Семинар-практикум "Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?"
консультация на тему

Шумилина Надежда Николаевна

Чтобы  отношения с родителями  были партнерскими, чтобы  родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно  пересмотреть  свои отношения с семьей. Педагог должен  критически взглянуть  на себя  и попытаться  в корне что- то изменить.

Искать  пути  налаживания  взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как  они получили  для этого специальное  профессиональное  образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_roditel_-_zakazchik_sponsor_partner.docx101.32 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Кизильский детский сад № 3»

Семинар-практикум

«Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

                                                                                       2016г

Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

Цель:

способствовать формированию у педагогов  потребности  тесного  взаимодействия  с семьями  воспитанников и вовлечения  родителей  в жизнедеятельность ДОУ;

совершенствовать  качество  работы ДОУ при взаимодействии  с родителями.

Воспитание  и образование – процесс трудный, многогранный  и требует взаимодействия  всех его участников: родителей, воспитателей. Основную роль  в воспитании и развитии ребенка  играет семья.

Успешность  семейного воспитания  ребенка зависит  от воспитательного потенциала  семьи. Он представляет  собой комплекс  условий и средств, определяющих  педагогические возможности семьи. Сюда же относятся  материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

Факторы, влияющие  на развитие ребенка в семье.

1.Микроклимат  самой семьи, где происходит  приобщение детей к социальным ценностям, ознакомление их со сложностями  и противоречиями современного мира.

2.Внутрисемейная  деятельность- основное средство  социализации  человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.

3.Воспитательная  деятельность  родителей, где родители  выступают в качестве  педагогов.

Одним из главных  условий  повышения  эффективности  семейного  воспитания  является сознание  того, что  семья – это  высшая социальная  ценность, в которой  в полной мере  может быть реализовано  формирование  и развитие личности  ребенка.

В связи с этим  образовательному  учреждению  необходимо, с одной  стороны, обеспечить  ответственность  родителей  за воспитание  детей, а с другой – подготовку семьи к реализации  этой задачи.

Функции семьи и ДОУ.

Наша цель сегодня - спроектировать  современную (идеальную) систему  взаимодействия семьи и образовательного учреждения, разработать и принять современные  принципы взаимодействия с родителями, так как в настоящее время  возникла  проблема  недостатка взаимопонимания между родителями и воспитателями.

1.Определим  функции семьи и ДОУ.

Семья:

- создает условия  для интеллектуального  и физического развития ребенка;

-обеспечивает  первичную  социализацию личности;

-создает уникальную атмосферу любви,  эмоциональной насыщенности и теплоты  индивидуальных  отношений; условия  для эмоционально – психического  созревания.

ДОУ:

-  создает условия  для интеллектуального и физического развития  ребенка;

-обеспечивает первичную социализацию личности;

-создает уникальную атмосферу  любви, эмоциональной  насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условий для  эмоционально –психического созревания.

Вывод:  функции  одинаковы как у семьи, так и  у дошкольного учреждения.

-Почему функции  одинаковы, а взаимопонимания нет? (Размышления педагогов)

Причины непонимания  между  родителями  и педагогами (по мнению  педагогов ДОУ):

-родители  идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его  уровень  развития, не хотят видеть недостатки;

-родители равнодушны к своим детям  и детскому саду;

-перекладывают  ответственность  за воспитание и обучение  на детский сад;

-низкий  культурный и педагогический уровень родителей.

Причины  непонимания между родителями и педагогами ( по мнению  родителей воспитанников ДОУ):

-невнимание  к детям со стороны воспитателя;

- не показывают  в полном объеме  работу с детьми ( только  работы по изодеятельности и ручному труду);

- только поучают, что надо и так;

-много негативного  говорят  про ребенка и мало хорошего;

- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

-мало практической  информации.

Выводы:

Проблема непонимания  заключается  вовсе не в отсутствии  внимания со стороны родителей, а в закрытости  самого ДОУ. Родители не имеют  открытого доступа  к работе воспитателя, нет  адекватного  обмена  мнениями. Воспитатели не желают проникновения  родителей на свою территорию даже в вопросах  оказания помощи. Родители допускаются в ДОУ, когда это требуется,- для благоустройства, на праздники, для озеленения, на собрание. В остальные  дни двери детского сада  закрыты.

Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать  семью, указывать  ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма  живучие способы  и формы работы с семьей с доминированием  монолога педагога ( инструктивные сообщения, консультации, информационные стенды). Сам ребенок  и его интересы  нередко выпадают  из поля зрения  и родителей и воспитателей. Взрослые озабочены своими  амбициями, доказательством  друг другу  своей правоты и компетентности

1.Упражнение «Составим письменный портрет».

- 1 подгруппа описывает качества - «Самый приятный родитель в общении».

-2 подгруппа - «Самый трудный родитель в общении».


Цель. Выяснить степень удовлетворенности воспитателями общением с родителями.

Педагогам предлагается представить идеального родителя, с которым приятно и легко общаться. Затем выделить и написать в столбик пять наиболее важных качеств, которыми должен обладать идеальный родитель.

В воображении необходимо воссоздать образ одного из реальных родителей, с которым общение выстраивается наиболее легко. Приняв условно выраженность каждого из пяти качеств за 100%, нужно оценить в процентах степень выраженности каждого свойства у этого родителя. Полученные условные проценты необходимо записать слева, напротив каждого качества идеального родителя.

Затем необходимо воссоздать в воображении образ того родителя, общение с которым наименее приятно, и аналогичным образом провести оценку его качеств, записав, их справа.

. Далее педагогам предлагается сложить все процентные данные по родителю, который нравится больше других, разделить их на пять, тем самым, получив условный средний процент удовлетворенности родителем, общение с которым наиболее приятно. То же самое необходимо сделать в отношении родителя, который нравится менее других. Педагогам предлагается сравнить средние проценты, найти разницу между ними. Чаще бывает так, что средний процент удовлетворенности родителем, который нравится больше других, значительно больше, чем средний процент удовлетворенности от общения с родителем, который нравится менее других. Чем выше полученная разность, тем в большей степени для педагога свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под нее конкретных родителей. Эта установка выражена, если получаемая разница выше 40%.

После этого воспитателям предлагается выделить качество (или качества) личности, по которому расхождение индексов наибольшее.

«Вероятно, именно этому качеству придается особое значение в общении с родителями. Например, таким качеством является желание слушать Ваши советы. Родителями, которые безоговорочно следуют Вашим советам, Вы удовлетворены, другими удовлетворены в меньшей степени. И в процессе общения пытаетесь «подогнать» родителей именно под это качество. Подумайте, не бывает ли так, что родитель, который не соответствует Вашему идеалу, вызывает у Вас раздражение, а отсюда к нему возникает отрицательное отношение. Попробуйте проанализировать, почему тому или иному свойству Вы придаете такое значение. Не связано ли это с собственным эгоцентризмом? Например, с родителем, который во всем соглашается с Вами, общаться проще, такой родитель доставляет меньше отрицательных переживаний. Подумайте, не важнее ли для Вас собственное эмоциональное благополучие, чем переживания по поводу того, что Вам не нравится в родителе».

В конце старший воспитатель может задать несколько вопросов.


Зависит ли Ваше общение с родителями от того, как Вы воспринимаете их?

Проще ли Вам общаться с родителями, обладающими качествами, которые Вы цените в людях?

Можно ли, по Вашему мнению, изменить ситуацию?

Определим  роли педагога и родителя.

Роль педагога:

-учу, развиваю.

Роль родителя:

-спонсор,

-просит педагога  обучить, воспитать

Родитель в такой  ситуации передает  функции педагогу.

Родитель- заказчик; педагог – обслуживающий персонал.

 Определим у педагога и родителя:

-стиль общения с ребенком;

-образ ребенка;

-действия.

(Размышления педагогов).

Вывод:  ребенок находится  между родителями  и их требованиями, с одной стороны, и педагогом – с другой стороны. Получаются  две точки  соприкосновения  ребенка со взрослым: ребенок между взрослыми.

Определим, почему  родители  отдают своего  ребенка на воспитание педагогу?

-Семья не может  успешно  выполнять указанные  функции, так  как в семье  нет материально- бытовых средств и условий  воспитания, какие есть в ДОУ.

