Семинар для педагогов ДОУ "Сядем рядком да поговорим ладком"
методическая разработка по теме

Костюкова Ирина Викторовна
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО  -  ТВОРЧЕСКАЯ   ИГРА для педагогов "Сядем  рядком  да поговорим  ладком" с целью активизации форм повышения квалификации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_po_rus._kult.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№18 «ВЕСЕЛЫЕ СТРИЖИ»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

заведующий МАДОУ д\с №18 «Веселые стрижи»

И.В. Костюкова

       Эта интеллектуально – творческая игра  состоит из трёх  этапов

  • Первый этап – «Веселье земли русской»;
  • Второй этап – «Знатоки о русских обычаях,  традициях в шутку и всерьёз»;
  • Третий этап – «Конкурс умельцев». (практическая часть , создание куклы «Оберега», «Берегиня».)

ЦЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

  • активизация форм повышения квалификации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения;
  • в игровой форме анализ профессиональной компетентности педагогов в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.

ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ  РАБОТЫ:

  • Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, бытом и традициями русского народа;
  • Организовать использование воспитателями художественных образов в различных видах искусств;
  • Повышение квалификации педагогов по развитию психических процессов (мышление, внимание, память, воображение)  через художественно – творческую деятельность;
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа;
  • Работа с родителями направлена на уважение к любому виду творчества, исходя из принципа  «Не разрушай, а создавай»;
  • Диагностика и наблюдение индивидуальных особенностей, уровня развития знаний, умений, навыков детей по приобщению к истокам русской народной культуры.

МАТЕРИАЛЫ К ИГРЕ:

1.  Шесть воздушных шариков.

2.  40 деревянных маленьких шаров красного цвета и 40 синих.

     (можно заменить красными и синими фишками)

3.  Две емкости прозрачного цвета.

4.  Запись музыки русских народных песен.

5. Белый материал  36 х 25;

6. Белый материал  50 х 25;

7. Ткань двух или трех цветов  36 х 25;

8. Нитки белого цвета, иголка, ножницы;

9.  Газета.

Игроки заранее делятся на две команды.

ВХОДИТ ВЕДУЩИЙ под тихую музыку начинает читать стихотворение.

На завалинках,  в светёлке

Иль на брёвнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом –

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

Вед.

    Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?! Вам ли сегодня туманится, грустить да печалится?!

     Ото всех дверей, ото всех ворот

     Приходи скорей, торопись народ!

     Вас много интересного ждет!

     Много песен, много шуток

     И веселых прибауток!

Здравствуйте, гости дорогие!  Проходите, будьте как дома!

Воспитатели.

     Не беспокойся, хозяюшка. Мы и дома не лежим, и в гостях не стоим.

Вед.  У нас на каждого найдётся и словечко, и местечко.

Воспитатели. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Вед. Редкий гость никогда не в тягость.

Воспитатели. Дома сидеть - ничего не  высидеть.

                        Вот мы и решили людей посмотреть да себя показать.

Вед.  Гостю  -  почет,  хозяину честь.

Воспитатели. Туда голуби летят,  где их привечают.

Вед. Давно   вас жду – поджидаю, без вас не начинаю!

         Собралось к нам гостей

         Со всех волостей!

Ну, что ж, доброе начало, как говорится, полдела откачало!

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку!

Удобно ли вам гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Воспитатели. Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?

Вед. В тесноте, да не в обиде!  СЯДЕМ РЯДКОМ ДА ПОГОВОРИМ ЛАДКОМ!

НАЧИНАЕТСЯ  ИГРА.

Для проведения этой игры заранее  надуваются воздушные шары, в них спрятана тема, по которой и будет задан вопрос команде.

Каждая команда  выбирает три воздушных шарика и достает из них  задания поочередно.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ИГРЫ .

«ВЕСЕЛЬЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Предлагаются следующие темы:

  • НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

  • РУССКАЯ  КУХНЯ

  • БЫТ  РУССКОГО  НАРОДА

  • РУССКИЕ  НАРОДНЫЕ  ПРАЗДНИКИ

  • СЛАВЯНСКАЯ   МИФОЛОГИЯ

  • РУССКИЕ   БЫЛИНЫ

     И так, ведущая (старший воспитатель) предлагает первому участнику   достать  из воздушного шарика задания, игра началась.

Игрок читает тему, а  ведущая начинает задавать вопросы по этой теме.

     За каждый правильный ответ участники опускают  в стеклянный

сосуд по одному шарику своего цвета.

Народное декоративно - прикладное искусство.

  1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их . (Красный, желтый, золотой)
  2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделия собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это?  (Прялка)
  3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты?  ( В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
  4. Что такое КОЛТ?   (Височная подвеска)
  5. Афанасий Никитин,  отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «УЗОРОЧЬЕ». Что это такое? (Браслеты, бусы – украшения)
  6. Эту игрушку делали их отходов дерева,  её не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь  пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её.  (Богородская игрушка)

Русская  кухня.

