Инновационный опыт работы "Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

Мокроусова Антонина Вадимовна

        Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

        Чтобы увидеть ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими, деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе,  необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения и общения.

        Основная цель работы: воспитать ребенка мыслящим, добросовестным, милосердным, счастливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_eticheskih_osnov.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа Саранск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 120 общеразвивающего вида»

 «Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста»

Инновационный опыт работы Мокроусовой А.В.

старшего воспитателя

МДОУ «Детский сад № 120»

                                         

Саранск,  2014 г.

                                                       

                                                        «Под именем нравственности мы разумеем

                                                         не только внешние приличия, но и всю

                                                         внутреннюю основу побуждений человека»

                                                                                                         Я.А.Коменский

         

        Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми и нуждается в ориентирах правильного поведения в обществе, которые постоянно развиваются - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личному взаимоотношению.

        В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель: воспитать ребенка мыслящим, добросовестным, милосердным, счастливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Актуальность и перспективность опыта

     

        Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Высокий уровень этических проявлений выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования этических представлений с самого раннего возраста.

        Именно усвоение этических правил являются приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.

        Соблюдение этических правил служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом и основой для развития полноценной личности.

        Воспитание духовной личности возможно только совместными условиями семьи, образовательного учреждения и государства.

        Почему же возникла необходимость  разработки проекта, направленного на этическое воспитание детей. Да, потому, что в настоящее время в нашем обществе очень заметна низкая культура поведения: люди невнимательны  друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы, не умеют правильно и красиво говорить на своем родном языке.

          Проблема этического воспитания связана с дефицитом воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры, неустойчивыми нравственными ориентирами.

          Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

         Ребенку нетрудно передать знания об этических нормах. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральным нормам, желание следовать хорошему и противостоять плохому.

        Отсюда вытекает следующая проблема: отсутствие взаимосвязи представлений и поведения.

        Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

        Чтобы увидеть ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими, деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе,  необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения и общения.

        От правильного воспитания зависит благополучие нашего общества в сфере окультуривания.

        Поэтому и назрела необходимость в реализации выше указанного инновационного проекта.

        Объектом исследования являлся процесс (содержание работы с детьми) этического воспитания дошкольников.

        Предметом  - средства, методы и приемы формирования этических представлений

         Была выдвинута гипотеза: эффективность этического воспитания может быть достигнута на следующих условиях:

        - целесообразном отборе специальных педагогических технологий, направленных на развитие личности ребенка в целом;

        - конкретизации задач этического образования и связанный с этим обоснованный выбор содержания;

        - планомерной и систематической работе по этому направлению;

        - использования разнообразных форм и методов;

         - проведения мониторинга участников проекта на единых требованиях;

        - построения предметно-развивающей среды;

         - дифференцированного подхода к подготовке педагогических кадров.              

        Проведенный комплекс мер, приведет к построению оптимальной педагогической модели этического воспитания и образования в детском саду, т.е. к достижению максимально-возможных результатов, повышению квалификации педагогических кадров, что должным образом повлияет на уровень этического воспитания дошкольников.

        Перед  педагогическим коллективом дошкольного учреждения была поставлена цель: сформировать целостную систему личностно-социального воспитания и образования дошкольников,  позволяющую достигнуть повышения качества этического развития дошкольников.

        Задачи:

        1.Сформировать предметно-развивающую среду  для обогащения разнообразной деятельности детей.

        2. Разработать педагогическую технологию поэтапного формирования этических представлений, знаний и умений у детей в совместной (взросло-детской) деятельности.

        3. Реализовать систему мер по обработке педагогической модели этического воспитания и образования, обосновать условия, найти оптимальный вариант ее внедрения.

        4. Повысить общую социальную зрелость детей, снизить агрессивность, научить владеть навыками саморегуляции своего поведения.

        5.Конретизировать содержание этических знаний для детей  дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности.

        6. Совершенствовать коммуникативно-речевые умения, нравственно-этическую чистоту речи.

         7. Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в детском саду и семье.

        8. Подготовить детей к адаптации в любой социальной среде.

        9. Создать модель взаимодействия детей детского сада и семьи по этическому воспитанию детей.  

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проекта  с целью формирования этических представлений  у детей дошкольного возраста, в создании условий для воспитания у ребенка  культуры поведения и общения, гуманного отношения по отношению к окружающему.

