Методическое объединение педагогов Симферопольского района "Педагогическое выгорание. Пути преодоления"
консультация на тему

Шарудилова Виктория Анатольевна

Если солнца не радует радужный блеск,

Шорох листьев и неба сияние,

Знак: опасность! Подкрался нешуточный стресс – 

«Педагогическое выгорание».

Ко всем прочим проблемам – лихая напасть!

Год учебный как путь в бесконечное,

И куда-то пропала извечная страсть

Сеять мудрое, доброе, вечное.

Нет ни сил, ни эмоций, а дел круговерть

Тебя всасывает как в трясину,

И за сутки одни надо столько успеть,

Что не каждому в общем по силам...

Автор :Близнина Маргарита.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. В своей разработке мы предлагаем практические советы по предупреждению профессионального выгорания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_vygoranie_pedagogov.docx684.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П.ШКОЛЬНОЕ»

Симферопольский район Республика Крым

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙМЕТОДИСТОВ  СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МАСТЕР-КЛАСС

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПЕДАГОГОВ»

Материал подготовили:

Старший воспитатель Шарудилова В.А.

Психолог Клюсова Н.Г.

Цель :

  • Уточнить и расширить знания воспитателей – методистов о синдроме  эмоционального выгорания;
  • Ознакомить с признаками синдрома эмоционального выгорания и методами профилактики.

Задачи:

  • Проанализировать появления признаков выгорания, выявить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью;
  • Снятие эмоционального напряжения через высказывание накопленных негативных эмоций и получение психологической поддержки;
  • Содействовать в повышении самооценки;
  • Объединить участников.

Ход мастер – класса

Упражнение «Мои ожидания»

        Цель: определить ожидания каждого воспитателя – методиста от участия в мастер – классе.

        Оборудование: ватман  и маленькие тучки для каждого участника.

        Каждому раздают тучки, на которых участники  должны написать свои ожидания от мастер – класса, а потом прикрепить на ватман

http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_056_1.jpg

http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_051.jpg

                                                             .    

Психолог: Сегодня мне приснился, очень интересный сон, что где – то  у нас в нашей стране существует город с необычным названием Гогадеп. И в этом городе случилось несчастье, все гогадеповцы (жители этой страны) страдают синдромом эмоционального выгорания. Городской голова Гогадепии обратился ко мне с просьбой о помощи. Я бы очень хотела, чтоб в эту страну отправились вы тоже и помогли мне разобраться, что там произошло…  

        Но с сначала, прежде чем отправляться в город Гогадеп, я вам предлагаю  вспомнить, что мы знаем о синдроме эмоционального выгорания. 

Информационное сообщение «Синдром эмоционального выгорания» воспитатель-методист  Шарудилова В.А..

Психолог: Вот теперь мы с вами готовы к путешествию. А попасть мы можем туда на необыкновенном трамвайчике.

Упражнение «Трамвайчик»  http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_060.jpg

        Цель: установить эмоциональный контакт между участниками

        Участники садятся на стульчики по кругу. Один стул остается свободным. Начинает тот с кем находиться пустой стульчик справа. Игрок должен пересесть на пустой стульчик и сказать: «А я еду!». Участник, справа от которого появиться пустой стульчик, пересаживается на него и говорит: «А я тоже!». Следующий участник говорит: «А я зайцем!», а четвертый участник пересаживается и говорит: « А я с …(называет имя любого участника)». Тот чьё имя назвали, пересаживается на пустой стул, и всё начинается снова.

Психолог: Ну, вот мы и приехали. Ой, посмотрите! (Показывает на силуэт человека, изображенный на ватмане). Какой этот город грустный! В нем нет, ни одной яркой краски. Его жители не чем не интересуются, они потеряли смысл жизни... У них нет желания работать. И запах тут какой странный… Вы чувствуете? Что-то горит?

        Я знаю, что это за запах. Это запах психологического провода, который горит. В 1981 году известный Американский журналист Эдвард Мерроу предложил этот яркий эмоциональный образ. Он отображает внутреннее состояние работника, который чувствует стресс профессионального выгорания.

