Семинар-практикум "С чего начать работу с родителями"
методическая разработка на тему

Акеньшина Инна Сергеевна

материал для педагогов в рубрике работа  с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум: «С чего начать работу с родителями».

Сотрудничество с родителями – одно из важных направлений работы детского сада и педагогов. Сделать родителей непосредственными участниками педагогического процесса  - одна из главных задач взаимодействия семьи и детского сада.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Упражнение  «Портрет родителя»

Воспитателям  предлагается закрыть глаза и постараться представить наиболее запомнившееся лицо родителя. Несколько педагогов описывают кого-либо. Почему вы представили именно этого человека? Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя?

ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Принципы дошкольного образования:

п.5 сотрудничество организации с семьей.

Задачи:

9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей  в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей).

Как вы понимаете, что такое работа с родителями? (ответы воспитателей)

В словаре русского языка С. Ожегова понятие «взаимодействие» определяется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – появился сравнительно недавно. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

 Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В. К. Котырло, С. А. Лады-вир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Способы эффективной коммуникации ("Я и Вы-сообщения")

Поговорим о способах эффективной коммуникации для разрешения проблем в общении.

Как часто бывает в жизни, что мы либо просто не слышим, что говорит нам другой человек, либо раздражаемся на, вроде бы справедливое, замечание, и не желаем выполнять никакие просьбы. И не важно, кто с кем общается: родители с детьми, супруги между собой, партнеры по бизнесу,  просто знакомые или друзья.

А происходит это потому, что подчас мы не знаем законов и правил коммуникации.

Существует две формы обращения к другому человеку: «Вы-сообщение» и «Я-сообщение».

«Вы-сообщение» нарушает коммуникацию, так как вызывает у  человека чувство обиды и горечи, создается впечатление, что другой всегда прав. В «Вы-сообщении» используются слова: ты, тебя, тебе.

Приведу примеры «Вы-сообщения»: «Вы всегда приходите поздно, и опаздываете на зарядку» (человек чувствует обвинение),  «Я сказала вам, не приносите игрушки из дома» ( «наезд», запрет), «Когда вы, наконец, принесете форму для физкультурных занятий?» (обвинение),  «Вы почему так  со мной разговариваете?» (осуждение, угроза), «Когда вы научите Петю  убирать за собой?»  (обвинение). Знакомые фразы? Как часто мы их говорим и удивляемся, почему они остаются, в лучшем случае, без ответа  (ведь мы говорим правду и хотим только хорошего!), а иногда вызывают шквал негодования, возражения, протест, обиду и другие негативные чувства, вместо того, чтобы выполнить нашу просьбу.

А ведь каждое «Вы-сообщение», по-сути,  содержит выпад, критику или просто обвинение человека, и, естественно, вызывает соответствующую реакцию человека: от обиды и защиты себя, до ответных нападок и дерзости.

«Я-сообщение»  является более эффективным способом коммуникации, сохраняет благоприятные взаимоотношения между людьми. В «Я-сообщении» используются слова: я, у меня, мне.

На первый взгляд разница между «Я» и «Ты-сообщениями» невелика. Более того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, «Я-сообщения» имеют ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщениями».

Во-первых, оно позволяет вам выразить свои негативные чувства, а не подавлять их.

Во-вторых – мы, как бы, снимаем с себя маску «воспитателя» и становимся самими собой, приближаемся друг к другу.

В-третьих – когда мы искренни и открыты в выражении своих чувств, наш собеседник тоже начинает доверять нам.

И, наконец, высказывая свои чувства без приказа, осуждения и «наезда», мы даем право собеседнику самому принять решение.

 Кроме этого, «Я-сообщение» является более эффективным способом влияния на человека с целью изменения его поведения, которое мы не приемлем, и в то же время сохраняет благоприятные взаимоотношения между людьми.

Модель «Я-сообщение» состоит из трех частей:

 событие (когда...., если...);   ваша реакция (я чувствую...);

 предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы...; я предпочел бы...);

В общении можно использовать укороченную форму «Я-сообщения». Например: «Когда я вижу грязную посуду, у меня мурашки бегают по спине».

Главная цель «Я-сообщения» - не заставлять кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

Давайте попробуем переделать выше приведенные  «Вы-сообщения» в «Я-сообщения» (см. приложение )

Научиться посылать «Я-сообщения» непросто, вначале могут быть ошибки. И главная из них состоит в том, что иногда, начав с «Я-сообщения», мы заканчиваем «Вы-сообщением». Например: «Я  очень рада, когда Вы вовремя приходите в детский сад» Избежать ошибки можно, используя безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова.

Начните применять в общении «Я-сообщение» и вы почувствуете, как изменится атмосфера, как потеплеют ваши отношения.

 2 часть - В поисках доверительности, теплоты отношений у каждого педагога своя тайна, свой взгляд и свои подходы. Педагоги делятся опытом сотрудничества с родителями, представляя свои «изюминки».

3часть – подведение итогов. С чего же все-таки необходимо начать работу с родителями?

Я-сообщение – ты-сообщение

  1. «Вы всегда приходите поздно, и опаздываете на зарядку»

«Я очень рада, когда Миша делает вместе с нами зарядку»

 2. «Я сказала вам, не приносите игрушки из дома»

«У нас в группе очень много игрушек, я боюсь,  что Саша может потерять свою игрушку»

 3.  «Когда вы, наконец, принесете форму для физкультурных занятий?»

 «Я уверена, что Даше будет удобнее заниматься физкультурными занятиями в спортивной одежде»

4. «Вы, почему так  со мной разговариваете?»

«Мне очень неприятно и обидно, когда так разговаривают со мной»

 5.«Когда вы научите Петю  убирать за собой?»  

«Я думаю, мы вместе должны научить Петю убирать за собой игрушки».

Литература

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М. «Сфера» 2005г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Маленький пешеход. С чего начать,"

К огромному сожалению, очень малое количество родителей вспоминают о необходимости научить ребенка самому главному правилу – правилу поведения на дорогах. А ведь от этого зачастую зависит не только зд...

Консультация для родителей: "С чего начать подготовку ребенка к школе?"

Материал содержит рекомендации для родителей по подготовке ребенка к школе - как и во что играть, что почитать, какие занятия провести, на какие темы беседовать, чтобы безболезнено подготовить ребенка...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Маленький пешеход. С чего начать!"

Для детей проще всего познавать мир через игру. Так воспользуйтесь этой особенностью детской психологии и проиграйте с малышом все возможные ситуации, с которыми он может столкнуться на дороге....

Как научить ребенка собирать пазлы: с чего начать и как именно начать.

В этот раз я расскажу вам, как научить ребенка собирать пазлы, а именно: в каком возрасте какие пазлы лучше собирать с ребенком, как обучать ребенка собиранию пазлов, какие действия делать в опр...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

РАБОТА С РЕБЕНКОМ С РАС ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?

РАБОТА С РЕБЕНКОМ С РАС ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ.  С ЧЕГО НАЧАТЬ?Педагог-психолог Клинова В.В.Для аутичного ребенка специальная подготовка к школе более необходима, чем для здорового. Даже при ...

«С чего начать?» (организационные моменты для начала занятий)

Организационные моменты для начала занятий...