  1. Без какого блюда не возможен обед на Руси? (Хлеб)
  2. Назовите самое главное угощение во время праздника Масленицы? (Блины)
  3. Как назывался распространенный  на Руси теплый напиток  из трав с медом? (Сбитень)
  4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)
  5. Что такое КУЛЕБЯКА? (Пирог с рыбой)
  6. Какое блюдо солят трижды?  (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке)

Быт русского народа.

  1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)
  2. Какая самая распространенная на Руси обувь?  (Лапти)
  3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую.  (Братина)
  4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
  5. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)
  6.  Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

Русские народные праздники.

  1. На какие праздники особенно любили гадать девушки?  (Святки)
  2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь на Иван Купалу)
  3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник.  (Весна. Зеленые святки)
  4. Что за обряд «завивание бороды»?  (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
  5. Почему при катании с горки в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше?  (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лён вырастит  длиннее)
  6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков?  (Вокруг дуба)

Славянская Мифология.

  1. Назовите самого популярного героя русских былин.  (Илья Муромец)
  2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом?  (Масленица – по поговорке «Не всё коту масленица»)
  3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии?  (Перун)
  4. Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнце?  (Снегурочка)
  5. Когда, по народным приданиям, цветёт папоротник?  (В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю) (С 6 на 7 июля по новому стилю)
  6. Какой из славянских языческих богов отвечал за дождь?   (Даждь – бог)

Русские былины.

  1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киевград)
  2. Кто выходил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
  3. К кому перешел меч – кладенец Святогора?  (К Илье Муромцу)
  4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)
  5. Где произошла первая встреча Садко с морским царем?   (На берегу Ильмень - озера)
  6. Сколько времени, в русских былинах,  длится богатырский сон?  (Три дня и три ночи)

По окончанию первого этапа предлагается «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА».

В  исполнении музыкального руководителя.  Песня «Уральская рябинушка».

ВТОРОЙ ЭТАП  ИГРЫ .

«Знатоки о русских обычаях,  традициях в шутку и всерьёз»

Предлагаются следующие темы.

  • ЗНАТОКИ СТАРИННЫХ МОНЕТ И МЕР ДЛИНЫ.

  • ЗНАТОКИ ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ПТИЦ.

  • ЗНАТОКИ СЛАВЯНСКИХ МЕСЯЦЕВ.

  • ЗНАТОКИ СТАРИННЫХ СЛОВ.

  • ЗНАТОКИ СЛАВЯНСКОГО МИРА ЗВЕРЕЙ.

  • ЗНАТОКИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МИРА.

У ведущей на столе разложены конверты с темами игры. Игроки поочередно подходят и берут конверт. Игрок читает тему, а ведущая начинает задавать вопросы. Как и в первом этапе, игроки за правильный ответ кладут себе в сосуд деревянный шарик своего цвета.

Знатоки старинных монет и мер длины.

  1. Что такое алтын?  (Старинная русская медная монета в 3 копейки)
  2. Что такое аршин?   (Русская мера длины, равна 71см.)
  3. что такое грош?   (Старинная денежная единица равная 5 коп.)
  4. Что такое сажень?  (Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки  до кончиков пальцев другой)
  5. Что такое косая сажень? (Старинная мера длины, расстояние от пальцев ног  до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216см.)
  6. Что такое пуд?  (Русская мера веса равная,  16,38 кг.)

Знатоки поэтических образов птиц.

  1. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.  (Кукушка)
  2. Эта птица жила до трехсот лет и мог приносить живую и мертвую воду.  (Ворон)
  3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Её изображение и сейчас  встречается на крышах домов.    (Петух)
  4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла её сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.  (Сова)
  5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.   (Орёл)
  6. В него превращались сказочные герои,  чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей.    (Сокол)

Знатоки славянских месяцев.

Это домашнее задание. Воспитатели должны дома подготовить ответы. За этот конкурс каждая команда опускает по одному шарику своего цвета.

  1. Как по – иному древние славяне именовали месяц январь?  Просинец, зимец)
  2. Февраль – (Снежень, лютый, бокогрей)
  3. Март – (Протальник, свистун)
  4. Апрель -  (Березозол, цветень)
  5. Май  -  (Травень,  росенник)
  6. Июнь  -  (Изок, липень)
  7. Июль  -  (Страдник,  сеностав)
  8. Август – (Серпень, зорничник)
  9. Сентябрь – Хмурень, ревун)
  10. Октябрь -  (Грязник, листопадник)
  11. Ноябрь  -  (Полузимник, грудень)
  12. Декабрь -  (Студень, волчий)

Знатоки старинных слов.

  1. Что означает старинное слово «ЧЕЛО»    (Лоб)
  2. «КУДЕСНИК»    -   (Волшебник, колдун)
  3. «ОТРОК»     -     (Младший воин в дружине)
  4. «СЕЧЕ»   -   (Битва с врагом)
  5. «ВЕВЕРИЦА»    -   (Белка)
  6. «ОСЕНИНА»   -   (Осеннее время года»

Знатоки славянского мира зверей.

  1. По народным поверьям он – олицетворение темноты.  Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.     (Волк)
  2. По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.   (Медведь)
  3. Это животное считается спутником колдунов или колдуний,  однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц.    (Кот, кошка)
  4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного света, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека».  (Конь)
  5. Об этом своем верном друге наш  народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.  (Пес, собака)
  6. Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит её русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. (Лиса)

Знатоки русского музыкального мира.