        А тот кто опекает маленьких жителей наших  садиков и бережно относится к эмоциональному здоровью, прежде всего, должен беречь собственное эмоциональное здоровье. И я вам предлагаю проверить состояние вашей нервной системы.

        Участники проходят тест и сами по результатам определяют состояние своей нервной системы (см. приложение).                           http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_039.jpg

Психолог: Люди этого города нуждаются в срочной неотложной помощи. У меня есть аптечка. Давайте посмотрим, что в ней есть и чем мы можем им помочь.

Упражнение «Скорая помощь при стрессе»

        Цель: упражнять участников в применении приёмах быстрого реагирования на стрессовую ситуацию.

        Оборудование: аптечка с бумажными цветами, на которых написаны приёмы быстрого реагирования при стрессе.

        Участники по очереди достают из аптечки цветы, и демонстрирует его на аудиторию, затем приклеивают на ватман.

  • Улыбнуться, пошутить
  • Вспомнить что-нибудь радостное, приятное
  • Обратить внимание на что-нибудь интересное или полюбоваться видом из окна
  • Рассмотреть и описать  любую картинку, находящуюся в этом помещении
  • Представить, что вы «купаетесь» в лучах весеннего солнца
  • Вспомнить упражнение на релаксацию дыхания
  • Сказать кому-нибудь комплемент или похвалить                                                                                                                                                                                                                              http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_061.jpg

Психолог: предлагаю всем участникам поупражняться в одном из упражнений. Давайте встанем в круг, и каждый по очереди своему коллеге справа скажет комплемент                               .  http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_067.jpg

        Вот мы и разобрались, как можно в стрессовой ситуации  не только успокоить себя, но помочь другому человеку. Давай те посмотрим, что нас ожидает дальше.

Упражнение «Подари улыбку»

        Цель: поддержать эмоциональный контакт между участниками.

        Оборудование: заготовки детских лиц без основных черт лица (глаз, носика, ротика), разноцветные фломастеры.

Психолог: я прошу вас помочь мне создать группу веселых и радостных ребят, которые улыбаются. Потом всем нам рассказать чему радуется именно ваше личико, и приклеить его рядом с нашим человеком.

        Улыбка не стоит денег, но очень много нам дает. Она делает богатыми тех, кто ее получает, и не забирает ни чего взамен. Она длинною в миг, а в нашей памяти может остаться на долгие года. Она дарит счастье в наши дома, создает легкую и непринужденную атмосферу в деловых отношениях и становиться паролем для друзей. Улыбнитесь друг другу, скажите друг другу приятные слова.   Ну, улыбнись же! Улыбнись!!!
Пусть за окном опять лишь серость,
В тупик опять заводит жизнь?
И ты не знаешь, что же сделать???
Так улыбнись же! Улыбнись!!!
На задний план уйдут проблемы,
Возьми гуашь, альбом и кисть,
И нарисуй цветное время!

И улыбнись!!! Ты улыбнись!!!!
Пусть в прошлом беды остаются!
Хоть на минуту отвлекись!                                           
Ты обещаешь улыбнуться?!

Что стоит улыбка нам добрая?
Что стоит простой комплимент?
Зачем ждать события особого?
Зачем ждать особый момент?

Дарите их ближним естественно,
Как свет может солнце дарить.
Мы дети культуры божественной,
Как можем мы грубыми быть? 

Посмотрите, улыбка появилась и на лице нашего загадочного жителя страны Гогадеп. 

        А какие эмоции почувствовали вы?

        Согласитесь, что на эмоциональное состояние каждого из нас влияет не только улыбка собеседника, но и дружные отношения, и ощущение поддержки в коллективе. Так как для каждого из нас очень важно комфортно себя чувствовать среди коллег по работе, быть уверенным, что можно рассчитывать на помощь.

