ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
методическая разработка по окружающему миру по теме

Ребёнок – это исследователь. Важными чертами поведения детей являются открытие новых впечатлений, наблюдательность, любознательность. Дети экспериментируют, ищут сведения о природе, окружающем мире. Задача педагога – помогать ребенку сохранять исследовательскую активность для самовоспитания, самообучения, саморазвития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx92.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………   …………….                 3

Глава I Теоретические аспекты использования экспериментов и опытов

в экологическом образовании детей средней группы                                               5

  1. Психолого-педагогические основы экологического образования

детей дошкольного возраста                                                                                         5

  1. Содержание основ экологических представлений детей

средней группы                                                                                                             7

  1. Эксперимент и опыт, как метод экологического образования

детей дошкольного возраста                                                                                         10

1.4 Выводы по теоретической части………………………………                 …  .. 16

Глава II Использование экспериментов и опытов, как метод формирования

экологических представлений детей средней группы                                             18

2.1 Современный уровень экологических представлений у детей

средней группы                                                                                                              18

2.2 Система работы по использованию экспериментов и опытов в

формировании экологических представлений у детей средней группы                 22

2.3 Эффективность применения экспериментов и опытов, как

средства формирования экологических представлений у детей средней

группы                                                                                                                           26

2.4 Выводы по экспериментальной части……………………………           ……. 27

Заключение…………………………………………………         …………………  28

Список использованных источников……………………         …………………..  30

Приложение А Опросник «Домашнее экологическое образование»          32

Приложение Б Уровень сформированности основ экологических

знаний у детей средней группы (констатирующий эксперимент)                   33

Приложение В Уровень сформированности основ экологических

знаний у детей средней группы (контрольный эксперимент)                     34

ВВЕДЕНИЕ

Ребёнок – это исследователь. Важными чертами поведения детей являются открытие новых впечатлений, наблюдательность, любознательность. Дети экспериментируют, ищут сведения о природе, окружающем мире. Задача педагога – помогать ребенку сохранять исследовательскую активность для самовоспитания, самообучения, саморазвития.

Ребенку исследования помогают ответить на вопросы «почему?», «как?». Полученные знания при проведении экспериментов и опытов, запомнятся детям надолго. Необходимо, чтобы дети проводили свои собственный эксперименты и опыты, а не выступали как наблюдатели, тогда знания усваивается надолго.

Дети имеют знания о окружающем мире, но применяют их редко в своей практике, поэтому они забываются.

Я вижу решение этой проблемы в реализации эффективного метода в образовательном процессе для познания явлений окружающего мира и закономерностей в опытно-экспериментальной деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность – это процесс сложный, который включает, опыты, которые проводит ребенок, наблюдение за живой природой. В экспериментировании ребенок овладевает исследовательской деятельностью – ставит проблему, выдвигает гипотезу и проверяет ее опытом. Ребенку доступны приемы эксперимента, анализ полученных результатов и наблюдаемых процессов и т.д.

Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци и другие классики педагогики выступали за использование экспериментирования как метода обучения.

Н.А. Рыжова, А.И. Иванова, Н.Н. Поддьяков, И.Э. Куликовская, С.Н. Николаева - современные исследователи рекомендуют метод экспериментирования использовать в работе с детьми.

Актуальность обусловлена тем, что экспериментирование нужно рассматривать как метод работы с детьми для формирования экологических понятий и естественно-научных основ.

Гипотеза: использовать опытную и экспериментальную деятельность для усвоения экологических знаний о природе.

Объект: дети средней группы.

Предмет: использование экспериментов и опытов в экологическом образовании детей средней группы.

Цель: изучить педагогический эффект при использовании экспериментов и опытов в экологическом образовании детей средней группы.

Задачи:

1. Изучить аспекты теории при использовании экспериментов и опытов в экологическом образовании детей средней группе.

2. Выявить уровень сформированности экологических знаний у детей средней группы.

3. Выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование несложных экспериментов и опытов для формирования экологических знаний у детей средней группы.

Методы: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и анализ психолого-педагогического материала, эксперименты и опыты, тестирование, педагогический эксперимент.

Итоговая аттестационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

База исследования: МАДОУ ДСКВ №30 г. Ейска МО Ейский район.