-От необходимости – родители  должны  работать, не с кем  оставить ребенка.

-Семье не хватает  педагогических  и психологических  знаний.

-Семья не может  обеспечить ребенку  эмоционально- нравственный климат.

-Семья  не может обеспечить  достаточного общения  ребенка  со сверстниками и взрослыми.

    И вот родители  доверили  нам воспитание своего  чада. И мы, убежденные в педагогической  некомпетентности  родителей, рьяно  взялись за воспитание  детей. При этом активно  сотрудничаем с семьей, используя разные формы работы.

Назовите формы работы  с родителями, которые вы применяете в вашей практике

Традиционные формы  работы с родителями:

Нетрадиционные  формы работы с родителями:

- родительские собрания,

-беседы,

-консультации,

-анкетирование,

-практикумы,

-семинары,

-наглядная информация,

-выставки,

-посещение семьи,

-конкурсы и др.

-круглый стол,

-вечер вопросов и ответов,

-семейный театр,

-родительская почта,

-семейная  гостиная,

-семейный клуб,

-телефон доверия,

-семейная библиотека,

- библиотека игр,

- походы,

-родительские вечеринки,

-чайные паузы,

-видеоролики,

-рекламная информация,

- родительская газета,

- родительский журнал,

- переписка с родителями,

- презентации и др.

Давайте еще раз  уточним роль педагога сегодня:

                                     (на стену)

1.Информирует  родителей о развитии  их  ребенка.

2.Оценивает  ребенка.

3.Указывает, как нужно  поступать в том ,или ином  случае.

4.Задает родителям домашние задания.

5.Работает  для удовлетворения  потребностей ДОУ, программы.

6.Учит родителя, как развивать ребенка.

7.Считает, что все знает  сам о детях  и о родителях (уверен в своей компетентности).

     Чтобы  отношения с родителями  были партнерскими, чтобы  родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно  пересмотреть  свои отношения с семьей. Педагог должен  критически взглянуть  на себя  и попытаться  в корне что- то изменить.

Искать  пути  налаживания  взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как  они получили  для этого специальное  профессиональное  образование.

Только  тогда мы  можем в  Программе развития  нашего  детского сада  прописать  новую трактовку взаимодействия детского сада и родителей.

Успех человека зависит не только от силы его характера и жизненного везения. Во многих делах определяющим фактором являются наши взаимоотношения с окружающими. В частности это наши коммуникативные способности, и от того, насколько они развиты, зависит успешность человека в трудовой деятельности и других различных областях жизни.

               Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.

        Опыт работы показывает, как часто, педагоги бывают беспомощны, незащищены, неумелы в общении с родителями. Иногда неадекватное поведение педагогов, особенно в критической ситуации, провоцирует на откровенную неприязнь со стороны родителей.

        Хотя, безусловно, каждый педагог знает, как важно найти подход к родителям, настроить их на совместную деятельность, в целях оказания помощи и поддержки своим детям, так как от этого зависит успех образования в целом.

Но, как часто бывает на практике  - Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить... Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, вежливо говорят педагогам: «Здравствуйте!» - и уходят. Целый день дети проводят с воспитателями: играют, гуляют, занимаются... А вечером опять приходят папы и мамы и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг и возникнут вопросы, то родители скажут педагогу: «Ведь было же анкетирование! Мы там обо всём рассказали», а педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды! Почитайте, там все сказано». Согласитесь, картина безрадостная... И сразу хочется сказать, что так быть не должно!.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленником.
Давайте разберёмся: что такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Новый стандарт «Педагога» предъявляет высокие требования к профессиональным компетенциям современных педагогов. Одна из важнейших компетенций – коммуникативная.

Каким же должен быть педагог нового поколения?

Чтобы вырастить новое поколение детей, педагог должен осознавать  свою индивидуальность в педагогической деятельности, ориентироваться  на построение личностных взаимоотношений с детьми и их родителями, владеть  навыками рефлексивного и эмпатийного поведения.  Педагог должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Для этого ему необходимо:

знать:

понятия «рефлексия, креативность, эмпатийность, приятие личности другого человека, индивидуальный стиль общения, коммуникация, коммуникативная компетенция и компетентность»;

правила поведения для конфликтных людей;

правила разрешения конфликтов;

основные формы реагирования в общении;

алгоритм стратегии сотрудничества.