        А вот в этом городе все сами по себе. Давайте поможем объединиться жителям этой страны. И я вам предлагаю совместно поработать, потому что ни что так не объединяет как совместный труд и общая цель. Мы с вами разделимся на две команды и построим знаменитую Вавилонскую башню.

Упражнение «Вавилонская башня»

        Цель: содействовать взаимопониманию участников, развивать чувство коллективизма.

        Оборудование: Набор бумаги, степлер, ножницы.

Каждая команда должна за 15 минут построить с помощью бумаги, степлера и ножниц Вавилонскую башню. Члены каждой команды должны определить принцип построения,  разработать собственную стратегию работы  и создать как можно выше и устойчивее башню. Можно использовать только предложенные вам материалы.                                                                                                    http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_071.jpg  http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_083.jpg                                                http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_099.jpg    http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_072.jpg http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_096_1.jpg  http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_074.jpg  http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_097.jpg

Психолог: какие эмоции вы испытывали во время выполнения этого задания?

        Спутник стресса – мышечное напряжение, так называемый «мышечный панцирь». Он появляется  у людей, которые не умеют отдыхать и расслаблять свой организм, то есть избавляться от стресса. Это явления психологической напряженности, которая приводит к негативным эмоциям и нереализованным желаниям.

        Давайте сейчас с вами снимем психологическое напряжение с помощью следующего упражнения.

Упражнение «Камень с плеч»

        Цель: научить преодолевать мышечное напряжение и психологическую напряженность

Психолог:         иногда нам становиться так трудно, как будто на нас давит огромный камень. Эту тяжесть очень хочется скинуть. Давайте мы встанем, расставим ноги на ширине плеч, поднимем плечи, резко их отведем назад, а потом опустим в низ – «скинем камень с плеч». Выполним это упражнение 6 раз. Как вы себя чувствуете? Вам стало немного легче?

        А еще напряжение можно снять с помощью контролируемого дыхания. Закройте глаза, глубоко вдохните и медленно выдохните. Скажите про себя:

  • «Я – лев», глубоко вдохните и медленно выдохните;
  • «Я – камень», глубоко вдохните и медленно выдохните;
  • «Я – цветок», глубоко вдохните и медленно выдохните;
  • «Я – спокойна», глубоко вдохните и медленно выдохните.

Психолог: вот мы и помогли жителям города избавиться от психологического и мышечного напряжения. (одеваем платье на силуэт) Мне кажется, что город гогадеповцев ожил, он стал более ярким и веселым. Но теперь нам надо поработать над самооценкой жителей города. И вам предлагается послушать про, то чем неудачник не похож на успешного человека.

Информационное сообщение «Формула успеха» М.С.Норбекова , воспитатель-методист

Упражнение «Ленточка»

        Цель: научить участников доверять друг другу, совместно работать

        Оборудование: ленточка длинною 110 см, концы которой сшиты.

Все участники встают в круг, берутся за руки. У психолога через плечо весит лента. Каждый участник должен передать ленту на плечо другого участника. Через ленту можно переступать или перекидывать через голову, но не разъединять руки. Соседи могут помогать. Упражнение выполняется до тех пор пока каждый участник не повесит ленту на плечо и она вернется к ведущему. 

Психолог: дорога по которой мы с вами шли, была не из легких, и мы все немного устали. Нам надо немного отдохнуть и к тому же мы с вами поможем отдохнуть и наши жителям. В этом городе есть прекрасное озеро и у нас с вами есть возможность полюбоваться ним.

Релаксация «Тихое озеро»

        Цель: Снять психологическое напряжение, научить приёмам релаксации и развивать навыки самоконтроля

        Оборудование: музыка релаксин

Психолог: Закройте глаза… Вы около тихого сказочного озера. Слышно вам только ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это вас согревает, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как ваши руки и ноги становятся теплее и теплее от солнечных нежных лучиков. Вы слышите пение птиц, и как стрекочут стрекозы. Вы спокойны. Легкий ветерок колышет ваши волосы. Воздух чистый вы не можете насытиться им. Вы спокойны и не подвижны, как это прекрасное утро. Вы чувствуете себя счастливыми, вам не хочется двигаться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается солнечным теплом. Вы отдыхаете…