Глава I Теоретические аспекты использования экспериментов и опытов в экологическом образовании детей средней группы

  1. Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста

Экологическое образование детей дошкольного возраста - это процесс обучения, развития и воспитания ребенка, который направлен на формирование экологической культуры и проявляется в положительном отношении к природе, миру, об ответственном отношении к здоровью, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Экологическое воспитание ребенка наступает с усвоения детьми познаний, имеющих обобщенный, теоретический характер. Больше определенные эмпирические познания обязаны выводиться из обобщенно-теоретического познания как из собственной единственной генетической основы. Нужно уже на исходных шагах установить в понимание и мышление детей, главные научные, экологические и нравственно-экологические понятия.

Педагогическая ценность данного подхода - это правильное представление о предмете, его целостность, состояние, проблемы, которые закладываются как прочная основа для этапов формирования экологических представлений. Благодаря этому подходу, у детей образуется в сознании и мышлении «образ», который поэтапно и целенаправленно будет дифференцироваться, и «нанизываться» теоретические знания, примеры - подтверждения.

На первом этапе системы экологического воспитания специфика дошкольной ступени определяется физиологическими, психологическими, особенностями дошкольник и учитывается при отборе методики и содержания.

Содержание экологического воспитания дошкольников учитывает следующие принципы:

  • общедидактические: для детей доступно и научно (знакомить детей с элементарными научными экологическими знаниями, которые будут служить основой для формирования действий ребенка, развитию познавательного интереса, формированию основ мировоззрения);
  • гуманность (воспитать детей с новыми ценностями, владеющих основами культуры потребления, заботящихся о своем здоровье и желающих вести здоровый образ жизни; имеющих представления о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и т.д.);
  • систематичность (в ребенке отражено в логике, в характере, последовательности подачи материала, организации работы в дошкольном учреждении, в изучении живых объектов как систем разного уровня).

Содержание экологического воспитания детей – это система непрерывного экологического воспитания, в которой отражены разные направления, характер, связь с искусством, с естественными и гуманитарными дисциплинами.

Выделяется четыре компонента: деятельностный, нормативный, ценностный, познавательный в содержании экологического воспитания детей.

Критерии для выбора методов в процессе экологическом воспитании детей:

1. Обеспечивание для дошкольников возможностей при усвоении системы экологических мыслей, экологических и нравственно-экологических мнений, умственных и практических умений и способностей.

2. Обеспечивание научного подхода к обсуждению и анализу экологических задач.

3. Нацеленность на составление у детей экологических моделей поведения в окружающей природе, на внедрение в их ежедневную практику взаимодействия с природой.

4. Предоставление для детей проявления самостоятельности, сотрудничества, ответственности и возможности брать на себя экологически серьезные заключения.

5. Готовность и способность каждый день раскрывать и изучать находящуюся природную среду, обеспечение реального вклада в поддержание ее экологически подходящего состояния.

6. Обеспечивание контакта детей с природой, их чувственно насыщенного общения.

Способы и методы экологического воспитания обязаны вдохновлять детей к самостоятельной постановке вопросов о природе, к активности, к поиску ответов на эти вопросы.

1.2 Содержание основ экологических представлений детей среднего дошкольного возраста

В средней группе возрастает количество вопросов, укрепляется потребность экспериментальным путем получить ответ. Благодаря накопленному личному опыту действия ребенка становятся более обдуманными и целенаправленными. У каждого ребенка складывается свой стиль в работе. Если ребенок педагогу начнет задавать вопрос: «Как это сделать?» все чаще и чаще, то взрослый занимает позицию старшего друга. У ребенка если действия просты и знакомы, то он может получать не только два, но иногда и три указания сразу. У ребенка появляются попытки работать самостоятельно. Участие взрослых не так важно, если, процедуры не опасны и просты. Со стороны взрослого необходим контроль не только для обеспечения безопасности, но и для моральной поддержки, так как без поощрения и одобрения деятельность ребенка прекращается.

В средней группе впервые начинают проводить эксперименты по выяснению причин явлений: «Почему камешек этот нагрелся сильнее?», «Почему этот платочек высох быстрее?».

Готовые формы используют при фиксации наблюдений, в конце года применятся рисунки, схематические рисунки детей, у которых развиты хорошо технические навыки.

