Педагогический совет "Развитие познавательной активности дошкольников в логико-математической деятельности".
методическая разработка на тему

Кадулина Оксана Михайловна

Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в логико-математической деятельности».

Цель:повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии в условиях ДОУ.
Задачи:

·        повышение профессиональной компетентности педагогов в области современных образовательных технологий;

·        развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;

·        обучение педагогов методам применения игровых
инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_no_4.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в логико-математической деятельности».

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии в условиях ДОУ.
Задачи:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области современных образовательных технологий;
  • развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
  • обучение педагогов методам применения игровых
    инновационных технологий.

    Путь, который ребенок  проходит в своем развитии в дошкольные годы, огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять.

    Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной личности». Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.

     В последнее десятилетие возникли тревожные тенденции, а именно: в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра.  Математика остается наиболее трудоемким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.  Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы. Сегодня мы должны решить для себя - математика для дошкольника труд или удовольствие.

 

      В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС». Давайте вспомним основные положения стандарта.

 

  1. Деловая игра «Знатоки ФГОС».

1 задание.  Перед началом игры старший воспитатель предлагает каждому участнику (или группе участников) оторвать один лепесток ромашки с вопросом. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку, если ответ неполный или неверный – красную.

ВОПРОСЫ:

  1. Что представляет собой ФГОС ДО?

Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;

  1. Какие три группы требований включает в себя ФГОС?
  • требования к структуре  Программы  и ее объему;
  • условиям реализации Программы;
  • результатам освоения Программы.

3. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

а) 4;

б) 5;

в) 10.

4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

(познавательное развитие)

5. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

6. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками образовательных отношений:

а) 80% и 20%;

б) 60% и 40%;

в) 50% и 50%.

7. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

8.К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

9.К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

10.К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

11. Как в Стандарте ДО определена Программа?

а) программа обучения детей;

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

12. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

 

  1. «Заморочки из бочки».

1.Внедряет ли детский сад стандарт?

2.Конкретно какую часть ООП разрабатывали Вы?

3.Готов ли детский сад к эффективному внедрению ФГОС?

4.Что изменилось в вашей работе с внедрением ФГОС?

   Любой человек – наследник огромного богатства: общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Но не каждый вступает во владение тем, что принадлежит ему по праву наследования. Надо еще суметь овладеть этими ценностями, суметь их освоить.

  Сегодня мы с вами прикоснемся к педагогическим ценностям, попытаемся вспомнить опыт наших коллег – педагогов. Наша работа будет включать в себя дискуссионно - игровые задания и сообщения наших педагогов.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различии, выделении, названии множеств, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Дидактические игры и игровые упражнения способствуют развитию любознательности и умственных способностей (задачи-шутки, загадки, головоломки). Развитию любознательности и умственных способностей у детей способствуют игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.

1-й тайм.

 Игра «Внимание, угадай-ка».

Игра «Точечки».

Игра «Кубики для всех».

-  Кто автор этих игр?  (Б. Никитин «Ступеньки творчества, или развивающие игры».)

  Эффективность развивающих игр, придуманных и сконструированных Никитиными, получила мировое признание.

    Девиз педагогики Никитиных: мир довольно жесток и сложен, но наша твердая, несгибаемая вера в талант, ум и трудолюбие наших детей всегда будет для нас моральной опорой.

 2-й тайм

 Развивающие игры – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают ребенка к мышлению и творчеству.

    В основе каждого явления лежит либо теоретическое положение, проверяемое потом на практике (например, вальдорфский сад), либо практический опыт, облекаемый впоследствии в теорию (пример-Никитины). Игры, о которых сейчас пойдет речь – это, однозначно, движение от практики.

    Впервые эти игры появились в начале 90-х и сразу же привлекли внимание. Это такие игры, как «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».

-  О каких играх идет речь? (развивающие игры В. Воскобовича).

    (сообщение «Особенности игр Воскобовича» - презентация)

3-й тайм.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.).

-  Как называется этот дидактический материал? (логические блоки Дьенеша).

Реклама методического пособия «Блоки Дьенеша»

Игра «Необычные фигуры»

 

  4-й тайм.

  Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный материал в наибольшей мере отвечает монографическому методу обучения числу и счету.

   Вот один из вариантов упражнений для детей:

 - Составьте поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был правее синего. Назовите цвета вагонов слева направо.

 - О каком дидактическом материале идет речь? (Палочки Х. Кюизенера).

 Задание: сколько уложится  в дорожке длиной 10 сантиметров белых (розовых, желтых) палочек.

   Сообщение Поповой Людмилы Николаевны «Использование игровых технологий в логико-математическом развитии дошкольников».  

    Предметно-развивающая среда в группах – это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности. Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

     (результаты смотра-конкурса «Лучшая математическая игротека» - приложение №1)

  При организации педагогического процесса важное значение имеет грамотное планирование задач и реализация их, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.

      (анализ календарных планов – приложение №2).

4-й тайм

Викторина «Математика-это интересно».

1 задание.

Педагогические    задачи:

1.Воспитатель предлагает малышам совершить прогулку по своей группе.  Дети садятся в автобус и едут по своей группе, делая остановку около магазина «Книги».  Педагог задаёт детям вопросы: сколько книг в магазине? Сколько книг на этой полке? Сколько книг «Курочка – ряба?»  

Вопросы: Сформулируйте программную  задачу, которая  решалась в игре.  Назовите игры и игровые   упражнения, в которых данная  задача может решаться на занятиях по математике.

   2.В конце занятия в младшей группе воспитатель предложил детям поднять правую руку вверх, а левую отвести назад. Половина детей группы подняла вверх левую руку, а правую отвела назад.

Вопросы:  Почему дети неправильно выполнили указание воспитателя? В чём заключается ошибка воспитателя?

 

 3.Детям  в возрасте от 1,6 мес. до 2 лет воспитатель показал 4 уточки и спросил:  «Сколько уточек?  Посчитай!» Дети разводили руками в стороны, показывая, как много уточек и говорили: «Много», подносили уточку к своему лицу, потом протягивали воспитателю и ставили на место.

Вопросы:  Понимают ли дети смысл слов «посчитай, сколько»? Какой период формирования представлений о множестве характерен для детей раннего возраста?

4.Ребёнок, которого вызвал воспитатель, поставил на подставку пять разных игрушек. Воспитатель спросил его:  «Скажи, сколько всего ты отсчитал игрушек? Расскажи, сколько и каких игрушек ты взял?   Ребёнок отвечает так: «Я взял одну матрёшку, вторую машинку, третью пирамидку, четвёртую куклу, пятый мячик. Всего я взял пять игрушек».

Вопросы:  Какая задача решалась в описанной части занятия? Был ли усвоен программный материал вызванным ребёнком? Правильно ли он отвечал?

Практические задания:

  1. Педагогам старшей и подготовительной (5-7  лет)  групп:

Подобрать наглядный материал для занятия, в котором будут решаться следующие программные задачи: учить детей сравнивать смежные числа  с опорой на наглядный материал, закреплять навыки порядкового счёта в пределах 10, упражнять в счёте предметов на ощупь.

  1. Педагогам  2 младшей группы:

Подобрать наглядный материал для занятия, в котором будут решаться следующие программные задачи: учить детей сравнивать два предмета разной величины, развивать понимание  один -  много, столько – сколько.

  1. Педагогам  1 младшей группы:

Подобрать наглядный материал для занятия, в котором будут решаться следующие программные задачи: учить создавать группы предметов, объединённым каким – либо характерным признаком, отвечать на вопрос «сколько?»  словами  много  - один,  много – мало. 

2 задание:

  Заключение.

 Сегодня мы обратились к общечеловеческим педагогическим ценностям. Вспомнили нетрадиционные, а порой и забытые методики. Думаю, они пригодятся вам в работе.

  «Спросим себя: а что бы мы хотели от наших вырастающих детей, какими мы хотели бы их  видеть? Да, пожалуй, пусть они и будут такими: участниками жизни, а не наблюдателями ее, и пусть у детей будут добрые глаза, и пусть они всегда видят вокруг себя только добрые глаза!»

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников в элементарной исследовательской деятельности.

Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно – образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.Создание условий для детс...

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности"

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого...

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного  дошкольного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательско...