Взаимодействие детского сада с семьей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Москвина Надежда Васильевна

Данный материал будет полезен для педагогов при составлении перспективного плана взаимодействия с семьями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_detskogo_sada_s_semey.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ

Признание приоритета семейного воспитания (Семейный кодекс, статья 63, пункт 1; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1) требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Цель:

сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. 

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье.
  • Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду  и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников.
  • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.
  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию  и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
  • Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в селе (районе, крае).
  • Поощрение родителей за внимательное отношение  к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Направления в работе семьей:

  • Нормативно-правовая база – изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка.
  • Содержание и особенности семейного воспитания – материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.
  • Изучение семей и семейного воспитания – анкеты, тесты, опросные листы, беседы и др.
  • Повышение педагогической культуры родителей – материалы помогающие подготовиться к общению с родителями.
  • Повышение педагогической компетентности воспитателей – методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей.
  • Наглядные материалы – иллюстративный, подборка литературы.

Основные принципы в работе с семьями воспитанников:

  • открытость детского сада для семьи;
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию  личности в семье и детском коллективе.

Функции работы образовательного учреждения с семьей:

  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.
  • Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
  • Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей. Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
  • Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

•В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;

•работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

•Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Нетрадиционные формы взаимодействия 

Информационно-аналитические

  • Опрос;
  • Анкетирование;
  • Тестирование;
  • Сочинение;
  • «Почта доверия».

Познавательные

  • «Круглый стол»;
  • Вечер вопросов и ответов;
  • Родительские конференции;
  • Проектная деятельность;
  • Акция/флеш-моб;
  • Тренинг;
  • Практикум;
  • «Школа» для родителей;
  • Совместные занятия с детьми;
  • День открытых дверей;
  • «Семейная гостиная»;
  • «Семейный клуб»;
  • «Родительские чтения»;
  • «Деловая игра».

Досуговые

  • Развлечения;
  • Праздники;
  • Спортивные досуги;
  • Экскурсии;
  • Вечер совместных игр;
  • Празднование дней рождений детей;
  • Посиделки;
  • Совместные походы;
  • Творческие мастерские;
  • Выставки семейных коллекций, реликвий.

Наглядно-информационные

Родительские уголки;

  • Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»…
  • Фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»…
  • Фотовыставки

«Моя мама - лучше всех»,

«Мама и я, счастливые мгновения»,

«Папа, мама, я - дружная семья»;

  • Картотека Добрых дел.

СТЕНДЫ

Стратегическая информация – это необходимые для родителей сведения о задачах развития ДОО на перспективу, о реализуемой образовательной программе.

Тактическая информация – сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях и т.д.).

 Наглядно-тематический родительский уголок в ДОО.

Предназначен для оформления уголков приемной комнаты в ДОО. Позволяет педагогам осуществлять целенаправленную работу с родителями по определенным темам.

Важные моменты

•Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

•Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

•Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

•Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Письменные формы взаимодействия

Записка – письменное сообщение , выраженное в краткой и лаконичной форме.

 «Электронная почта» это переписка между двумя и более пользователями сети.

Личный блокнот (тетрадь) - письменная форма ежедневного обмена информацией между детским садом и семьей. Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду

Открытка – форма письменного поздравления с достижениями ребенка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.

Используемая литература:

1.Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. М : ТЦ Сфера, 2014 г. – 128 с.

2.Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013 г. - 128 с.

3.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11. 2013 № 30384)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  взаимодействие с с...

Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...