«Современные дети – современные игры»: проблемы организации игровой деятельности в ДОУ и семье
статья на тему

Титова Марина Алексеевна

Раздумья о том, каков же современный ребенок, как его воспитывать, как достигать с ним взаимопонимания, привели к тому, что у современного ребенка должен быть современный педагог. Мы начали прорисовывать портрет современного педагога, и он получился очень противоречивый. Предлагаем педагогам и руководителя дошкольных образовательных учреждений свой опыт по работе с современным педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_titova_m.a.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Титова М.А., заведующий ГБДОУ детский сад № 35

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Кто он, современный педагог? Мысли вслух.

«Кто может преподавать новое, лелея старое,

может быть учителем» Конфуций

Раздумья о том, каков же современный ребенок, как его воспитывать, как достигать с ним взаимопонимания, привели к тому, что у современного ребенка должен быть современный педагог. И вместо того, чтобы рисовать портрет ребенка, которых, кстати говоря, на данный момент нарисовано очень много, мы начали прорисовывать портрет современного педагога и он, как раз получился очень противоречивый.

Желая выяснить, чем живет наш детский сад сейчас, мы с педагогами провели игру «Современный детский сад», где, разделившись на 3 группы, педагоги рисовали деревья в саду. Одна группа рисовала дерево «Ребенок», другая «Родитель», третья «Сотрудник». Каждое дерево изображало мечты, интересы, чаяния каждого участника образовательных отношений. Главное, что мы хотели понять, на что ориентироваться педагогам в своей работе с детьми. Вывод, который получили – детям не нужны готовые ответы и знания ради знаний. От педагога требуется научить ребенка быть готовым к овладению любыми компетенциями.

В педагогическом коллективе детского сада, в основном, 3 возраста: основу составляют педагоги в возрасте от 30 до 39 – 9 чел и от 40 до 49 – 13 чел, чуть меньше от 55 до 59 – 7 чел, остальные: 2 чел – от 23 до 29 и 1 педагог старше 60 лет. Возраст очень важен, так как учились в пед.училищах и институтах эти люди 15 – 20 лет назад, а некоторые и раньше, ещё в 20 веке, а работают сейчас, в 21 веке. За эти годы в стране произошли глубокие изменения и не только в области политики и экономики, изменения произошли и в социальном плане, и глубже, в психологии человека, в мировоззрении и миропонимании. Мы с педагогами столкнулись с тем, что воспитывать и обучать ребенка так, как это было 15-20 лет назад невозможно. Восприятие информации современным ребенком изменилось. Пособия и материалы, на которых обучались дети раньше, нынешним детям не интересны, они их не увлекают. Те формы работы, которые использовались педагогами раньше, а именно, беседа, рассказ и показ воспитателем, передача информации воспитателем, детям абсолютно не интересны. У современных детей есть большое количество возможностей самостоятельно получить информацию через интернет, телевидение, радио, энциклопедии, игрушки и сделать свои выводы из этой информации. Значит, педагогу нужно осваивать эти источники информации, переводить свои пособия и методические материалы в другую плоскость и свою роль как педагога пересмотреть. Педагог не источник информации и не передатчик знаний, а помощник в поиске и обработке информации и использовании полученной информации в повседневной жизни. И, уходя от обучающих занятий с детьми, мы перешли на проектную деятельность. За несколько лет работы мы накопили большую методическую копилку проектов, которые успешно вошли в практику работы с современными детьми.

Также мы с педагогами задумались о том, чего нам не хватает для того, чтобы соответствовать запросам современных детей. Не хватает знаний в компьютерных, интерактивных технологиях, не хватает умений перевести занятия в непосредственную образовательную деятельность, из формальной передачи знаний в неформальное экспериментирование с имеющимися источниками информации. И следующим шагом стала организация обучающих семинаров в саду, где коллеги обучают друг друга работе с компьютером, с интерактивной доской, с разного рода компьютерными и мультимедийными технологиями.

Но здесь есть опасность уйти слишком далеко от детства как такового, сделать из детей маленьких компьютерных роботов, физически неразвитых, не умеющих общаться, социально не готовых к жизненным ролям. При этом мы не должны забывать о тех ценностях, которые незыблемы – это семья, дом, понятие малой Родины, народные традиции, традиции государства.

Следующий вопрос, есть ли универсальный инструмент, который позволит сохранить детям ощущение детства, сохранит их физическое и психологическое здоровье, социально адаптирует к жизни и при этом не оторвёт детей от корней, от тех традиций, на которых воспитываются целые поколения?

Этим инструментом является игра. И большая проблема, которую сами педагоги и выделили – взрослые перестали играть с детьми. Но и игра как таковая у современных детей видоизменилась, также изменились игрушки, которые интересны современным детям. Сказочные герои, куклы, на которых росли дети 15-20 лет назад, ушли в прошлое. Сейчас дети играют тем, что предлагает современная телеиндустрия и реклама. Часто педагоги и родители не понимают друг друга при выборе игрушек для детей. Родители также ориентируются на рекламу, видят то, что лежит на полках в магазине и не задумываются, а что даст ребенку данная игрушка, чему научит. Или стремятся покупать обучающие и развивающие пособия, пичкая его не нужными знаниями, не ориентируясь на возраст ребенка, на его возможности и особенности развития.

Собираясь на «круглых столах», педагоги обсуждали все эти вопросы, искали варианты решения. Итогом этих собраний стал проект «Современные дети – современные игры». Основной целью данного проекта является – соединение традиций и инноваций в игре, сохраняя современную детскую субкультуру обогатить и разнообразить традиционную игровую деятельность, дать взрослым универсальный инструмент для формирования и развития личности современного ребенка.

Итогом работы над данным проектом педагоги видят в следующем:

1. Обновление картотек по разным видам игр:

- игры на прогулке (игры-эксперименты);

- игры, которые лечат (для групп оздоровительной направленности);

- игры для развития речи (для групп ТНР);

- игры для детей раннего возраста: игры-эксперименты, сенсорные игры – традиционные и инновационные;

- дворовые игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- режиссёрские игры;

- театрализованные игры;

- считалки;

- игры, интегрированные для нескольких возрастов.

2. Собрание коллекции современных игрушек и игрушек прошлого

3. Серия мастер-классов для родителей по играм и игрушкам.

Своими результатами педагоги готовятся поделиться со своими коллегами из других детских садов на педагогическом семинаре, который решили так и назвать «Современные дети – современные игры».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду».

laquo;Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»....

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду.

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду....

Развиваемся играя. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме организации игровой деятельности детей в домашних условиях

Опыт работы с родителями воспитанников по организации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи; овладению родителями практическими умениями поддержки игр ребенка в семье.; содействие активно...