Последние этапы экспериментирования постепенно усложняются: дети дают словесный отчет об увиденном, произносят несколько предложений, которые не являются развернутым рассказом, но приближаются к нему по объему. Педагог наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать объекты или состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.

Цель экологического образования детей - формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.

Задачи экологического образования детей:

  • развивать навыки и умения гуманного обращения с растениями и животными; желание заботиться о них;
  • формировать представления об общих для всех живых существ признаках у человека, животных и растений; о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств; о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека; о целостности природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы;
  • воспитывать бережное и гуманное отношение к живым существам, к их среде обитания; стремление оберегать природу.

Дошкольники при ознакомлении с неживой природой получают представления о погодных явлениях, учатся замечать состояние погоды и отмечать в календаре погоды.

Дети при знакомстве с растениями получают представления о:

  • сезонных изменениях в состоянии растений;
  • отличительных признаках растений ближайшего окружения (4-5 деревьев (рябина, клен, каштан, сосна), 3-4 кустарника (малина, чубушник, снежноягодник), 3-4 растения цветника (колокольчик, настурция, лилия, ирис и др.), 5-6 растений огорода (свекла, капуста, кабачок, тыква, лебеда и др.), 4-5 комнатных растений (бегония, герань, агава, аспарагус и др.), 2-3 растения аквариума (роголистник, элодея и др.);
  • признаках растений как живых существ: растения двигаются (поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т.д.); растения питаются (корень всасывает воду из земли, стебель проводит воду, пищу к другим частям растения, листья улавливают свет и питают растение); растения дышат листьями, стеблем (стволом), корнями; растения "чувствуют" приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду и др.; растения растут и размножаются;
  • растениях природных сообществ, созданных руками человека (огорода, сада, цветника, парка);
  • разнообразии листьев, цветков, плодов, семян растений, уникальности каждого растения.

Дети учатся:

  • различать и правильно называть растения, их характерные признаки;
  • соотносить растения с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);
  • осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка.

Знакомясь с животными, дошкольники узнают о:

  • животных огорода, сада, парка, цветника;
  • разнообразии животных: дикие и домашние; перелетные, зимующие и оседлые, летающие, плавающие, ползающие хищные, растительноядные и всеядные и т.д.;
  • отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (3-4 птицы (голубь, воробей, ворона, ласточка и др.), 3-4 обитателя водоема (щука, карась, лебедь, лягушка и др.), 6-8 зверей (кошка, собака, белка, еж, заяц, лиса и др.), 3-4 насекомых (божья коровка, стрекоза, муха, шмель и др.);
  • признаках животных как живых существ: животное дышит, питается, двигается, растет и размножается; животные чувствуют приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду, опасность, заботу и др.; об уникальности каждого животного;
  • сезонных изменениях в жизни животных.

Детей учат:

  • соотносить животных с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);
  • осуществлять элементарный уход за животными: кормление птичек на участке;
  • различать и правильно называть животных, их характерные признаки.

1.3 Эксперимент и опыт, как метод экологического образования детей дошкольного возраста

Экспериментирование - это познавательная деятельность детей и взрослых. В дошкольных учреждениях используют словосочетание "детское экспериментирование", так как проведение экспериментов взрослыми и детьми не совпадают, отличаются друг от друга.

Детское экспериментирование – это форма поисковой деятельности, в которой выражены процессы возникновения и развития личности, лежащих в основе самодвижения, целеобразования, саморазвития детей.

Собственная активность детей мощно проявляется в детском экспериментировании, которое направленно на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), новых сведений, на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок (продуктивная форма экспериментирования).

Экспериментирование - стержень детского творчества.

Применение метода экспериментирования в дошкольном учреждении заключается в том, что в процессе детского эксперимента:

  1. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
  2. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
  3. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  4. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  5. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности [12, с. 11].

Детское экспериментирование необходимо для формирования у детей целеполагания, самостоятельности, способности преобразовывать явления и предметы для достижения определенного результата.

Дошкольникам нравится заниматься опытами и экспериментированием, это объясняется тем, что им присуще экспериментирование, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

В экспериментальной деятельности у ребенка развивается эмоциональная сфера, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности, развиваются творческие способности.

