Проектная деятельность как одна из поисково-исследовательских технологий
проект на тему

Диденко Ирина Геннадьевна

В статье приводится пример организации проектной деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проектная деятельность55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация проектной деятельность со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ»

Диденко И.Г., старший воспитатель

Ковалёва Е.И., старший воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №136

Достижения нового, современного качества образования невозможно без оптимизации методов обучения, активного использования технологий открытого образования; подготовки квалифицированных работников образования;  создания гибких моделей образовательного   процесса.

Технология как системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставит своей задачей оптимизацию  многоуровневых  форм образования.

 В современном дошкольном образовании применяются разнообразные виды педагогических технологий. Одна из них - поисково-исследовательская.  Ее основной ценностью является то, что дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?). Через поисково-исследовательскую деятельность ребёнок приобретает знания, жизненный опыт, формирует своё отношение к окружающему.

Поисково-исследовательская технология обучения разделяется на несколько видов: задачная технология обучения, проблемно-развивающая и проектная.

Педагоги нашего дошкольного учреждения реализуют проектную деятельность, которая является наиболее эффективной формой развития интеллектуальной инициативы детей. С помощью проектов воспитанники детского сада познают окружающий мир, учатся строить социальные отношения, реализуют свои творческие замыслы.

Поисково-исследовательская деятельность начинается с детьми второй младшей группы (3-4 года).  Воспитатели проводят наблюдения, формируют у детей умения обследовать предметы, включая простейшие опыты: мокрый – сухой; гладкий – шершавый; кислый – сладкий. В среднем дошкольном возрасте педагоги продолжают развивать исследовательскую деятельность, оказывают помощь в оформлении результатов и создают условия для её презентации сверстникам. В старшем дошкольном возрасте педагоги создают условия для реализации детьми проектов трёх типов: исследовательский, нормотворческий и творческий.

Предварительной работой перед организацией каждого проекта определяется проблема, ставится цель, задачи, разрабатываются этапы реализации проекта, а результатом является совместный продукт взросло-детской деятельности. Проектная деятельность отражена в темах комплексно-тематической  циклограммы ДОУ:  «Семейный отдых на Байкале»,   «Безопасная дорога»,  «Зимние забавы», «Сувенирная лавка»,  «Юные патриоты»,  «Мамины профессии», «Я – взрослый, ты – ребёнок»,  «Птица семейного счастья»,  «Дети – цветы жизни», «Иркутск в моём окне» и др..

Предлагаем вам познакомиться с одним из проектов - «Иркутск в моём окне» для детей старшего дошкольного возраста (воспитатель Тирских И.Н.), который проходил в рамках тематической недели ДОУ «Родной город».

Участники проекта: воспитатель, педагог-психолог, дети, родители.

Цель проекта: создать оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность, создание нового творческого продукта всеми участниками проекта.

Задачи:

- расширять представления детей о родном городе;

- продолжать знакомить с достопримечательностями родного города;

- предоставить возможность подумать и рассказать о своем городе Иркутске;

- развивать построение высказывания, помочь детям охарактеризовать объект;

- формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих;

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать эмоциональный отклик при восприятии песни о любимом городе;

- формировать эстетическое отношение к объектам родного города, к совместной художественно-творческой деятельности детей и родителей.

Этапы разработки и реализации проекта «Иркутск в моем окне»: 

- определение цели творческого проекта; привлечение родителей и детей к решению проблемы;

- сбор материалов и информации;

- разработка схемы творческого проекта;

- совместная деятельность педагогов, детей и родителей;

- презентация проекта.

Схема реализации проекта

1. Подготовительная часть

2. Творческая часть

3. Обсуждение

- Тематические встречи, беседы, экскурсия в музей  г. Иркутска

- Рисование любимого города

- Подготовка листов бумаги (30х50) для выполнения рисунка объектов города Иркутска

- Подготовка помещения и оборудования для проведения проекта  (столы, стулья).

-Размещение художественных материалов для выполнения творческого задания.

- Склеивание ватмана  в  большое полотно

-Знакомство с участниками проекта

- Объяснение задания

- Изображение объекта

- Наклеивание объектов г. Иркутска на общую композицию

- Рассказ детей о своем рисунке

- Обсуждение с родителями рисунков (объектов), которые они нарисовали совместно со своими детьми

Итогом данного проекта был коллаж многоэтажного дома с окнами, в которых дети поместили рисунки и аппликации достопримечательностей родного города.

Непременными участниками проектов являются родители воспитанников как активные участники образовательного процесса. Одна из важнейших задач - стимулирование родителей к активному взаимодействию с ребёнком.

В работе с детьми   используется художественное слово, мультимедийное, музыкальное сопровождение, что способствует более выразительной передаче образов, объектов.

В результате реализации проекта старшие дошкольники осваивают нетрадиционные техники продуктивной деятельности, самостоятельно и творчески работают с различными материалами, становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Литература:

1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса – М.: Мозаика-Синтез, 2008.112 с.

2. Дрезнина М.Г. Навстречу друг другу. Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста /М. Г. Дрезнина, О. А. Куревина – М.: Линка – Пресс, 2007. 237с.

3. Никишина И.Н. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии /И. Н. Никишина – М.: Планета, 2011. 408с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как одна из инновационных педагогических технологий.

I Всероссийская педагогическая Конференция «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты». Автор:          Ветряк Наталья Владимировна,...

Технология проектной деятельности как одно из позитивных условий социально-личностного развития ребенка

в материале описывается работа над проектом к Празднику  Победы в ВОВ...

Проектная деятельность как одна из современных технологий в работе педагогов ДОУ

Цель: Уточнить и дополнить знания педагогов по организации проектной деятельностиВ семинаре рассматриваются способы разработки проектов: "Системная паутинка", "Модель трех вопросов"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТАПри  работе с детьми  раннего возраста, основными задачами познавательного разв...

Сообщение "Проектная деятельность, как одна из форм инновационных технологий способствующая творческому развитию музыкального руководителя и детей"

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Задача музыкального руководителя  - создать благоприятную творческую атмосферу....

Технология проектной деятельности как одна из эффективных форм познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и вос...

Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в...