Рабочая программа по шашкам для дошкольников
рабочая программа на тему

Рабочая программа по шашкам для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_shashkam.docx63.79 КБ

Предварительный просмотр:


Шашки для дошкольников

«Шашечная игра-мать шахматной,

и достойная мать».

Эммануил Ласкер

«Если шахматы---король игр,

то шашки – его премьер министр».

Феликс Жан

Пояснительная записка

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):

«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

Цель и задачи  программы

Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • научить оценивать свои и чужие поступки.

Эстетические:

  • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

           Отличительные особенности программы:

  • Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
  • Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
  • Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего  дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
  • Программа поможет  педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень  их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
  • Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
  • Программа служит для того, чтобы воспитанники  смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
  •                        

                      Этапы реализации программы

  • Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
  • На  подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей  развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
  • На втором основном этапе -  воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и  принимают участие в турнирах.
  • На заключительном этапе – воспитанники   закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
  • Режим занятий:
  • - Общее количество часов в год – 32
  • - Количество часов в неделю – 1
  • - Количество занятий в неделю – 1
  • - Периодичность занятий – еженедельно.

Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Формы  и методы работы.

        Возраст обучающихся 4-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.

  • Учитывая возрастные психологические особенности детей 4-7 лет, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и  воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей,  которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
  • Вид детской группы – группа постоянного состава.
  • Набор детей – свободный.
  • Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:
  • - нормальное общее развитие;
  • - интерес ребенка.

Режим занятий:

  • - Общее количество часов в год – 32
  • - Количество часов в неделю – 1
  • - Количество занятий в неделю – 1
  • - Периодичность занятий – еженедельно.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Организация занятий по шашкам

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Обучение детей в шашки должно происходить в максимально игровой форме, учитывающей возраст и психологию ребенка. Обучение игре в шашки – процесс непростой, но при правильном подходе можно достаточно быстро добиться высоких результатов.

Содержание программы

Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности

                           Содержание программы (средняя  группа 4-5 лет)

Темы

Содержание разделов программы

Количество часов

Шахматная доска и фигуры (2)

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек.

2

Правила поведения при игре в шашки (1)

Основа успешной партии – правильное поведение во время игры. Основные правила.

1

Ходы и взятие фигур (4)

Повторение. Закрепление

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту, ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

4

Цель и результат шашечной партии (4)

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

4

Общие принципы разыгрывания партии (6)

Анализ учебных партий, игровая практика.

6

Понятие о шашечном турнире (1)

Шашечные турниры, цель, правила проведения

1

Игровая практика (1)

Применение

1

Анализ игровой практики (1)

1

Особенности хода  дамки (2)

Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения.

2

Дамка против простых шашек (2)

Умение использовать дамку против простых шашек.

2

     11.

Тактические приемы и особенности их применения (2)

Решение тестовых позиций

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты.

Тактические удары, применение в игровой практике

2

     12.

Понятие о комбинации (2)

Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары.

2

     13.

Игровая практика (2)

Анализ игровых парий

2

     14.

Игра «уголки» (2)

Знакомство, отличия от игры в шашки, правила игры.

2

32ч.

Содержание программы (старшая подготовительная группа 5-7 лет)

Темы

Содержание разделов программы

Количество часов

Введение. Элементы стратегии шашечной игры. (Теория и практика) (2)

О шашках. Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана.

2

Шашечная терминология (1)

Шашечная терминология. Использование в игре шашечной терминологии.

1

Тактика окружения.

Использование отсталых и изолированных шашек. (2)

Тактика окружения (охвата) неприятельских сил.

Принципы правильного и последовательного окружения центральной позиции.

Окружение как защитительная тактика.

2

Практическое закрепление материала (2)

Игровая практика

2

Цель и результат шашечной партии (2)

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.

2

Шашечная комбинация

Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.

Как изучать технику проведения комбинаций.

2

Игровая практика (2)

Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

2

Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации

(2)

Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе.

Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.

Как изучать технику проведения комбинаций.

2

Способы защиты. Закрепление (2)

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

2

Практическое закрепление материала (2)

Игровая практика

2

Анализ учебных партий, игровая практика. (2)

 Правила поведения при игре в шашки. Общие принципы разыгрывания партии

2

Общие принципы разыгрывания партии (3)

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашки. Анализ учебных партий, игровая практика.

3

Атака и защита

(2)

Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку.

Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке.

Экономил сил - обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров.

2

Особенности хода  дамки (2)

Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения.

2

Дамка против простых шашек (2)

Умение использовать дамку против простых шашек.

2

Игровая практика (2)

Соревнования.

2

32часа

Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий

определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.

План изучения отдельных тем:

а) объяснение педагогом задачи данной темы;

б) объяснение материала;

в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;

г) проведение практических занятий на данную тему.

Учебный материал данной программы рассчитан на один год. Занятия проводятся еженедельно в течение девяти месяцев.

За год обучения перед воспитанниками  ставится задача овладеть теоретическими знаниями, освоить практику игры.

Перечень дидактических материалов

- набор концовок и этюдов для решения позиций;

- диски с компьютерными программами;

- непосредственно шашки;

- Настенная магнитная шашечная доска

Условия для реализации программы

1. Оборудование, материалы.

Для занятий необходимо: аудитория  со столами и стульями. Помещение должно  отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (12 человек):

- комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);

- шахматные часы (2-3 комплекта);

Сроки реализации

        Программа предусматривает проведение 32 часа занятий в год, по одному занятию в неделю. Программа имеет две темы: основы игры, шашечная тактика.

Формы и виды контроля

        С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.

        Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с учителем, беседы.

        Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с учителем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.

Ожидаемые результаты

        По окончании обучения дети должны знать:

  • шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
  • правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
  • стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
  • Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

  • ориентироваться на шашечной доске,
  • правильно помещать доску между партнерами,
  • правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
  • применять на практике правила игры,
  • следить за ходами противника, поправлять,
  • решать простейшие комбинации,
  • расставлять позиции с заданными условиями,
  • рассчитывать соотношение сил.

Приобретение универсальных учебных действий(ууд)

        Коммуникативные:

  • общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с  использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,
  • выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,
  • контролирование собственных эмоций,
  • использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.

Познавательные:

  • применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,
  • решение многоходовых задач по заданному алгоритму,
  • использование знаний в практической игре,
  • ориентирование на плоскости,
  • схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,
  • анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.

Регулятивные:

  • понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,
  • создание плана реализации преимущества,
  • предвидение развития позиций,
  • предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,
  • оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,
  • выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.

Результаты деятельности кружка «Шашки»

        Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться:

- усвоение ребенком правил поведения на занятиях,

- усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,

- принятие правил этикета в игре – уважение противника,

- принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)

Результатом второго  уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:

       - развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,

       - познание ребенком ценности и важности занятия шашками.

Результатом третьего  уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться:

       - опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,

       - участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.

Материально-техническая база

        Самостоятельное обучение шашкам невозможно без изучения шашечной литературы. Книги и журналы  на шашечную тему посвящены различным стадиям и приемам шашечной игры, в них собран богатейший опыт сильнейших игроков и тренеров. Очень важно обучаться шашечной игре по книгам поэтапно, правильно подбирая шашечную литературу в соответствии со своим уровнем игры, новичку вряд ли удастся все понять и многому научиться сразу по книгам, предназначенным для шашистов высокой квалификации.

Для проведения занятий  необходимы:

Шахматные доски с шашками в комплекте, демонстрационная доска, материал.

Интересные шашечные книги можно найти в разделах сайта “Скачать” и “Шашечные книги”. Кроме шашечной литературы на сайте “Шашки всем” есть также другой интересный способ самостоятельного обучения шашкам – решение интерактивных шашечных тестов. Это несложно, увлекательно и полезно!