Момент саморазвития дошкольника в экспериментаторстве представлен четко: преобразование объекта раскрывают перед ребенком свойства объекта и новые стороны, а новые знания об объекте, позволяют производить сложные и совершенные преобразования.

Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему [1, с. 51].

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период – любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически [4, с. 86].

Дошкольник приобретает навыки, которые требует целенаправленной, систематичной работы воспитателя направленной на развитие экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

  • По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
  • По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.
  • По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
  • По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  • По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
  • По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
  • По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
  • По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
  • По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
  • По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные[2, с. 61].

Вид экспериментирования имеет свою методику проведения, свои минусы и плюсы.

Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детское экспериментирование имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника:

1. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

2. В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

3. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

4. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

5. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

6. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить ответ детей самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

7. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

8. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

9. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом [3, с. 48].

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

  • действие показывает педагог;
  • действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
  • иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
  • действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
  • действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
  • действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе [16, с. 112].

При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

1.4. Выводы по теоретической части

В дошкольном учреждении экологическое образование - это процесс обучения непрерывный, систематический, направлен на формирование экологической культуры, на воспитание и развитие ребенка, который проявляется в системе ценностных ориентаций, в положительном отношении к природе, в соблюдении моральных норм.

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

Эксперимент направлен на создание условий, в которых предметы обнаруживают свою сущность, понимается как особый способ практического освоения действительности.

Эксперимент, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.

Глава II Использование экспериментов и опытов, как метод формирования экологических представлений детей средней группы

2.1 Современный уровень экологических представлений у детей средней группы

Цель педагогического экспериментирования - изучение основ экологических представлений у детей средней группы.

Задачи:

1. Изучить уровень знаний о природе детей средней группы.

2. Определить уровень знаний у детей и родителей по формированию экологических представлений.

В данном эксперименте приняли участие 10 дошкольников средней группы (экспериментальная группа).

Была выделена контрольная группа из 10 дошкольников средней группы, для проверки практической эффективности занятий (контрольная группа).

Возраст экспериментальной группы – 4-5 лет.

Экспериментальный план, состоит из трех частей.

Первая часть направлена на выявление представлений.

Цель первой части эксперимента – это выявить уровень сформированности основ экологических представлений у детей средней группы.

Для диагностики детей средней группы использовались следующие вопросы:

1. Что такое вода?

2. Что согревает землю, воду в реке, песок на пляже?

3. Что такое воздух? Для чего он нужен?

4. Чем отличаются камни, песок и глина?

5. Что такое снег и лед?

6. Какие поры года ты знаешь?

7. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем они отличаются

8. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?

9. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

10. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.

11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

12. Почему нужно беречь природу?

13. Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?

14. Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

15. Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь засыпает зимой? Куда улетают птицы?

16. Каких животных, живущих в воде ты знаешь?

17. Что общего у всех птиц?

18. Почему нужно охранять исчезающих животных?

За правильный ответ - 1 балл.

Высокий уровень (16-18 балов). Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (11-15 баллов). Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень (менее 11 баллов). Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

Результаты исследований заносятся в таблицу.

Таблица 1 - Уровень сформированности основ экологических знаний у детей средней группы (экспериментальная группа)

п/п

Испытуемые

Количество

баллов

Уровень

1

Лена К.

16

В

2

Сережа Т.

13

С

3

Катя Ж.

16

В

4

Ваня С.

12

С

5

Таня А.

16

В

6

Толя В.

17

В

7

Алена Х.

11

С

8

Женя Д.

15

С

9

Надя Б.

13

С

10

Саша М.

9

Н

Выводы по итогам сформированности экологических знаний: 4 (40%) высокий уровень; 5 (50%) – средний уровень; 1 (10%) – низкий уровень.

Таблица 2 - Уровень сформированности основ экологических знаний у детей средней группы (контрольная группа)

п/п

Испытуемые

Количество

баллов

Уровень

1

Вера К.

15

С

2

Алеша Т.

12

С

3

Вика Н.

10

Н

4

Вова Г.

14

С

5

Настя Р.

13

С

6

Денис К.

16

В

7

Дима Т.

14

С

8

Рома С.

