"Воспитатель в условиях перехода с ФГТ на ФГОС в ДО"
статья по теме

Смолькина Юлия Игоревна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel_v_usloviyah_vvedeniya_fgos_doo.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА

С ФГТ НА ФГОС В ДОО

Смолькина Ю.И., воспитатель

МБДОУ «Детский сад№9»

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением стандартизации в ДОО, наиболее значимыми я считаю такие изменения как: создание инновационного образовательного пространства в ДОО; создание равных условий для разностороннего развития детей, имеющих разные возможности; формирование новой модели выпускника детского сада на основе развивающего взаимодействия ребенка со взрослым и со сверстниками. Обучение должно войти в жизнь ребенка через ворота игры.

До введения ФГОС ДОО на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать перед школой компетентную, креативную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. После дошкольной жизни у каждого ребенка (в том числе детей с ограниченными возможностями) должна появиться мотивация (желание) к обучению в школе.

Воспитатель - как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остается центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной (креативной) личности дошкольника. Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой  изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т.е. изменяется подход к программе, условиям и результатам преподавания. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний  и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим.

Несколько детских садов нашего города является экспериментальной площадкой, и у них уже началась работа по введению СТАНДАРТОВ в образовательный процесс. Постепенно, благодаря некоторым факторам, ФГОС постепенно вошло в их повседневную образовательную жизнь. К таким факторам можно отнести: создание в детском саду единой системы управления инновационной деятельностью; создание нормативно-правовой базы и  системы непрерывного образования и самообразования педагогов (курсы повышения квалификации, ИКТ); индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогических работников (творческие группы, стажерские площадки и т.д.); использование активных методов обучения педагогов (мастер-классы, педагогические проекты, презентации и др.).

Но не всегда радужно и безмятежно обстоят дела в продвижении ФГОС в дошкольные учреждения. Имеются проблемы, как малого, так и большого масштаба.

На мой взгляд, модернизация системы управления качеством образования отстает от готовности педагогов заняться инновационной деятельностью. До сих пор не утверждены Примерные Образовательные Программы ДОО, нет методических разработок и пособий в соответствии с ФГОС. Это отрицательно сказывается на разработке и реализации рабочих и парциальных программ, педагогических технологий, внедрении авторских и дополнительных программ,  раскрывающих этнокультурное и приоритетное направление, традиции детского сада, запросы родителей и т.д.

Но больше всего нас, педагогов, беспокоит материальное обеспечение внедрения ФГОС в ДОО. Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОО оставляет желать лучшего, в связи с недостатком материальных средств. В большинстве детских садов нет современного, легко трансформируемого оборудования, обеспечивающего вариативность, доступность, безопасность использования, а порой, нет даже просто соответствующей росту детей мебели.

Такой аспект, как переполненность возрастных групп (до 25-35 человек), к сожалению, также затрудняет введение и реализацию инновационных идей и принципов, активных методов и процессов. Педагог не имеет возможности в полной мере взаимодействовать с детьми, увидеть и почувствовать каждого воспитанника.

Особенно взволнованно педагогами восприняты требования по изменению традиционной формы НОД с детьми. Большинство педагогов имеют приличный педагогический опыт, поэтому организация НОД в нетрадиционной, игровой форме дается с некоторыми затруднениями. В преодолении этой проблемы, я думаю, помогут методические рекомендации, разработки специалистов, которые мы еще не имеем в наличии.

Я полагаю, что дальнейшее взаимодействие всех звеньев системы дошкольного образования, овладение педагогами инновационной педагогической деятельностью и вовлечение родителей в педагогический процесс приведет к обновлению и улучшению качества образовательного процесса, к развитию творческих и познавательных способностей у дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУВведениеЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а ...

Формирование культурно-толерантной личности в современном детском саду в условиях перехода от ФГТ к ФГОС ДО

Выступление на МО "Формирование культурно-толерантной личности в современном детском саду в  условиях перехода от ФГТ к ФГОС ДО"...

Педагогический анализ итогов воспитательно-образовательной деятельности в условиях перехода МДОУ к реализации ФГОС ДО»

Педагогический анализ итогов воспитательно-образовательной деятельности в условиях перехода МДОУ к реализации ФГОС ДО» ...