уметь:

анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;

понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением; – отстаивать свою позицию конструктивными способами;

адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.

владеть:

способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

навыками самооценки и понимания других;

навыками позитивного общения;

навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниям.

Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения

2.Упражнение «Ассоциации».

Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов

Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.

1.Контакт

2.Беседа

3.Встреча

4.Разговор

5.Переговоры

6.Обмен информацией

7.Процесс восприятия и познания друг друга

8.Прием информации

9.Передача информации

10.Самовыражение

11.Поддержка

12.Взаимопонимание

13.Сплочение

14.И т.д.

Виды общения педагога с родителями

Поскольку в процессе общения педагога с семьями воспитанников решаются познавательные и личностно-развивающие задачи, данный процесс правильнее будет назвать педагогическим общением.

Можно выделить два вида общения педагога с родителями:

-групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;

-дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с двумя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т.д.).

С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может практически любой педагог.

Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

Характер общения педагогов с родителями обусловлен следующими составляющими:

-психолого-педагогической подготовленностью,

-коммуникативной культурой педагога,

-личностно-психологической готовностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным.

Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств?

 По признанию исследователей, к сожалению, нет. Большинство из них отмечают достаточный уровень психолого-педагогической подготовленности педагогов наряду с низким уровнем коммуникативной культуры и неготовностью к эффективному педагогическому общению.

        Основу коммуникативной культуры составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя:

-коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения,

-эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию,

-идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому воспитатели с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребёнка.

3.Упражнение  «Войди в круг»

Цель: Демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Процедура. Педагогам предлагается вытянуть из коробки листок, по сигналу ведущего все открывают разворачивают его и читают, что написано, но никому не показывают. Участникам, вытянувшим слово «круг» - родитель  нужно встать в круг и крепко держаться за руки – это круг  родителей. Педагоги, которые вытянули листок со словами «смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с заданным типом общения», встают за кругом, но в разных местах друг от друга. Они должны так убедить играющих  впустить их в круг, то есть подобрать необходимые слова в соответствии с указанным заданием, чтобы «родители» захотели это сделать.

Рефлексия.

1.        Что Вы испытывали, выполняя упражнение?

2.        Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?

3.        Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

         (родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с демократическим стилем: (Родитель рассматривается как равноправный партнер в общении. Педагог привлекает родителей к принятию решений, учитывает их мнение, учитывает личностные качества родителей и детей. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба)

Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с авторитарным  стилем: (Родитель рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, использует свои права без учета ситуации и мнений родителей, не обосновывает свои действия перед родителями. Главными методами воздействия такого педагога являются приказ, поучение)

Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с либеральным  стилем: (Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу родителям, коллегам. Проявляет нерешительность и колебания при взаимодействии с родителями)

        Несколько правил взаимодействия с семьями воспитанников. Таких правил немного, но они обязательны для всех членов педагогического коллектива:

*Уважай родителей своих воспитанников, повышай приоритет семьи, семейных традиций.

*Недопустимы претензии к родителям, просьбы «принять дома меры» по поводу поведения ребёнка. Подобные ситуации создают психологический барьер, мешают родителям правильно воспринимать даже разумные требования.

*Опирайся на положительный опыт родителей, обращайся к ним с просьбой о сотрудничестве.

*Учитывай особенности воспитания в каждой семье; старайся понять суть проблемы родителей

Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды:

·        информационно-коммуникативная. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;

·        аффективно-коммуникативная. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;

·        регуляционно-коммуникативная. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

 «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями» (приложение №1)

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Опросник

1.        Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.        Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3.        Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4.        Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.        Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.        Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.

7.        Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.        Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9.        В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.        Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11.        Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?

12.        Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.        У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14.        Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15.        Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.        Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов

«Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор к тесту В.Ф.Ряховского

30 - 32 очка - Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 - 29 очков - Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 - 24 очков - Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 - 18 очков - у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9 - 13 очков - Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4 - 8 очков - Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее - Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно

Быть успешными в сфере коммуникации помогают....