11

С

9

Маша М.

17

В

10

Степан Ф.

10

Н

Выводы по итогам сформированности экологических знаний: 2 (20%) высокий уровень; 6 (60%) – средний уровень; 2 (20%) – низкий уровень.

Анализируя ответы детей, можно отметить следующие моменты:

Дети показали высокий уровень сформированности экологических знаний, уверенно отвечали на вопросы, могли объяснить наблюдаемые в природе закономерности, обобщали и классифицировали, приводили примеры.

Со средним уровнем сформированности экологических знаний у дошкольников не хватало системности и обобщенности знаний. Дошкольники часто использовали подсказку воспитателя, не всегда правильно объясняли различные зависимости и явления природы, не всегда выделяли в них существенное.

Дети показавшие низкий уровень знаний, небольшие по объему и неточные. Их ответы неполные и неуверенные, требуют наводящие вопросы. Дошкольники не могут выделять существенное в признаках неживой и живой природы, к установлению связей между объектами.

Вторая часть экспериментирования – анкетирование родителей по экологическому образованию детей (См. приложения А).

Результаты диагностики отображены в таблице:

Таблица 3 – «Домашнее экологическое образование» (ответы родителей)

п/п

Родители ребенка

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Экспериментальная группа

1

Лена К.

П.р.

П.р.

Да

Да

П.р.

Нет

Нет

Нет

П.р.

П.р.

2

Сережа Т.

П.р.

П.р.

Да

П.р.

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Да

3

Катя Ж.

П.р.

П.р.

Да

Да

П.р.

Нет

Нет

Нет

П.р.

П.р.

4

Ваня С.

Нет

П.р.

Да

П.р.

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Да

5

Таня А.

Нет

П.р.

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

6

Толя В.

Да

П.р.

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

П.р.

7

Алена Х.

П.р.

П.р.

Да

П.р.

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

8

Женя Д.

П.р.

П.р.

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

9

Надя Б.

Нет

П.р.

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

10

Саша М.

П.р.

П.р.

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Контрольная группа

1

Вера К.

Нет

П.р.

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

2

Алеша Т.

Да

П.р.

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

П.р.

3

Вика Н.

П.р.

П.р.

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Да

4

Вова Г.

П.р.

П.р.

Да

П.р.

Нет

Нет

Нет

Нет

П.р.

П.р.

5

Настя Р.

Нет

П.р.

Да

П.р.

П.р.

Нет

Нет

Нет

Да

Да

6

Денис К.

Нет

П.р.

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

П.р.

7

Дима Т.

Нет

П.р.

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

П.р.

8

Рома С.

П.р.

П.р.

Да

Да

П.р.

Нет

Да

Нет

Да

Да

9

Маша М.

П.р.

П.р.

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

10

Степан Ф.

П.р.

П.р.

Да

П.р.

П.р.

Нет

Нет

Нет

П.р.

П.р.

По результатам анкетирования, среди ответов преобладают отрицательные ("Нет"), либо уклончивые ("По-разному"), большинство родителей уделяют недостаточно времени домашнему экологическому образованию детей.

Исходя из результатов проведенных констатирующих экспериментов, были сделаны следующие выводы:

  • уровень экологических знаний об объектах и явлениях неживой природы детей пятого года жизни – средний;
  • экспериментальная группа -  4 (40%) высокий уровень; 5 (50%) – средний уровень; 1 (10%) – низкий уровень;
  • контрольная группа: 2 (20%) высокий уровень; 6 (60%) – средний уровень; 2 (20%) – низкий уровень;
  • результаты анкетирование родителей показало, что большинство из них не занимается экологическим воспитанием и образованием дошкольников.

2.2 Система работы по использованию экспериментов и опытов в формировании экологических представлений у детей средней группы

После проведения констатирующего эксперимента с детьми из экспериментальной группы проводился формирующий эксперимент, представляющий собой серию экспериментов и опытов.

Эксперименты и опыты проводились один раз в неделю (четверг), по 1 эксперименту.

Целью формирующего эксперимента являлась формирование у детей представлений о живой и неживой природе посредством экспериментов и опытов.

