Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
методическая разработка на тему

Кирьянова Наталия Валентиновна
Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.
Задачи:
1. Создание доброжелательной атмосферы.
2. Овладение навыками общения друг с другом.
3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения друг с другом.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар — практикум  для педагогов

«Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Подготовил и провел: педагог-психолог Кирьянова Н.В.

Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.

Задачи:

1. Создание доброжелательной атмосферы.

2. Овладение навыками общения друг с другом.

3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения друг с другом.

 

Свое выступление мне хотелось бы начать словами Вольтера:

«Только тот, кто владеет собой  может повелевать миром».

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике. Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». (Ответы педагогов)

 Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками и технологиями, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек,  должен владеть достижениями поведенческой  культуры, уметь использовать ее в профессиональной  деятельности и личной жизни.

         В нашем дошкольном учреждении принят в 2014году кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников. Этот документ вы наверное уже изучили на сайте ДОУ и сегодня мы будем разговаривать на равных.

Давайте определимся в назначении этического кодекса педагогов ДОУ:

Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники дошкольного образовательного учреждения - детский сад работающие с детьми.

 Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики:

- регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

- защищающие их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.

Основу норм Этического кодекса педагогов составляют следующие основные принципы:

  • человечность,
  • справедливость,
  • профессиональность,
  • ответственность,
  • терпимость,
  • демократичность,
  • партнерство,
  • солидарность.

Как полагал Руссопедагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше обществаПесталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.

Педагогическая этика  рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Как вы думаете, что такое воспитатель для дошкольника? (Ответы педагогов)

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий  его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас  с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Что в Вашем понимании «ТАКТ».? (Ответы педагогов).

«Такт» в переводе с греческого – это « легкое прикосновение».

« Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова  «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.

        Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

        Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. 

Игра «Молекулы»

Все участники – атомы, которые беспорядочно движутся по залу, а по сигналу ведущего быстро объединяются в молекулы определенной ведущим величины. Упражнение проводится несколько раз. В последнем круге ведущий называет цифру «3». В соответствии с этим участники разбиваются на пары и садятся рядом друг с другом.

У нас образовались микрогруппы из трех человек и я хочу познакомить вас с   основными принципами работы в группе.

  Ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы.

1. Мы – одна команда.

2. Можно говорить все, что ты думаешь.

3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).

4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.

5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.     

Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников.

Предположите какие требования можно предъявить к речи педагога (Ответы педагогов)

Раздать  листы названием требований и педагоги обсуждают  и раскрывают понятия в микрогруппах (Приложение №1)

Требования к речи педагога:

 1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. 

4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию  произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.

7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Наша работа   подошла к концу. Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике  заставит вас задуматься о  высоком предназначении педагога.   И еще раз прочитав этический кодекс переосмыслить свое отношение к профессии и окружающим вас людям.

Рефлексия. Анкета «Обратная связь» Приложение №2

Литература:

  1. http://nsportal.ru/
  2. 5psy.ru
  3. http://festival.1september.ru/

Приложение №1

Правильность 

Точность 

Логичность 

Чистота 

Выразительность 

Богатство

Уместность 

Приложение №2

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________

________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

________________________________________________________

________________________________________________________

Ваши пожелания

________________________________________________________

________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в ДОУ «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Решением IX Съезда работников образования Алтайского края, который состоялся 20 августа 2014 года, был принят Кодекс профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайс...

Педагогический совет: «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Известный педагог-новатор Ш. Амоношвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека»....

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Семенар-практикум для педагогов "Педагогическая этика в дошкольном учреждении" разработан в целях:- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформи...

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества» В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Клуб «Педагогический всеобуч»

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества»В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»Клуб ...

Консультация для педагогов"Корпоративная этика в дошкольном учреждении"

Консультация для педагогов "Корпоративная этика в дошкольном учреждении"...

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)...