Средства коммуникации

Общение осуществляется вербальными и невербальными средствами.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

К основным невербальным средствам общения относятся:

Жесты. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. Особенности: интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. В мимическом выражении лица шесть основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что, когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Таким образом, чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определёнными приёмами эффективного общения с родителями.

А теперь несколько упражнений, которые помогут развить и направить коммуникативность педагога.

4.«Дискуссия»

Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. На упражнение отводится 15 минут.

5.«Побег из тюрьмы».

 Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений. Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов»  - правило эффективного общения (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

▪        Улыбка,

▪        имя собеседника

▪        комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

6.Упражнение  «Волшебная шляпа». 

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (5 мин) (Участники остаются в кругу)

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент  рядом стоящему, как одному из родителей своей группы.  Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Анализ упражнения

1.        Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

2.        Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Ведущий подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Можно и так

7.Игра в круге «Я учусь у тебя».

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя… » (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться… » или «Да, я могу научить… ». Затем он бросает мячик другому участнику.

8.Упражнение «Выбери фразу»

Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы:

- утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме;

- инициатор беседы уверен в себе;

- исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы;

-  обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме “Вы-подхода”".

Итак, выделите, на ваш взгляд, «неудачные» фразы, далее подберите к «нежелательной» фразе  в «желательную».

Раздаточный материал  

1.Извините, если я помешала...

2.Я бы хотела...

3.Вероятно, вы об этом еще не слышали...

4.Вам будет интересно узнать...

5.Я бы хотела еще раз услышать...

6.Мне представляется интересным то, что...

7.Я пришла к такому выводу, что...

8.Вы хотите...

9.Думается, ваша проблема заключается в том, что...

10.Давайте с вами быстро обсудим...

11.Как вы знаете...

12.Хотя вам это и неизвестно...

13.Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...

14.Вы, конечно, об этом еще не знаете...

15.А у меня на этот счет другое мнение...

16.Конечно, вам уже известно...

17.Вы, наверное, об этом слышали...

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

(«Неудачные» фразы: "Извините, если я помешала…", "Я бы хотела еще раз услышать…", "Давайте с вами быстренько обсудим…", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…", "А у меня на этот счет другое мнение…".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

·        "Я бы хотела…" – "Вы хотите…";

·        "Вероятно, вы об этом еще не слышали…" – "Вы, наверное, уже об этом слышали…";

·        "Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать…";

·        "Я пришла к такому выводу, что…" – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…";

·        "Хотя вам это и неизвестно…" – "Конечно, вам уже известно…";

·        "Вы, конечно, об этом еще не знаете..." – "Как вы знаете...").

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

∙        Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

∙        Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

∙        Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

∙        Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

∙        Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

∙        Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Техника активного слушания

Бывает, что мы не можем понять человека, уделить ему внимание, запомнить, что он нам говорит. Оказывается, очень важно слушать и слышать собеседника, чтобы избежать недопонимания и разлада общения. И тут есть техника "активного слушания". Кстати в применении подобных коммуникативных техник есть один крайне ценный посыл - нужно взять ответственность за результаты общения на себя. Вы отвечаете за то, что и как понял ваш собеседник, что и как поняли вы, какие эмоции возникают у вас обоих в процессе общения и т.д.

Итак "активное слушание". Оно помогает: услышать собеседника, прояснить суть его речи, лучше запомнить содержание беседы, управлять эмоциональной стороной беседы, наладить контакт с человеком. И еще очень важно - активное слушание способствует говорению вашего собеседника. Собеседник сможет рассказать вам больше.

Методика  определения степени выраженности умения слушать другого человека.

 Перед вами 16 вопросов, на каждый из которых вы должны ответить утверждением «да» или «нет». Следует помнить, что нет «правильных» или «неправильных» ответов, поскольку люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае вы сможете лучше узнать себя.

Заранее благодарим вас!

Анкета

1. Ждете ли вы терпеливо, пока другой закончит говорить и даст вам возможность высказаться?

2. Спешите ли вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?

3. Слушаете ли вы лишь то, что вам нравится?

4. Мешают ли вам слушать собеседника ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь ли вы, когда собеседник излагает свои мысли?

6. Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают ли вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?