С детьми работа была направлена на взаимосвязь и взаимозависимость объектов и явлений, уточнение спектра свойств и признаков объектов и предметов. Содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них представлений о явлениях и объектах неживой и живой природы, характерных признаках, их особенностях, свойствах.

Опыты с предметами неживой природы

Выявить качество и свойство снега, льда, песка, глины, воды.

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну поставить в морозильник. Измерить температуру воздуха в морозильнике и в комнате. Определить причины замерзания воды.

2. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении) Принести снег и лед в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда.

3. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

4. Подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить, почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.

5. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность − от температуры воздуха). В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий

6. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба

7. Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины. Подготовить две банки: одну − с песком, другую − с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

8. Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок. Предложить детям "испечь пирожки" из сухого и сырого песка.

Опыты с растениями

Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.

1. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена − сухие и пророщенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой.

2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

3. Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений. Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать.

4. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений. Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно − в теплое место, другое − в холодное.

5. Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения. Наблюдать за ростом мать-и-мачехи на разных полянках.

6. Доказать разную потребность растений во влаге. Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

7. Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений. На части грядки не пропалывать и не прореживать растения

Опыты с животными

Выявление действия органов чувств животных

1. Определить, хорошее ли обоняние у кошки. Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами.

2. Выяснить, хорошо ли слышит кошка. Предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола.

3. Выяснить, какой корм любит животное. Разложить перед животным различные виды корма необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.

2.3 Эффективность применения экспериментов и опытов, как метод формирования экологических представлений у детей средней группы

С дошкольниками обеих групп был проведен контрольный эксперимент после проведения формирующего эксперимента.

Результаты исследования занесены в таблицу.

Таблица 4 - Уровень сформированности основ экологических знаний у детей средней группы (экспериментальная группа)

п/п

Испытуемые

Количество

баллов

Уровень

1

Лена К.

18

В

2

Сережа Т.

14

С

3

Катя Ж.

13

С

4

Ваня С.

16

В

5

Таня А.

17

В

6

Толя В.

18

В

7

Алена Х.

17

В

8

Женя Д.

17

В

9

Надя Б.

15

С

10

Саша М.

17

В

Выводы по итогам сформированности экологических знаний: 7 (70%) показали высокий уровень; 3 (30%) – средний уровень.

Таблица 5 - Уровень сформированности основ экологических знаний у детей средней группы (контрольная группа)

п/п

Испытуемые

Количество баллов

Уровень

1

Вера К.

14

В

2

Алеша Т.

11

С

3

Вика Н.

16

В

4

Вова Г.

12

С

5

Настя Р.

13

С

6

Денис К.

16

В

7

Дима Т.

12

С

8

Рома С.

10

С

9

Маша М.

15

В

10

Степан Ф.

12

С

Выводы по итогам сформированности экологических знаний: 4 (40%) показали высокий уровень; 6 (60%) – средний уровень.

Дети показали высокий уровень знаний сформированности экологических знаний, уверенно достаточно отвечали на вопросы, классифицировали, обобщали, могли объяснить привести примеры и наблюдаемые в природе закономерности.

Со средним уровнем знаний детям не хватало системности и обобщенности знаний. Иногда дети не могли объяснить различные явления природы, часто использовали подсказку воспитателя, не всегда выделяли в них существенное,

Делая выводы по итогам исследования об эффективности использования серии опытов и экспериментов в процессе экологического образования детей средней группы, можно сказать, что дети, участвующие в эксперименте, повысили уровень знаний об явлениях и объектах неживой природы (по сравнению с их ровесниками из контрольной группы) (См. приложения Б и В), и полностью подтвердилась гипотеза исследования о том, что использование экспериментальной и опытной деятельности в экологическом образовании дошкольников способствует успешному усвоению знаний по экологии.

2.4 Выводы по экспериментальной части

Подводя итоги сделаны следующие выводы.

Уровень знаний детей об объектах и явлениях неживой природы – средний.

В экспериментальной группе: 4 (40%) высокий уровень; 5 (50%) – средний уровень; 1 (10%) – низкий уровень.

В контрольной группе: 2 (20%) высокий уровень; 6 (60%) – средний уровень; 2 (20%) – низкий уровень.

Анкетирование родителей показало, что большинство из них не занимается экологическим воспитанием и образованием дошкольников.