Используемая литература

  1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
  2. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
  3. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
  4. Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
  5. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  6. Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
  8. Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 1996.
  9. Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.:Просвещение, 1989.
  10. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  11. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  12. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  13. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  14. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  15. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
  16. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  17. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  18. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  19. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  20. Internet  ресурсы, сайты.

Это не надо, отсюда взяла кое-что, можно потом просмотреть план второго года здесь!!!!!

Проект обучающей игры «Шашечный дебют»

Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 2 года. Количество детей в группе – 6 человек (в среднем). Занятия в первый год обучения рекомендуется проводить два раза в неделю

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.

Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Организация занятий по шашкам

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

Условием нашего проекта выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности.

В организацию предметно-развивающей среды по проекту были подготовлены: музей по шашкам, кабинет по шашкам, информационный стенд «Шашечный дебют», шашечные уголки в групповых комнатах, оборудование и демонстрационный материал.

Участники:

Заведующая, старший воспитатель, воспитатели, дети, родители, специалисты ДОУ.

Информационная поддержка проекта:

  1. Газета «Эхо столицы»;
  2. Телевидение «НВК САХА»;
  3. Интернет-сайты Управления образования.

Социальные связи с другими организациями:

  1. Управление образования городского округа «город Якутск»;
  2. Научно-методическое сотрудничество с кафедрой дошкольной и начальной педагоги и психологии ИРО и ПК г. Якутска;
  3. Трансляция опыта работы через Информационно-Методический центр УО г. Якутска;
  4. Практика студентов пединститута;
  5. Практика студентов педагогического колледжа;
  6. Работа по преемственности со школами, куда поступают выпускники детского сада: СОШ № 2, СОШ № 26.
  7. Методическая и судейская помощь от Республиканского Шахматно-Шашечного Центра г. Якутска;

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь. 2012 г.)

  1. Мастер-класс тренеров Республиканского Шахматно-Шашечного Центра для педагогов ДОУ (отвеств. ст. воспитатель);
  2. Консультация старшего воспитателя «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» (для родителей и воспитателей);
  3. Подготовка кабинета к работе с детьми в шашечном кружке (отвест. ст. воспитатель);
  4. Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный кружок (отвест. ст. воспитатель);
  5. Заказ и оформление стенда для шашечного кружка (отвест. ст. воспитатель);
  6. Оформление шашечного уголка для детей в групповых комнатах старшего дошкольного Возраста (отвест. воспитатели);
  7. Оформление музея шашек (отвест. ст. воспитатель);
  8. Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований по возрастам (ответств. ст.воспитатель, специалисты);
  9. Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для музея-выставки – (ответств. воспитатели).

2 этап. Реализация проекта (сентябрь 2012 по ноябрь 2014 г)

Тематическое планирование. 1 год обучения 2012–2013 гг.
(старшая группа)

Кружковые занятия

Сроки

Ответственный

 

 

октябрь

Руководитель кружка

1

Занятие. Экскурсия в музей шашек. История шашек.

2

Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках)

ноябрь

3

Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги.

4

Практическое закрепление материала

5

Занятие. Шашечные поля.

6

Практическое закрепление материала

7

Занятие. Диагональ

8

Практическое закрепление материала

9

Занятие. Как ходят шашки

декабрь

10

Практическое закрепление материала

11

Занятие. Основные правила шашечной игры

12

Практическое закрепление материала

13

Занятие. Цели игры и определение результата партии

14

Практическое закрепление материала

15

Занятие. Разные виды ничьей партии

16

Практическое закрепление материала

17

Занятие. Как начинать партию?

январь

18

Практическое закрепление материала

19

Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира.

февраль

20

Практическое закрепление материала

21

Занятие. Подготовка к соревнованиям

22

Практическое закрепление материала

23

Практическое закрепление материала

март

24

Практическое закрепление материала

апрель

25

Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками.

май

26

Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры

июнь-июль

Тематическое планирование. 2 год обучения, 2013–2014 гг.
(подготовительная к школе группа)

Кружковые занятия

сроки

ответственный

1

Занятие. Делаем наилучшие ходы.

октябрь

Руководитель кружка

2

Практическое закрепление материала

3

Занятие. Простые комбинации.

ноябрь

4

Практическое закрепление материала

5

Занятие. Основы позиционной игры.

6

Практическое закрепление материала

7

Занятие. Комбинационные приемы

8

Практическое закрепление материала

9

Занятие. Связывание

декабрь

10

Практическое закрепление материала

11

Занятие. Использование дополнительного темпа.

12

Практическое закрепление материала

13

Занятие. Размен.

14

Практическое закрепление материала

15

Занятие. «Шлагбаум».

16

Практическое закрепление материала

17

Занятие. Достижение выгодной оппозиции.

январь

18

Практическое закрепление материала

19

Занятие. Треугольник Петрова.

февраль

20

Практическое закрепление материала

21

Занятие. Подготовка к соревнованиям

22

Практическое закрепление материала

23

Занятие. Растяжка и оттяжка.

март

24

Практическое закрепление материала

апрель

25

Эффективность и красота комбинаций.

май

26

Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры

июнь-июль

Организационно-педагогическая работа с детьми в ДОУ:

  1. Проведение отборочных туров (декабрь-февраль).
  2. Развлечение «Шашечный бал» (январь 2014 г.).
  3. Участие детей старшего возраста во внутрисадовской зимней спартакиаде по шашкам (январь-февраль 2014 г.).
  4. Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Шашечные забавы» (март-апрель 2014 г.).
  5. Организация сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных, подвижных игр с применением шашечной терминологии.

Участие детей в окружных, республиканских российских и международных конкурсах и мероприятиях:

  1. Соревнования по шашкам. Окружной этап г. Якутска (январь)
  2. Республиканские шашечные соревнования (март)
  3. Фестиваль интеллектуальных игр (сонор, шахматы, шашки, интеллектуальный биатлон) (июнь)
  4. Участие детей, педагогов в Центре творчества Фиджип-Евроталант, которая организует Международная федерация по развивающему обучению и игровой педагогике ФИДЖИП и Международная неправительственная организация ЕВРОТАЛАНТ, в г. Сабль-д, Олонь, Франция, под руководством профессора Г. Томский.

3 этап. Обобщающий этап. Ноябрь 2014 г.

  1. Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»
  2. Фоторепортажи с мероприятий.
  3. Подготовка методических рекомендаций с описанием технологий разработки занятий направленных на развитие интеллектуально-познавательного мышления дошкольников.
  4. Разработка методических рекомендаций по подготовке педагогов дошкольного образования к работе с обучающей программой «Шашечный дебют», направленной на развитие творческого мышления.
  5. Создание профессионально-развивающей среды в МДОУ № 9.
  6. Создание условий для проведения на базе МДОУ № 9 системы развивающих семинаров по подготовке педагогов других образовательных учреждений к работе с программой.
  7. Конференция по итогам реализации проекта.
  8. Защита проекта обучающей программы на экспертном совете.

Используемая литература

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
  7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
  13. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.

Поделиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФЭМП для дошкольников

  В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педаго...

Рабочая программа по физическому развитию дошкольников 4-5 лет

Образовательная область "Физическая культура"...

Рабочая программа факультатива "Шашки"

Факультатив по шашкам для старшего дошкольного возраста....

рабочая программа кружка "Шашки"

программа для детей старшего дошкольного возраста кружка "Шашки"...

Рабочая программа кружка "Шашки"

Обучение детей в игре русские шашки....

Рабочая программа по шашкам и шахматам "Мир фигур" для детей 5-7 лет.

Шашки и шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются сло...

Рабочая программа кружка "Шашки к бою"

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существ...