9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Всегда ли вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?

12. Принимаете ли вы во внимание тот факт, что вы с собеседником можете говорить о разных вещах?

13. Допускаете ли, что у вас и вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь ли вы выяснить, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?

15. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

 Интерпретация

- 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания.

- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

Чтобы ваше слушание превратилось в активное, необходимо следовать нескольким советам:  

 1. Поощряйте собеседника

Выражайте интерес, поощряйте речь собеседника. Используйте нейтральные слова не выражающие оценку. Избегайте критики.

Используйте: Ага, Угу, да, я понимаю, и др. Поможет также дословный повтор одного-двух слов собеседника.

2. Прояснение

Помогает прояснить сказанное, уточнить, получить больше информации. Задавайте вопросы. Переформулируйте услышанное не совсем точно, чтобы говорящий продолжил объяснение.

Когда, как это случилось? Правильно ли я понял что....? Насколько я понял, это.... Я услышал....

3. Переспрашивание

Тут нужно показать, что вы слушаете и понимаете суть изложенного. Также вы проверяете собственное понимание. Переспрашивайте по-своему формулируя основные предложения и факты.

Т.е вы бы хотели, чтобы ваши партнеры вам больше доверяли. Не так ли?

4. Эмпатия

Показать, что вы понимаете чувства другого человека. Предоставить человеку возможность услышать о его чувствах со стороны.

Вы кажется расстроены этим фактом...?

5. Выражение сопереживание

Признать значимость и выразить уважение к чувствам и переживаниям другого человека. Подчеркиваем важность его чувства собственного достоинства, значимости. Признаем значимость проблем собеседника.

Я ценю ваше стремление разрешить эту проблему...

Я разделяю вашу озабоченность данным вопросом....

6. Подведение итогов

Указать на наличие прогресса в разговоре. Свести воедино основные идеи и факты. Создать основу для дальнейшего обсуждения. Тут необходимо заново сформулировать основные идеи и чувства.

Правильно ли я понял, что...?

В итоге, можно сказать что...

Насколько я понял это..., речь шла о....

Кажется, это была ключевая идея...

Давайте подведем итог....В результате....

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его.

Причем в любом высказывании существует по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:

Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

Поддакивание («ага», «угу», да-да, ну, кивание подбородком).

«Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.

«Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

«Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.

Побуждение («Ну и... И что дальше?»).

Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»).

Наводящие вопросы: (Что? где? когда? почему?зачем?)

Оценки, советы.

Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

Эмоции («ух», «ах», «здорово», «смех», «скорбная мина»)

Нерелевантные высказывания (не относящиеся к или относящиеся лишь формально)

Логические следствия из высказываний партнера, например, предположить о причине события

«Хамовитые реакции» («глупости», «ерунда все это»)

Распрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели)

Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).

Обычно в слушании проявляется 3 такта: поддержка — уяснение — комментирование. На этапе поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное сопровождение». На этапе «уяснения» — цель: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз. На этапе «комментирования» слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

Ошибки в применении технологии 

Приемы активного слушания в психологии способствуют полноценному выстраиванию отношений в социуме. Поэтому следует избегать явных ошибок при общении.

 Отвлечение от разговора, реакция на внешние раздражители, собственные мысли.

Придумывание ответов или аргументов способствует потере сути беседы.

Наставления, критика и морализация («я же говорил…») только подтолкнут собеседника прекратить разговор.

«Попугайские» фразы или копирование слов говорящего создают иллюзию понимания. Проницательный человек догадается, что его не слушают.

Нельзя перебивать, заканчивать фразу за собеседника. Лучше дать ему самостоятельно оформить мысль.

Сводить разговор к бессмысленной полемике.

 Концентрировать внимание на себе, переводя все слова собеседника на свои ситуации («а у меня было так…»).

