научно-методическое сопровождение Учреждения в условиях введения ФГОС ДО
статья на тему

опыт работы по инновационному проекту 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_soprovozhdeniyu.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Инновационный проект «Разработка научно-методического сопровождения дошкольного образовательного учреждения в условиях введения ФГОС ДО».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует инновационных ресурсов. Одним из ключевых ресурсов становится компетентность педагогических кадров, развитие их способности к решению новых образовательных и педагогических задач. А это, в свою очередь, требует от педагогических работников больших изменений в своей работе: личностной и профессиональной готовности каждого педагога, новых методов в управлении и контроле, оптимального методического и дидактического обеспечения образовательной  деятельности, преобразования предметно-пространственной среды. В соответствии с этим разработка системы научно- методического сопровождения эффективной подготовки для  введения  ФГОС ДО  на данном этапе является острой необходимостью для  оказания помощи и выработки алгоритма профессионального взаимодействия  педагогов, в грамотной организации образовательного пространства в новых условиях.

Цель инновационного проекта: обеспечение научно-методической и организационно-педагогической поддержки педагогов, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в решении задач введения ФГОС ДО.

Задачи:

  1.  Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.
  2.  Организовать научно- методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС ДО.
  3. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО  в Учреждении.

Нам необходимо было получить ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной деятельности, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?» Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в условиях реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и пр.); в учебном плане.

     В результате этой работы должен быть создан перечень необходимых изменений  и дополнений в элементах образовательной деятельности дошкольного учреждения.

При сравнении целей существующей образовательной деятельности с новыми стандартами необходимо определить: какие из них ранее не ставились; какие ставились, но не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием образовательных  программ, используемыми методиками.

Особо следовало обратить внимание на то, что содержание деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации способностей воспитанников  в различных видах деятельности  и охватывать пять образовательных областей.

Содержание программ  должно определяться таким образом, чтобы они вместе обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Поэтому в  системе научно-методического сопровождения нашего Учреждения выделили следующие направления:

1. создание организационно-управленческих условий введения ФГОС ДО:

мы  провели аналитическую работу по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС, требований к качеству услуг дошкольного образования, мониторинг готовности, чтобы определить уровень готовности Учреждения и педагогов. Его цель –получить  информацию о готовности  к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс с учётом ФГОС; уточнить содержание запросов педагогов на необходимые информационные и методические ресурсы. Выявляли  уровень удовлетворённости результатами работы педагогов родителями (законными представителями).  На основе этого сделан проблемный анализ и разработана программа развития Учреждения на 2014 - 2017 гг. с учетом требований ФГОС ДО  и  разработан план-график внедрения ФГОС, где пошагово определили действия введения ФГОС на 2014 -2015 учебный год и  перечень необходимых изменений и дополнений в деятельности Учреждения.

Первым результатом по определению необходимых изменений и дополнений в деятельности учреждения стала нормативная база:

-сформирован банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС;

-подготовлены локальные нормативные акты Учреждения, регламентирующие введение ФГОС ( проект Устава Учреждения, Положения, регламентирующие образовательную деятельность, приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО должностные инструкции  работников Учреждения).  Разработанные  локальные нормативные акты, как показала практика, позволили внести ясность и упорядоченность в организации и осуществлении различных аспектов повышения квалификации педагогов  Учреждения.

- Второй результат - разработан проект  образовательной  программы Учреждения в соответствии с ФГОС; рабочие программы педагогов находятся в стадии разработки;

-разработан план-график повышения квалификации педкадров на 2014 – 2017 гг.

Определены  ресурсные возможности (информационно-методические, материально-технические, кадровые) для обеспечения изменений образовательной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями стандарта.

Вторым направлением деятельности стало создание условий для повышения профессионального уровня педагогов по вопросам введения ФГОС. В этот переходный период  основная цель методической работы  – оказание квалифицированной помощи воспитателям.

Работа направлена на решение следующих задач:

  • Выявить затруднения, потребности и образовательные запросы педагогов. Для этого проведена диагностика, включающая аспекты: когнитивный, мотивационный, личностный, технологический. По результатам диагностирования на начальном этапе выявлено, что  52% педагогов недостаточно владеют знаниями основных документов, регламентирующих деятельность ДОО, основных положений ФГОС ДО.  67% испытывают затруднения мотивационного характера, наблюдается боязнь к преодолению затруднений; 41% педагогов отметили имеющиеся проблемы в знании и использовании инновационных технологий, 25% педагогов слабо владеют ИКТ (технологический аспект).
  • Обеспечить каждого педагога необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами. Для этого организована выставка  в методическом кабинете  по введению  ФГОС ДО, где представлены памятки, буклеты, рекомендации для педагогов, которые находятся в постоянном доступе и позволяют педагогам использовать их в своей работе. Идет  постепенное комплектование Учреждения  методическими пособиями к образовательной программе с учетом ФГОС ДО.
  • Выявить  наиболее ценный опыт педагогов. Здесь важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет педагогу соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
  • Создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального  развития и решения задач внедрения ФГОС. Необходимо помнить, что нельзя заставить педагога работать творчески, он должен испытывать потребность в поиске новых идей. И задача руководителей – поддержать загорающуюся искорку рабочего азарта в работнике, а просто тлеющего – суметь расшевелить и заинтересовать. Именно в этот сложный и напряженный для педагогов период не стоит скупиться на поощрения, похвалу и внимание. Ведь в своем большинстве педагоги – люди идейные, и доброе слово для них иногда важнее материального. Важную роль играет психологическое  сопровождение  педагогов. Поэтому, сотрудничая с ЦДК,  раз в месяц приглашаем психолога на тренинговые занятия с педагогами. Такие мероприятия позволяют педагогам  повысить уверенность в себе, формировать внутреннюю позицию успешного педагога, «гореть – не выгорая».

