Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога
статья на тему

Бреусова Ольга Ивановна

в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breusova_o.i._statya_proektnaya_kultura_pedagoga.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога"

Бреусова Ольга Ивановна

заместитель заведующего по ВМР

филиала МБДОУ –детского сада

комбинированного вида "Надежда"

детский сад №499

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.

Имеет существенное значение тот факт, что современный педагог должен владеть рядом универсальных и профессиональных компетенций.  Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

С позиции А.А. Майера, модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она так же должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент. Проанализируем понятие профессиональной компетентности педагога с точки зрения психологии (А.М. Бородич, Р.С. Буре, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.), что позволит нам выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

-стремление к личностному развитию и креативность;
-мотивация и готовность к инновациям;
-понимание современных приоритетов дошкольного образования; 
-способность и потребность в рефлексии.

           Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

        В настоящее время феномен проектной культуры не только все более привлекает внимание исследователей, но и становится одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса. И. Л. Белова, характеризует проектную культуру как профессионально значимое качество специалиста, включающее ценностное отношение к проектной деятельности, владение проектными знаниями и умениями на индивидуально-творческом уровне, стремление к преобразованию действительности и совершенствованию своих проектных способностей.

             Проектная культура педагога дошкольного учреждения - сложное интегративное понятие, включающее общекультурную, компетентностную и личностную составляющие. Она формируется в коллективе, поэтому ее значимым внешним элементом является корпоративная культура организации, объединяющая ценности, нормы, традиции, стиль, социальный климат.

           Обобщенная модель проектной культуры педагога.

              Деятельность педагога есть деятельность, основанная на педагогической теории и педагогическом творчестве. Для того, чтобы личность педагога стала фактором формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным, творческим членом педагогического коллектива, хранящим и обогащающим его традиции, разделяющим его взгляды, идеи, ценности. Для постоянного совершенствования воспитательно-образовательной работы в ДОУ требуется непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и педагогического мастерства педагогов.

Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов) способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и на курсах повышения квалификации.

 Цель проектной деятельности - создание условий для инновационной деятельности в ДОУ, применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).

Задачи подготовки педагога к проектной деятельности:

  • развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определение основных шагов по достижении цели, сроков и средств);
  • совершенствование навыков отбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование);
  • развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление);
  • развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности);
  • формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива,

энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком.

         При использовании технологий проектирования очень важно использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;
  • выдвижение проектной гипотезы;
  • поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и т.д.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, бортжурнал, доклад, газета и пр.);
  • формулирование выводов, и выдвижение новых проблем для исследования;
  • распространение педагогического опыта (стажерские площадки, педагогические чтения, дни открытых дверей и т.д.)

Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы, которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности. На конечном этапе деятельности проводится презентация. Целью презентации являются:

  • предоставление педагогам возможности для публичного выступления,  самовыражения;
  • повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности; престижности

    выполнения проектов;

  • обучение педагогов умению презентовать свою работу;
  • обучение педагогов технологии проектной деятельности.

Результатом проектной деятельности для педагогов ДОУ являются познание себя и ориентация на ценности саморазвития, качественное изменение отношений в коллективе, стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь, снятие в коллективе конфликтности и раздражительности, управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива.

Следовательно, методическая  деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе способствует сплоченности педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических кадров.

           Список литературы:

1.Казакова Т.С."Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования" [Электронный ресурс].

2.Кузнецова И.В., Шведкова Л.Ф. "Совершенствование профессиональной компетентности педагога как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении" [Электронный ресурс].

3.ТрусковаМ.А."Формирование проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения" [Электронный ресурс].

4. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

Электронные ресурсы:

1.http://festival.1september.ru

2. http://www.resobr.ru/

3. http://ped-kopilka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. Успешность и карьера: перспективы на развитие педагога.

Материал можно использовать как доклад, консультацию для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах....

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО.

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. Альберт ЭйнштейнСегодня информационно-коммуникационные технолог...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

"Исследовательская компетенция педагога - важнейшая составляющая профессиональной компетентности"

ИССЛЕДОВАНИЕ  СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕВЧЕСКИХ  НАВЫКОВ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  ВКЛЮЧЕНИЕМ  ФОНОПЕДИЧЕСКОГО  МЕТОДАРАЗВИТИЯ  ГОЛОСА    ...

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «ИКТ компетентность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

В статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, делается акцент на обновлении содержания образовательного процесса за счет стимулирования кадрового п...