведующий МБДОУ детский сад «Солнышко» Т.А. Хмылева

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью.   Мы изучили данную тему и пришли к выводу, что в появлении некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях большую роль играет народное творчество. Педагоги нашего ДОУ, обучая детей родному языку, побуждают их вступать в диалог с воспитателем, сверстниками, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, активизируется словарь, формируются грамматические навыки. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащению речи детей. Таким образом, фольклор лег в основу речевого развития детей дошкольного возраста в нашем учреждении. Это привело к тому, что наш педагогический коллектив в 2012 году ходатайствовал об открытии экспериментальной площадки районного уровня по теме: Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре. Данный проект рассчитан на три года и проходит в три этапа:

- организационно-теоретический (сентябрь-декабрь 2012 года). На данном этапе осуществлялся сбор информации, постановка цели и задач эксперимента, планирование деятельности педагогов ДОУ по реализации проекта, также проходил мониторинг речевого развития дошкольников-участников эксперимента.

- практический (2013 -2014 годы).

- итоговый (январь-май 2015 года). На заключительном этапе состоится подведение итогов эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы по коммуникативно-речевому развитию дошкольников с использованием малых фольклорный форм и элементов художественного творчества.

В первый год работы экспериментальной площадки решались следующие задачи:

1.  Обогащение жизненного опыта детей посредством сказок, подвижных игр, считалок.

2. Осуществление коррекции речи детей-участников эксперимента посредством малых форм фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, прибаутки, приговорки, перевертыши, приметы и т.д.).

3. Использование различных видов художественного творчества для коррекции мелкой моторики кисти руки ребенка и развития речи. Это рисование, лепка, аппликация.

      Эти задачи решались, главным образом, в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых создавались условия для высокой речевой активности детей, формировался интерес к обучающим занятиям.

     С целью обогащения содержания речи проводились наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

     Большое место занимало чтение художественной литературы (сказок, потешек), в процессе которого обращали внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности. Использовали приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок

     Параллельно обогащался детский  словарь. Проводились игры типа «Чего не стало?», «Что игрушка рассказывает о себе?», «Угадай игрушку», в которых привлекалось внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки, предлагалось детям найти, что описано.     В ходе игр мы учили дошкольников отвечать  на вопросы не одним словом, а  фразой, предложением, несколькими предложениями. Особое внимание мы уделяли глаголу, поскольку в повествовании, как подчеркивают лингвисты, он выступает в качестве основного средства развития сюжета.  Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов повествовательного типа.

     Работу над семантикой слова педагоги осуществляли и в свободной деятельности с детьми. Мы поясняли, что одни и те же слова могут иметь разное значение в зависимости от ситуации общения, контекста. Например: ручка – у куклы, шкафчика и т.д.; колючий – кактус, ежик, куст и т.д.

     Кроме подгрупповых, мы проводили фронтальные занятия, на которых детей знакомили с разными вариантами начала и окончания сказок, рассказов на материале готовых литературных произведений и серии иллюстраций к ним. Дети пересказывали сказки и отдельные их части.

     Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию  слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.

Наряду со сказками и другими малыми формами фольклора в развитии и коррекции речи дошкольников большую роль играет художественное творчество, а особенно аппликация. Аппликативные изображения чаще других передаются в дар родителям, при этом сопровождаются рассказом: что сделано в начале, что последовало затем, и какие действия выполнялись в завершении работы. Ребенку хочется повторить свой успех. А систематичное повторение действий автоматизируют ручные навыки, развивают мускулатуру руки. Таким образом, лепка и аппликация являются важным средством развития мелкой моторики пальцев и формирования и развития речи.

     В результате первого года проведения эксперимента было отмечено, что дети 4-5 лет научились:

-внимательно слушать небольшое по объему произведение, отвечать на вопросы педагога по содержанию;

- пересказывать короткие рассказы и сказки, выразительно передавать диалог персонажей;

- драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;

- слушать и замечать несоответствие текста в пересказах других детей;

- активно участвовать в беседе; понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- составлять рассказы по одной картине и серии сюжетных картин;

- описывать предмет, картину (по образцу педагога);

- составлять описание или повествование из 3-4 предложений.

В завершении эксперимента мы планируем получить следующие результаты:

дети 6-7 лет научатся точно  воспроизводить  словесный  образец  при  пересказе произведения  близко  к  тексту, составлять  рассказы  по  серии  картин,  употреблять  в  речи  синонимы,  антонимы, эмоционально   реагировать   на  произведения;

охотно  делиться  информацией  со  сверстниками  и   взрослыми, ссылаться  на  источник  полученной  информации;

проявлять  положительные  эмоции  при   рассматривание  картин;

поддерживать  беседу,  высказывать  свою  точку  зрения; смогут  на  основе  опыта  сочинять  рассказ, сопровождать  речь интонационной   выразительностью;  использовать  в  речи   существительные,  обозначающие  эмоции,  чувства, переживания;  смогут   самостоятельно  составить рассказ,  употребляя  в  своей  речи  простые,  сложносочиненные  и  сложноподчинённые  предложения.

Русская народная песня, потешка, сказка, прибаутка – это итог наблюдений за окружающей средой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Используя фольклор, мы планируем, что наша гипотеза о положительном влиянии русской национальной культуры на развитие и коррекцию речи дошкольников подтвердится.

С итогами работы нашей экспериментальной площадки можно познакомиться на нашем сайте. А я благодарю всех за внимание и поздравляю с началом нового учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре

            Разработанная программа развития творческих способностей  через восприятие народного искусства «Завиток» рассчитана на два года обучения и яв...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...

Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству  на образовательной деятельности по речевому развитию....

Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству  на образовательной деятельности по речевому развитию....

ЗАНЯТИЕ «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»....

Cтатья "Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры"

Cтатья "Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры"...

презентация Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщение к русской народной культуре

Актуальность: В  настоящее            время можно с радостью отметить           рост ...