        Концептуальной основой работы по этическому воспитанию в дошкольный период, определяется рядом причин:

         1. Этические нормы поведения и общения еще не утратили своего значения.

         2. Возрастные особенности детей способствуют познанию окружающего мира, человеческих отношений через разнообразные виды деятельности.

         Реализация основных концептуальных идей воспитания  базируется на следующих принципах:

        1. Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родной природе, близким людям.

        2. Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения нравственных правил и норм поведения с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

        3.Принцип доступности знаний определяет соответствие сложности материала возрасту детей, достоверность, научность.

         4. Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей и внешними учреждениями науки и  культуры с включением сведений о социальном и нравственном поведении дошкольников во все виды детской деятельности.

         5. Принцип развивающего характера обучения основывается на детской активности.

 6. Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, нравственного развития личности.

 7. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод этического воспитания.

 8. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение дошкольника со сверстниками, родителями (законными представителями), воспитателями и другим значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника.

        9.Принцип интеграции содержания дошкольного образования используется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции подразумевает взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающие целостность образовательного процесса.                                                                                           10.Принцип индивидуального подхода направлен на создание атмосферы сотворчества с ребенком с учетом индивидуальных и возрастных  особенностей ребенка.          

   11.Принцип эстетической организации развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку.   

        Организация этического образования и воспитания дошкольников осуществлялся по следующим направлениям:

  1. Формирование осознанного отношения к социальному окружению  и нормам морали.

  2. Формирование представлений о социальной действительности и нормах морали.

         3. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.              

         4. Воспитание ценностного отношения к природе.

  5. Воспитание эмоциональной отзывчивости и нравственно-волевых качеств.

  Все направления этического развития и воспитания важны,  они дополняли друг друга и обеспечивали развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

          Новизна опыта состоит в том, что он позволяет  через проектную деятельность дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию этических чувств.

          Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектная деятельность выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия детей в познании этических представлений.

         На 1-ом этапе была проведена следующая работа:

          - изучена нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ДОУ;

          -  определены основные научные характеристики работы ДОУ в условиях нововведения;

          -  определены программы и технологии инновационного направления;

          -  разработан инновационный проект;

          -  создана творческая группа по корректировке проекта;

          -  изучен передовой педагогический опыт по тематике проекта;

          -  установлены контакты с другими образовательными и культурно-просветительскими учреждениями города;

          -  разработаны диагностические карты;

          -  проведена работа по совершенствованию предметно-развивающей среды;

          -  проведена работа  с кадрами (совещания, педсоветы, анкетирование и др.)

        Реализовывались следующие программы:

        1. «Детство». Общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой.

        2. «Возрождение». Программа нравственно-духовного воспитания. (автор: Е.К.Турилова).

        3. Программа морального воспитания дошкольников (авторы: С.Якобсон, Л.Воюева).    

        Педагогические технологии:

        1. Азбука общения (автор: С.Б.Щепицина).

        2. Учим детей общению. (автор:Н.В.Клюева).

        3.Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников (автор:С.С.Бычкова).

        4. «Уроки добра». Развивающие занятия для детей 5-7 лет. (автор: С.И.Семенака).

        5. Учимся сочувствовать, сопереживать. Развивающие занятия для детей 5-8 лет (автор: С.И.Семенака)

        6. Нравственное воспитание в детском саду. (авторы: В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова).

        7. Воспитание культуры поведении у детей дошкольного возраста. (автор: С.В.Петерина).

         8. «Театр – творчество – дети» (авторы: Н.В.Сорокина, Л.Г.Миланович). 

        Свою работу в инновационном режиме начали с:

         - изучения необходимой научно-методической литературы,  программ и технологий, проведения анкетирования педагогов на предмет выяснения их отношения к внедрению инновации, запросов родителей;

        - обновления предметно – развивающей среды:

        Приобретено современное игровое оборудование и игровой материал.

 Оформлены и приобретены тематические альбомы  «Школа изящных манер», «Культура поведения» «Дети и этикет», «Азбука этикета», «Книга добрых дел», фотоальбом «Мои добрые поступки» и др. Изготовлены книжки-малышки по данной тематике «Приключения девочки Маши в стране Добрых дел», «Говорим комплименты» и др; дидактические игры  этического содержания.

