Наставничество как форма повышения квалификации и становления профессиональной позиции молодых педагогов
статья на тему

Бреусова Ольга Ивановна

Статья посвящена работе с молодыми педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Наставничество как форма повышения квалификации и становления  профессиональной позиции молодых педагогов ДОУ"

Бреусова Ольга Ивановна

старший воспитатель, педагог-психолог

филиал МБДОУ - детского сада комбинированного вида "Надежда" детский сад №499

В современных условиях модернизации системы дошкольного образования к педагогам предъявляются высокие требования осуществления своей профессиональной практической деятельности. Молодой педагог как никто другой нуждается в необходимости получить поддержку опытных профессионалов на рабочем месте. Основная ценность формирования культуры наставничества в детском саду заключается в том, чтобы сделать теоретические знания и умения человека, только поступившего на работу практикоориентированными, динамичными и мобильными в использовании. Исходя из современных представлений о культуре наставничества, данное понятие означает тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость молодого специалиста с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению педагогической работы на практике и в широком диапазоне.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

В понятие «молодой педагог», или «начинающий педагог» каждый вкладывает свой смысл. В нашем случае это педагоги, имеющие педагогическое образование, но не работавшие в сфере дошкольного образования (учителя, педагог-эколог) и имеющие стаж менее 3 лет. Нам сегодняшний момент в детском саду работают 3 молодых педагога: 2 воспитателя и инструктор по физической культуре.

В нашем педагогическом коллективе используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов.

Разрабатывается план работы с молодыми педагогами на год. Цель данного плана - создание условий для профессионального роста молодого педагога, способствующих успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

 Для каждого педагога разработаны индивидуальные планы профессионального становления для каждого педагога, которые включают
самообразование, участие в работе творческих групп  и  в жизни детского сада.
 Разработанный план работы, утверждается на педагогическом совете (см.приложение)

С педагогами тесно сотрудничают  заведующий, старший воспитатель и педагог-психолог. К каждому педагогу прикреплен наставник, имеющий многолетний педагогический стаж, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Огромное значение имеют особенности этапа вхождения в профессию как этапа становления позиции, делающей человека субъектом собственной жизнедеятельности.

Молодые педагоги испытывают потребность более глубоком знании психологии и педагогики дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению новых педагогических технологий и мн.др.  Для осуществления педагогической деятельности существенное влияние оказывает социальная адаптация молодого специалиста в педагогическом коллективе. На данном этапе подключается педагог-психолог. В первую очередь проводится экспресс-диагностика. Педагог-психолог изучает личность молодого специалиста, выявляет положительные и отрицательные свойства характера. По результатам психологической диагностики педагог-психолог проводит с консультации "Эмоциональное состояние педагога",  развивающие  тренинги "Учусь общаться", "Я и коллектив". Данная работа направлена на снижение тревожности, неуверенности в собственных силах, а также успешной коммуникации, раскрытии индивидуальности каждого педагога.

С целью повышения профессионального мастерства педагогов в детском саду провели конкурс педагогического эссе "Я воспитатель”, в котором приняли участие все педагоги. 
Данный конкурс  дал  возможность педагогам проявить себя, высказать свою профессиональную позицию. . 
Наставничество как форма повышения
квалификации и становления  профессиональной позиции молодых педагогов проводится с учетом возможностей педагогического коллектива, так как 73% педагогов со стажем работы от 5 до 30 лет. Преимущество данной формы, многократно используемой на практике, показало свои результаты, и многие педагоги, когда-то проходившие адаптацию по данной "схеме", сейчас сами являются наставниками для начинающих педагогов. И важно, что данная форма работы с молодыми педагогами  объединяет вокруг себя весь педагогический коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...

Консультация для педагогов «Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»

Консультация для педагогов«Наставничество - как одна из эффективных форм       профессиональной адаптации молодых педагогов»...

Наставничество, как фактор становления профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...