В организации методической работы наиболее актуальным является индивидуально ориентированный подход к каждому педагогу. Контингент педагогов представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм. К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательной деятельности, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов.  Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Как выяснилось, сложнее всего приходится педагогам, имеющих педагогический стаж свыше 20 лет. У них сложился определенный стиль деятельности, им значительно труднее принимать новые требования, переходить на новые подходы, ранее сложившаяся методика проведения занятий доминирует над интегрированием и комплексированием, а также характерно  упрощенное понимание сущности реализации личностно-ориентированного подхода. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в ФГОС.  Педагоги испытывают трудности в проектировании образовательной деятельности, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области». Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы. Мы стремимся постоянно изучать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого и, опираясь на них, формировать такую систему методического сопровождения деятельности педагогов, в которой поддержка будет адресной, дифференцированной, следовательно, более эффективной. Основными формами методической работы с педагогами должны стать мероприятия, реализующие деятельностный подход, когда педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, закрепления знаний в деловых играх, решения проблемных ситуаций. Это обеспечивает более осознанный подход к материалу, способствует его лучшему усвоению и запоминанию, поддерживает интерес и стимулирует творческую активность педагогов.

Целенаправленная система методической работы обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетенции педагогов. 

При организации методической работы следует руководствоваться принципами:

-  прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

-  обучать тому, что необходимо в практике;

-  обучать через деятельность;

-  для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

 Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе. (Н.В.Немова)

Деятельность нашей методической службы осуществляется по трем блокам:

  • организационно-методический,
  • информационно-методический,
  • мониторинговый.

Цель организационно-методического блока   - поддержка формирования и развития кадрового потенциала, внедрение эффективных технологий образования воспитанников.

Для реализации данного блока разработан план методической работы с ориентацией на проблемы внедрения ФГОС ДО, включающий разные формы работы с использованием ИКТ:

-постоянно действующий  семинар для педагогов  по теме «Изучаем и работаем по ФГОС ДО», на котором рассмотрели  вопросы планирования и осуществления образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО, обсуждали проблемы, возникающие при планировании, пути их решения,  особенности современных дошкольников, вопросы реализации образовательной программы средствами игровой деятельности, основные позиции обновления образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.  Необходимым условием организации семинара является активное участие всех педагогов и обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями;

  • в декабре 2014 года проведен педагогический совет «Партнерство Учреждения и семьи в рамках реализации ФГОС ДО», на котором педагоги делились инновационными формами работы с родителями, такими как совместная проектная деятельность, участие в планировании образовательной деятельности с помощью модели трех вопросов, ; (Горощенко О.Н. представляла инновационные формы работы с родителями на региональном проблемно-ориентированном семинаре по теме «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях введения ФГОС»;
  • проведено методическое объединение педагогов, на котором рассмотрены вопросы преемственности ФГТ И ФГОС, а также проведено методическое объединение совместно с педагогами школы, где рассмотрели вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, сравнительный анализ точек соприкосновения основной образовательной программы ДОУ и начальной школы и требований к результатам освоения образовательных программ. На одном из методических объединений рассматривали вопрос реализации деятельностного подхода в развитии ребенка. В практической части педагоги составляли структуру занимательного дела на основе деятельностного подхода и определяли, какие компетенции формируются на том или ином этапе деятельности.
  • консультирование педагогов по вопросам организации предметно-развивающей среды, разработки индивидуальных образовательных маршрутов развития воспитанников, так как стандарт, прежде всего, направлен на индивидуализацию образования.  Для наших воспитанников такие маршруты разработаны и реализуются в образовательной деятельности. Необходимо отметить, что данные маршруты разрабатываются совместно со специалистами Учреждения: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Что входит в содержание такого маршрута –
  • 1.временные отрезки, на который составляется ИОМ,
  • 2.содержательная часть- введение, пояснительная записка, для чего составляется ИОМ, кто будет осуществлять данную поддержку; анамнез – общие сведения о ребенке(краткая характеристика состояния его здоровья); диагностические данные на рtбенка; коррекционная работа по результатам диагностики, которая планируется на определенный промежуток (полугодие, квартал), сетка занятости ребенка, рекомендации по работе с родителями. Необходимо учесть, что без согласия родителей данная работа не проводится.
  • 3. Контролирующая часть ИОМ- контроль результатов, внесение корректив в коррекционную деятельность,  итоговая оценка индивидуального развития ребенка.
  • педагогические мастерские, целью которых является освоение педагогами новых подходов, методов, технологий образовательной деятельности с воспитанниками, а также в работе с родителями; идет апробация включения в образовательную деятельность проектной технологии, ТРИЗ, ИКТ – технологий; провели деловую игру  «Использование эффективных образовательных  технологий с целью решения задач и реализации  психолого-педагогических условий,  обозначенных в ФГОС». Педагоги представляли образовательную технологию с двух позиций – что они считают положительным в данной технологии и ее минусы. Также педагоги знакомы с технологией портфолио воспитанника и применяют ее в работе с воспитанниками и родителями (законными представителями) воспитанников.
  • смотры-конкурсы как способ проверки профессиональных умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими;
  • самообразование с последующей творческой презентацией результатов- запланировано в апреле;
  • Открытые просмотры  играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательной деятельности в целом. Посещая мастер-классы, открытые мероприятия, НОД   коллеги могут на практике увидеть педагогические приёмы  применения активных методов обучения. Также практикуем и просмотр видеофрагментов образовательной деятельности с использованием развивающих технологий, личностно-ориентированного подхода к воспитанникам у других коллег в сети Интернет;
  • Проведена деловая игра на закрепление знаний основных нормативных документов и положений ФГОС ДО.
  • Проводим практикумы   с целью обучения педагогов созданию презентаций в программе Microsoft Office Power Point с привлечением педагогов, являющихся уверенными пользователями ПК. Работа в парах дает возможность педагогу-наставнику доступно донести информацию до педагога с нулевым уровнем работы на компьютере и выйти на новый качественный уровень профессионализма.

