Статья "Детские "проблемы.
учебно-методический материал по теме

Цыркина Лариса Федоровна

В статье автор рассуждает о роли педагога в современом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_problemy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 «ДЕТСКИЕ» ПРОБЛЕМЫ (Мысли вслух)

На Руси маленьких детей называли зернышками, понимая, как трудно из зерна вырастить полноценный колос. Насколько же сложнее из малыша воспитать Человека? Как соединить семью и детский сад, родителей, педагогов, медиков, психологов, чиновников – то есть взрослых, которые находятся рядом с ребенком.

Ведь кем бы мы ни были с вами по профессии, для детей мы «взрослые»: умные и не очень, веселые и грустные, строгие и добрые, а главное воспитывающие и обучающие, помогающие им войти в этот мир, разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Я попробую высветить проблемы детства, которые, по сути, являются проблемами взрослых.

Мы «переливаем» себя, свои идеалы, жизненные ценности, мировоззрение в детей, но при этом не хотим, чтобы они были похожи на нас. Мы задаем им вопрос: «Сколько будет 2+2?», «Какое сейчас время года?». А каждый ли из нас способен ответить на искренний вопрос трехлетнего ребенка: «Мама, зачем мы живем?». Ведь для этого надо прежде задать этот вопрос себе самому.

Да. Только ДЕТСТВО может так смело задавать вопросы о самом главном. О смысле жизни. Только ДЕТСТВО может удивляться и радоваться каждому новому дню, распустившемуся цветку, солнцу, отразившемуся в луже. Только в ДЕТСТВЕ:

Были тайнами звезды и звери.

Под осинками стайки опят,

И скрипели таинственно двери,

Только в ДЕТСТВЕ так двери скрипят.

«Все мы родом из детства» - сказал Сент-Экзюпери. Действительно, в ком из нас не живет яркая, эмоциональная память детства! Живет как источник радости, источник опыта. Ведь только в детстве, только в эти годы можно создать ту прекрасную, солнечную кладовую чувств, которая будет нужна человеку для жизни, для труда, для творчества, для любви.

Очень важно, чтобы рядом с ребенком с первых минут его жизни были мудрые, добрые, любящие его взрослые. Иначе «его величество» РЕБЕНОК может просто не родиться.

Это первая и главная проблема детства, от решения которой зависит, будет ли на Земле человек.

На международной конференции «Любовь – жизнь - семья», состоявшейся в Санкт-Петербурге в 1994 году, прозвучали трогательные строки из «Дневника, не рождённого ребенка».

К сожалению, такой дневник может прочитать в книге своей жизни не одна женщина. Почему-то взрослый мир с высоты своего роста и жизненного опыта позволяет себе решать - быть или не быть Жизни. И, даже если ребенок уже родился, он не застрахован от нерадивых родителей, хотя в Законе об образовании сказано: «Родители являются первыми педагогами…». А в «Конвенции о правах ребенка» мы читаем:
«Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Вторая проблема и вопрос, на который мы с вами должны ответить: «Какими мы хотим видеть детей?»

Педагоги видят их умными, здоровыми, послушными, добрыми, трудолюбивыми. Родители – здоровыми, умными, красивыми, счастливыми. А что такое счастье? Дети говорят: «Счастье - когда мама рядом. Брат не дерется. Папа не пьет.»

Если обобщить все сказанное, то мы хотим видеть ребенка личностью, которой присущи 3 качества:

Физическое здоровье - «Я могу»,

Психическое здоровье – «Я хочу»,

Социальное здоровье – «Я должен».

То есть, мы хотим видеть наших детей здоровыми, любимыми, успешными в жизни.А чего хотят наши дети? Ведь они среди нас как инопланетяне, пытающиеся нас понять, но при этом воспринимающие мир совершенно по другому.

Третья проблема: что и как мы - взрослые родители и педагоги должны делать, чтобы помочь ребенку адаптироваться в мире взрослых и вырасти хорошим человеком. Прежде всего, нужно не мешать ему быть самим собой. В книге «Маленький принц» Сент-Экзюпери написал: «Мы в ответе за того, кого приручили». Я хочу добавить:

Два смысла в жизни: внутренний и внешний.

На внешнем - быт, дела, успех.

А внутренний: неясный и нездешний.

В ответственности каждого за всех.

Иначе Его Величество Ребёнок может просто не состояться как человек.

И. А. Колесникова - профессор АППО как-то сказала «Ребенка можно воспитывать и обучать, но его нельзя  заставить жить и развиваться. Это действие внутреннего механизма. Он должен хотеть жить. Он должен хотеть развиваться». Рядом с ребенком должны быть здоровые, умные и добрые ВЗРОСЛЫЕ. Только здоровый взрослый может воспитать здорового ребенка. Только умный взрастит умного, а добрый – доброго. И только личность способна воспитать личность.

Педагог это: учитель - функция обучения,

воспитатель - функция воспитания,

наставник - передача опыта поколений.

Одним из направлений деятельности НМЦ является работа по созданию профессионального творческого коллектива единомышленников.

С этой целью продумана система обучающих мероприятий, цель которых:

  • ​ погружение педагогов в мир общечеловеческих ценностей, так как они передают ребенку смыслы жизни
  • ​  переориентирование их с установки на реализацию себя в профессии на установку
  • создание оптимальных условий для развития и самореализации ребенка.

Каждый ребенок – маленький ключик,

Вместе собравшись – журчащий родник.

Что понесут они речкою жизни?

Ты призадумайся только на миг.

Станут ли речкою чистой, прозрачной,

Или омутом с грязной водой,

Озером гладью сверкая зеркальной,

Или морем с большою волной.

Всё, что заложено, всё к нам вернётся.

Доброе сея, пожнём мы добро.

Радостью сердце пускай отзовётся,

Встретив родник с родничка моего.

Методист Научно-методического Центра Кировского района

Санкт-Петербурга Цыркина Лариса Фёдоровна, 2008 год