        На начальном этапе был  проведен мониторинг по выявлению уровня развития у детей этических представлений и навыков.


       

       На 2-ой этапе ( внедренческий) были определены:

        - направления работы;

        - пути и средства реализации проекта;

        - уровень готовности коллектива к работе в условиях внедрения новых педагогических технологий;

        - основные направления повышения профессиональной компетенции педагогов;

        -  внедрен метод проекта в работу с детьми;

        - сформирован банк данных по диагностике углубленного изучения личности ребенка;

        - обсуждены способы взаимодействия педагогов и родителей по достижению целей нововведения;

        - определены пути  взаимодействия с социумом.

        В связи с этим определилась ключевая роль  дошкольного учреждения: создание условий для формирования гармоничной, духовно развитой, физически здоровой  личности, обладающей этическим сознанием, культурой поведения и общения.

        Работа по реализации инновационного проекта осуществлялась в следующих направлениях:

        1.Осуществление комплексной воспитательно-образовательной работы по этическому воспитанию дошкольников.

        2.Проведение мониторинга освоения этических знаний и представлений детей.

        3. Совершенствование  предметно-развивающей среды и создание условий для обогащения разнообразной деятельности детей.        

        4.Взаимодействие с родителями по воспитанию этических основ личности дошкольников.

        5.Взаимосвязь с социумом.

         В ходе инновационной деятельности намечены основные пути и средства решения поставленных задач:

         - научно-практические связи;

         - нормативно-правовая база;

         - программно-методическое  обеспечение педагогического процесса;

         - воспитательно-образовательный процесс;

         - методическая работа;

         - дополнительное образование;

         - совместная работа с семьей;

         - работа в микросоциуме.

          Вся работа по реализации проекта проводилась через педсоветы, семинары, консультации, открытые мероприятия, взаимопосещения, контроль, презентацию мини-проектов, выставки методической литературы  и дидактического материала, участие в конкурсах, акциях и т.д.

          Работа по реализации проекта охватывала все образовательные области.

         Формы работы с детьми по этическому воспитанию разнообразны:

         - непосредственно образовательная деятельность;

         - проектная деятельность;

         - игры и игровые упражнения, тренинги;

         - беседы;

         - чтение художественной литературы;

         - использование фольклорных форм (сказки, пословицы, поговорки);

         - тематические экскурсии, походы;

         - посещение театров и музеев.

         Немаловажную роль в этическом воспитании сыграло дополнительное образование.  Дети старших групп (45 детей (69%) и средних (15 детей (25%) охвачены кружковой работой. В детском саду функционировали кружки: театрально-драматический «Сказка»,  фольклорный «Сударушка», «Юный эколог».  

      На 3-ем этапе (внедренческий)

       -    разработаны методические рекомендации и пособия  по профилю ДОУ;

       - отслежены результаты внедрения новых технологий и методик;

       - прослеживаются промежуточные результаты;

       - проводятся открытые занятия, семинары для педагогов ДОУ;

       - создаются условия для профессионального роста педагогов. 

Работа в инновационном режиме охватывала все стороны деятельности учреждения, и нововведения касались каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Роль каждого работника детского сада в формировании  этических основ личности ребенка имела свою специфику и зависела от профессиональной подготовки каждого педагога. Поэтому в детском саду сложилась определенная система повышения квалификации педагогических кадров. Это:

        - повышение квалификации на курсах в МРИО;

        - участие педагогов в работе методических объединений семинарах города;

        - взаимопосещения;

        - самообразование.

        Работа по реализации проекта проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Родители приняли активное участие в преобразовании предметно-развивающей среды.

        Для родителей организована  «Школа заботливых родителей», клуб «Хороших манер», где решались проблемы этического воспитания дошкольников. Созданы семейные фотоальбомы «Мои добрые дела», «Семейный театр».

        Совместно с родителями были организованы конкурсы рисунков «Добрые поступки», «Делаю добро», «Мой семейный герб» и др.

        Родители принимают активное участие в  совместных мероприятиях (праздниках, развлечениях, досугах).

        Удачно зарекомендовали себя такие формы работы как семейные гостиные, совместные выставки, совместное творчество детей и родителей.

        Дошкольное учреждение осуществляет взаимосвязь по данной проблеме с социальными институтами.