Образование, аттестация и курсовая подготовка педагогов – факторы,  которые необходимо учитывать в процессе изучения и внедрения ФГОС. В нашем Учреждении  реализуется  план-график повышения квалификации педагогов. В  КПИПКиПРО в 2014 году повышение квалификации прошли 7 педагогов по образовательной программе «Организация и содержание образовательного процесса в современном ДОУ в условиях реализации ФГОС». 1 педагог в настоящее время получает высшее образование по профилю дошкольное образование.

В 2014 году первую квалификационную категорию получили 3 педагога, 4 педагога готовят материалы на высшую категорию.

Цель информационно-методического блока   - обеспечение профессиональной деятельности педагогов по внедрению и реализации ФГОС ДО, организация  обмена опытом профессиональной деятельности.

Для реализации данного направления проводятся ежемесячные педагогические вторники, на котором педагоги обсуждают публикации по ФГОС ДО в научно-методической литературе и периодических изданиях, вместе ищем ответы на возникающие вопросы, например, чем отличается планирование проектной деятельности   от от традиционного тематического планирования. Также  изучаем  опыт работы других регионов;  размещаем публикации педагогов  из опыта работы в сети Интернет и на сайт Учреждения, педагоги принимают участие в научно-практических конференциях, организуем выставки методической продукции в методическом кабинете: буклеты, памятки для педагогов и родителей,  методические рекомендации, глоссарий основных понятий ФГОС ДО. Cистематизируем, постоянно обновляем и пополняем информационные ресурсы образовательного процесса. Идет работа по созданию медиатеки. Опыт работы старшего воспитателя Шаримовой Л.В. по созданию информационного пространства был представлен на региональном проблемно-ориентированном семинаре в КРИПКи ПРО.

Цель мониторингового блока   - получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий контроль состояния и результативности образовательной деятельности.

Для реализации мониторингового блока организуются  анкетирование, опросы участников образовательного процесса, экспертиза методических материалов. Ведем мониторинг соответствия развивающей среды требованиям ФГОС  согласно методическим рекомендациям департамента образования и науки Кемеровской области.

Необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:

1) осознанная готовность педагогов к реализации стандарта; 
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования;
3) повышение профессиональной компетентности педагогов; 
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности; 
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.
 

    Мы считаем, что реализация данной модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении позволила  повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения ФГОС ООО в образовательном учреждении, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов. Диагностика-мониторинг педагогов показал, что  на данный период нет педагогов, которые не  владеют  знаниями основных положений ФГОС, значительно  сократилось  число педагогов, испытывающих проблемы мотивационного характера (с 67% до 18%), уменьшился процент педагогов, слабо  владеющих ИКТ ( с 25% до 5%). А также  повысился уровень использования педагогами инновационных технологий (87% используют данные технологии в образовательной деятельности).

Впереди еще есть время, желание работать и вера в лучшее.

 В заключении приведу высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».

Так вот, чтобы стандарт не превратился в тормоз, мы стараемся, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень, помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Самое важное – верить в свои силы, в силы и способности коллектива и все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»

В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...

Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ДО

О повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введеия ФГОС ДО...

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

          1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закрепле...

Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Одна из главных составляющих стандарта, без которой немыслимо его успешное внедрение в ДОО, – это подготовка кадров. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к кв...

Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...