        А теперь раскройте глаза…

        Посмотрите, как изменился наш город: он стал ярким, у жительниц города стали блестеть глаза. Вам очень благодарны жители города…Ой посмотрите на название города оно изменилось, видимо от плохого самочувствия наших жительниц города название изменилось в зеркальном отражении, а мы с вами вернули ему прежнюю красоту и умиротворение всем жителям этой страны.   http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_105.jpg               И для того чтоб этого больше не повторилось я предлагаю вам утвердить                                          ДЕКЛАРАЦИЮ СОБСТВЕННОЙ САМОЦЕННОСТИ что в дальнейшем не приведёт к плохому самочувствию жительниц города ПЕДАГОГ.

Декларация Собственной Самоценности ( воспитатель--методист)

Психолог: мы с вами помогли нашим коллегам.  И нам пора возвращаться домой. И сделаем мы с вами это с помощью нашего волшебного трамвайчика.

Упражнение «Я счастливый»

        Цель: поддержать позитивное настроение участников

Участники садятся на стульчики по кругу. Один стул остается свободным. Начинает тот с кем находиться пустой стульчик справа. Игрок должен пересесть на пустой стульчик и сказать: «А я счастливая!». Участник, справа от которого появиться пустой стульчик, пересаживается на него и говорит: «А я тоже!». Следующий участник говорит: «А я счастливая потому что…!», а четвертый участник пересаживается и говорит: « А я счастливая, что со мной рядом …(называет имя любого участника)». Тот чьё имя назвали, пересаживается на пустой стул, и всё начинается снова.

Ведущая предлагает послушать Стих "Философский узелок" Н.Герасименко.              

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору.

При быстром продвижении в гору,

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

 

 

Психолог: мы приехали и нам осталось только поделиться впечатлениями от мастер – класса.

Упражнение «Мои впечатления»

        Цель: способствовать рефлексии каждого участника

        Оборудование: смайлики для каждого участника

Вам нужно написать на обратной стороне смайлика ваши впечатления

  • Веселый смайлик – что понравилось
  • Грустный смайлик – что бы вам хотелось изменить

 

 

http://star-shkolnoe.krimedu.com/uploads/editor/804/69798/sitepage_21/images/izobrazhenie_044_3.jpg

 

 

ДЕКЛАРАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ САМОЦЕННОСТИ

 

Я – это Я!

        Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!

Тест «Состояние вашей нервной системы»
(По К. Либельт)


Инструкция. Обведите кружком одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.


 


Симптом


Нет


Редко


Да


Очень часто

 


Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете,
ощущаете беспокойство?


0


3


5


10

 


Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение?


0


2


3


6

 


Часто ли вы быстро устаете?


0


2


4


8

 


Страдаете ли вы повышенной чувствительностью
к шуму, шороху или свету?


0


2


4


8

 


Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности?


0


2


3


6

 


Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь?
Страдаете бессонницей?


0


2


4


8

 


Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?


0


2


3


6

 


Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах?


0


2


4


8

 


Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание?


0


2


4


8

 


Страдаете ли вы от зуда?


0


2


3


6

 


Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть “на высоте”?


0


2


4


8

 


Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание?


0


2


4


8

 


Копите ли вы неприятности в себе?


0


2


4


8

 


Ощущаете ли вы недовольство самим собой
и окружающим миром?


0


2


4


8

 


Курите ли вы?


0


2


5


10

 


Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли вас страхи?


0


2


4


8

 


Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться
на свежем воздухе?


0


2


4


8

 


Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?


0


2


4


8

 

 

__________________________________________________________________________

 

 

 

Обработка результатов

Сложите обведенные цифры.

0–25: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.

26–45: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете сделать для вашего организма

46–60: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.

Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.

В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом  современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...

«Основная документация педагога-психолога ДОУ» (Городское методическое объединение педагогов - психологов)

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации....

Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"

Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"...