После проведения констатирующего эксперимента с дошкольниками из экспериментальной группы проводился формирующий эксперимент, представляющий собой серию опытов и экспериментов.

После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала, что у детей, участвующих в эксперименте, значительно повысился уровень знаний об объектах и явлениях неживой природы (по сравнению с их ровесниками из контрольной группы).

Таким образом, полностью подтвердилась гипотеза исследования о том, что использование экспериментальной и опытной деятельности в экологическом образовании детей способствует успешному усвоению детьми знаний о природе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы сделаны следующие выводы:

Экологическое образование детей дошкольного возраста - это процесс обучения, развития и воспитания ребенка, который направлен на формирование экологической культуры и проявляется в положительном отношении к природе, миру, об ответственном отношении к здоровью, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Эксперимент - это особый способ практического освоения действительности, направлен на создание условий, в которых предметы ярко обнаруживают свою сущность.

Эксперимент, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.

Уровень знаний детей об объектах и явлениях неживой природы – средний.

В экспериментальной группе: 4 (40%) высокий уровень; 5 (50%) – средний уровень; 1 (10%) – низкий уровень.

В контрольной группе: 2 (20%) высокий уровень; 6 (60%) – средний уровень; 2 (20%) – низкий уровень.

Анкетирование родителей показало, что большинство из них не занимается экологическим воспитанием и образованием дошкольников.

После проведения констатирующего эксперимента с дошкольниками из экспериментальной группы проводился формирующий эксперимент, представляющий собой серию опытов и экспериментов.

После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала, что у детей, участвующих в эксперименте, значительно повысился уровень знаний об объектах и явлениях неживой природы (по сравнению с их ровесниками из контрольной группы).

Использование метода детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. – М.: Учпедгиз, 1935. – 254 с.

2. Дежникова Н.С. Экологический практикум: проекты, поиски, находки / Н.С. Дежникова И.В. Цветкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 216 с.

3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004.– №7. –С. 45-49.

4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения / А.И. Иванова // Управление ДОУ. – 2004. –№ 4. –С. 84-92.

7. Лось В.А. Человек и природа / В.А. Лось. – М.: АСТ, 1998. – 240 с.

8. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. – М.: Гардарики, 1993. – 184 с.

9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

10. Нифадьева Л.А. Методика ознакомления детей с природой / Л.А. Нифадьева. – Могилев: МГПИ, 1997. – 27 с.

11. Прокофьева О.О. Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс / О.О. Прокофьева, И.А. Комарова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 98 с.

12. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 2. – С.8-17.

13. Самкова В.А. Экологический бумеранг / В.А. Самкова, А.С. Прутченков. – М.: Инфра-М,1996. – 118 с.

14. Саморукова П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду / П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение,1992. – 164 с.

15. Серебрякова Г.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Г.А. Серебрякова. – М.: Инфра-М, 2006. – 280 с.

16. Суравегина И.Т. Как учить экологии / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. – М.: Просвещение, 1995. – 249 с.

17. Федорова Т.А. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой / Т.А. Федорова– М.: Мысль, 1999. – 104 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Бланк опросника "Домашнее экологическое образование"

п/п

Вопросы

Да

Нет

По-разному

1

Вы делите природные объекты на привлекательные (красивые) и непривлекательные (некрасивые)?

2

Бережно ли Вы относитесь к природе?

3

На Ваш взгляд, заслуживает ли внимание, окружающая природа и происходящие в ней явления?

4

Вы можете рассказать ребенку об объектах природы или природных явлениях?

5

Проводите ли Вы экологическую образовательную или воспитательную работу с ребенком?

6

Методы, используемые Вами в этой работе, разнообразны?

7

Нуждаетесь ли Вы в дополнительных знаниях о природе и природных объектах и явлениях?

8

Обращались ли Вы за этими знаниями к педагогам детского сада?

9

Проводят ли педагоги ДОУ работу по экологическому образованию родителей?

10

Нужны ли знания о природе, природных объектах и явлениях Вашему ребенку?


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Уровень сформированности основ экологических знаний у детей средней группы (констатирующий эксперимент)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Уровень сформированности основ экологических знаний у детей у детей средней группы (контрольный эксперимент)