  1. Каким музыкальным инструментом владел Садко?  (Гусли)
  2. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах?    (Звонарь)
  3. Назовите самый распространенный  русский народный инструмент,  имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки)
  4. В лесу выросла,

Из леса вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет.  (Балалайка)

     5. Как называется самый популярный жанр русской народной

         песни?  (Частушки)

     6. Кто такой КОШУННИК?    (Певец мифов)

По окончанию второго  этапа  предлагается МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. В исполнении музыкального руководителя. Песня  «Дороги  России».

ТРЕТИЙ ЭТАП ИГРЫ.

«КОНКУРС УМЕЛЬЦЕВ»

Изготовление  куклы – оберега  «Берегиня»

Да, на Руси уж так идет,

Что талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкуёт,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Ведущая.

    Народная культура является хранительницей вековых традиций.

Так одной из интереснейших традиций русского народа  было создание  ОБЕРЕГОВ для дома и семьи.  Они помогали в ведении хозяйства, в том, чтобы вырастить хороший урожай, родить и вырастить здоровых детей, жить в достатке, для того чтобы отогнать нечистую силу и просто для создания счастья и уюта в вашем доме.

    Сегодня мы тоже будем учиться создавать свой  ОБЕГЕГ , который называется  КУКЛОЙ – «БЕРЕГИНЕЙ».

    Этот оберег  приносит в дом добро, терпение, помогает создать уют , а главное это оберег символизирует  «ЗДОРОВЬЕ  СЧАСТЬЕ И ДОСТАТОК».

    Следует отметить, что русский народ делал обереги не только для себя и своего дома. Они дарили их родственникам и друзьям, считалось, что подаренный оберег принесет счастье не только хозяину, но и тому, кто подарил его.

  1.  Прежде всего, нужно отметить, что наша кукла будет безликая.       Это делалось специально, чтобы отделить кукол игровых от обрядовых. Люди боялись «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.
  2. Для создания основы мы берем газету. (можно набить сеном, тряпками).
  3. Оборачиваем белой тканью.
  4. Шьём рубаху.
  5. Юбку – панёва. (так называли юбку, она была не зашита впереди.
  6. Фартук.
  7. Головной убор.
  8. Украшения.

Чем ваша кукла получилась пышнее, наряднее и богаче, тем больше ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ И ДОСТАТКА она принесет вам и тому, кому вы её подарите.

ВЕДУЩАЯ ПРЕДЛАГАЕТ ПОДАРИТЬ СВОИ ОБЕРЕГИ ГОСТЯМ.

Музыкальная пауза в исполнении музыкального руководителя

Песня  «Свет  дня  прошедшего»

Заключительные слова ведущей.

С вами мы гостей встречали,

Очень весело играли.

Вспоминали всё, что знали

Но, по – моему, устали.

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю вам: «До свидания!

До приятных, новых встреч!»

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ ДЕЛОВОЙ  ИГРЫ.

Выступление воспитателей.

  • Что дала, вам, деловая игра?
  • Что возьмёте вы, для работы с детьми?
  • Какие наиболее интересные моменты деловой игры вам запомнились?

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛОВОЙ ИГРЕ:

     Продолжать расширять знания воспитателей по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры.

    Внедрять в педсоветы форму деловых игр, с целью повышения квалификации педагогов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности Образовательная область: «Коммуникация» в подготовительной группе по теме: «Сядем рядком, да поговорим ладком»

Образовательная деятельность направлена на закрепление знаниий произведений  русского народного фольклора, позволяя учить детей выразительному исполнению пословиц, небылиц, шуточных ди...

Конспект НОД в фольклорно игровой форме "Сядем рядком - поговорим ладком"

Конспект НОД в фольклорно игровой форме "Сядем рядком - поговорим ладком"...

Родительское собрание «Сядем рядком, да поговорим ладком»

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы организации родительских собраний. Они построены по типу развлекательных программ, деловых и ...

Мероприятие "Посидим рядком, поговорим ладком, поиграем, песенку споем"

Мероприятие для детей младшего дошкольного возраста с мамами, где детишки чтают стихи, поют песни, танцуют вместе с мамами, играют....

Совместное мероприятие детей с родителями «Сядем рядком - да поговорим ладком» средняя группа

Совместное мероприятие детей с родителями«Сядем рядком - да поговорим ладком»Цель:  Создание благоприятных условий для сотрудничества между детским садом и семьей и развития творчески...

Совместное мероприятие детей с родителями «Сядем рядком - да поговорим ладком»

Совместное мероприятие детей с родителями«Сядем рядком - да поговорим ладком»Цель:  Создание благоприятных условий для сотрудничества между детским садом и семьей и развития творчески...

Конспект занятия .Образовательная область: «Речевое развитие" в подготовительной группе по теме: «Сядем рядком, да поговорим ладком»

Образовательная деятельность направлена на закрепление знаниий произведений  русского народного фольклора, позволяя учить детей выразительному исполнению пословиц, небылиц, шуточных диалогов...