       На 4-ом этапе осуществлялся:

        - контроль за ходом выполнения проекта;

        - отслежена работа по использованию программ;

        - организованы выставки для педагогов и родителей;

        - творческие отчеты на семинарах, конференциях;

        - обобщен и систематизирован  накопленный опыт;

        - проведен мониторинг этических знаний и представлений у дошкольников

   

       Системная организация работы по проекту  привела к достижению максимально-возможных результатов:

       1. Создана предметно – развивающая среда для этического воспитания дошкольников.

       2. Разработаны:

       - методические рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности и бесед этического содержания;

       -  перспективное планирование для старших и подготовительных групп по этическому воспитанию;

      - диагностические карты уровня развития этических представлений, умений и навыков;

      -  цикл конспектов НОД по этическому воспитанию;

      3.Оформлена картотека игр, тренингов, пословиц и поговорок этического содержания.

       4. Презентация проектов на уровне дошкольного учреждения и города:  «О любви», «Ребенок в мире эмоций», «Мое настроение», «От счастья ключи в семье ищи», «Мы - зрители», «Удивительный мир театра», «Школа вежливых наук», «Дети и этикет», «Ребенок в мире сказок», «К природе с добротой»,  «Мир доброты», «Путешествие в сказку», «В гостях у сказки» и др., которые направлены на воспитание у дошкольников доброты, милосердия, сострадания, сочувствия и других этических качеств личности.

        Работа педагогического коллектива в инновационном режиме способствовала:

       - воспитанию начальных форм этической культуры детей, осознанного отношения к окружающим, умение проявлять гуманные чувства, выработку первоначальных практических навыков;

       - повышению уровня этического образования ребенка дошкольного возраста (совершенствование коммуникативно-речевых умений, нравственно-этической чистоты речи, исчезновение в поведении агрессивных тенденций, преобладание положительных эмоций, появление положительных черт характера, готовность к адаптации в любой социальной среде).

        -   развитию нравственно-этического сознания и культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

        - совершенствованию методической службы и подбору наиболее эффективных форм и методов профессиональной подготовки педагогов;

        - повышению социального статуса образовательного учреждения
по этическому развитию и воспитанию детей;

        -         повышению  профессионального мастерства педагогов, их творческого потенциала.;

         - обобщению и распространению передового педагогического опыта на уровне МДОУ и города;

        - пополнению банка данных программ, технологий и методик по теме инновации.

        - повышению уровеня знаний родителей по формированию этических норм и правил у детей при взаимодействии детского сада и семьи.

      - установлению сотрудничества с социальными институтами.

       Выводы:    

       1. Базовым компонентом этического воспитания является поведение ребенка в социуме.

        2.Этическое воспитание возможно только в специально подготовленной развивающей среде при комплексной организации воспитания и обучения и использования эффективных педагогических технологий.

        3. Основу воспитательно-образовательного процесса должна составлять специальная работа по развитию детей социальной и коммуникативной компетенции.

        4.  Формой воспитания и обучения является должна являться игра.

        5. Сотрудничество с родителями.

       Инновационный проект обладает широким развивающим и воспитательным эффектом. А это значит, что помогает воспитать ребенка

мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, служащим добру и людям.                                

 

Литература

         1. Козлова   С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром, А.П.Н СССР, НИИ дошкольного воспитания. М., «Педагогика», 1988

         2. Рылеева Е.В. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире

людей. Система развивающих занятий для детей 6 лет». М. «Гном- Пресс».1999.

         3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, М, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

         4. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р.С. Буре, М.В. Воробьева М: Просвещение, 2004

         5. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников М: ВЛАДОС, 2003.

         6. Шипицина Л.М., О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками, С.-Пб. «Детство-Пресс». 1998.

         7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре, М, «Просвещение», 1983.

         8. Кондратьева А.С. Творческая игра. От рождения до десяти лет. М, «Педагогика-Пресс», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в ранне...

Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста

В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

Развитие духовных и моральных ценностей у человека начинается с раннего возраста. Именно от того, какие первые шаги будут у ребенка в это время, и как взрослый мир его встретит, будет зависеть по боль...

"Путь в сказку» Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Актуальность заключается в том, что решение задач направлено на развитие: личности ребенка, памяти, внимания, мышления. Дети учатся адекватному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого...

Семинар-практикум из опыта работы по теме: «Формирование этических основ личности ребёнка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

quot;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет в...