9.Упражнение
Парафраз - группа делиться на подгруппы (3-4), каждая мини-группа вспоминает какое-то стихотворение (4 строчки). Задача - каждое слово заменить синонимом или похожим словом или фразой. Затем, каждая мини-группа зачитывает свое получившееся произведение, а остальные отгадывают - какое стихотворение было изначально.
Уточнение - раздаю карточки с фразами из российских песен (лучше поглупее и понепонятнее, типа "Давай пойдем с тобой туда, давай пойдем с тобой сюда, давай пойдем вдвоем"). Участники по кругу зачитывают тест из доставшейся песни, следующий участник что-то уточняет в тексте (отвечать не обязательно, отрабатываем только технику).
Резюме - раздаю карточки с пословицами. Каждый участник должен придумать мини-рассказ, который иллюстрирует пословицу (пример из жизни, или "Есть такое мнение, что..."). Сама пословица не называется. По кругу каждый рассказывает свою историю, задача следующего участника - отрезюмировать слова выступающего (часто именно это и является пословицей).

10.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие… » (развитие воображения, фантазии)

Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле. Прочитайте стихи коллегам.

∙        - Все любят послушных, приветливых деток.

Капризных, упрямых – не любит никто…

∙        - Утром настроение плохое,

глаз накрасить не могу никак…

∙        - Родители, часто сердясь и бранясь,

с ребёнком теряют душевную связь…

∙        -Генетику можно во всем обвинять,

на зеркало даже не стоит пенять…

∙        - Чтобы значимость другому показать,

щёки вовсе и не стоит надувать…

∙        Подарил корове конь
Красные тюльпаны.


 Нужны в общении слова
  И ты об этом знаешь.

∙        
  Нет невозможно оправдать
  Тех, кто толкается локтями.

∙        Семья – это то, что мы делим на всех

Всего понемногу: и слезы и смех

∙        Учитесь радоваться жизни

Все принимать таким как есть

∙        Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих

∙        Имею свой неординарный взгляд

На вещи, на события, на чувства,

∙        Кто ползает, тому уж не летать,

        Под облака иль к звёздам не подняться.

∙        Огорченья, одни огорченья,

Мало радости, нету услад

Мозговой штурм, цель которого сформулировать правила общения с родителями

(делимся на две команды)

 например,

·        Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.

·        Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

·        Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

·        Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.

·        Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

·        Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

     Теперь можно создать  новую модель взаимодействия: родитель- семья- педагог.

-Что лежит в основе  взаимодействия?

В основе любого взаимодействия лежит  создание  совместной деятельности, которая  предполагает коллективную творческую  деятельность. Для ее организации нужно следующее:

1.Договориться обеим сторонам.

2.Определить цели, средства, формы, подходы.

3.Использование разных направлений (метод мозгового штурма).

4.Формирование ядра, чтобы создать  коллективное мнение.

Создание  новой модели взаимодействия ДОУ и семьи.

Для этого нужно организовать успешную деятельность , так как личность  вырастает лишь в успешной деятельности. Нужно научить родителя  создать образ успешного  ребенка. Признание приоритета  семейного воспитания требует  иных взаимоотношений семьи и  ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия, доверительности.

Детский сад и семья в идеале должны стремиться  к созданию единого пространства развития ребенка. Для этого нужен  ряд специфических условий:

-взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями,

-учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;

-использование  разнообразных форм  работы с родителями,

-одновременное  влияние на родителей и детей,

-систематичность  и последовательность  в работе с родителями,

-соблюдение  педагогического такта.

Мы постоянно повторяем слово «взаимодействие», но что оно означает? Обратимся к словарю С.Ожегова: «Взаимодействие:1- взаимная связь  явлений; 2- взаимная  поддержка».

Таким образом, для взаимодействия  ДОУ  и семьи нужно  пересмотреть свои роли, свою позицию педагога.

Приложение

 Самодиагностику (заполнение бланка, анализ результатов)

 «Определение вашего стиля в общении с родителями»

(авторы: В.Г.Маралова, В.А.Ситарова)

Инструкция: если Вы полностью согласны с утверждением, то напротив утверждения ставите 5 баллов. Если согласны в большей степени, чем не согласны, – 4 балла. Если согласны и не согласны в равной степени – 3 балла. Если в большей степени не согласны, чем согласны – 2 балла. Если полностью не согласны – 1 балл. Далее суммируем баллы.

Утверждения:

1.        Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.

2.        Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребенка.

3.        Родителям следует выполнять все рекомендации и пожелания педагога.

4.        Общение с родителями  приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слушать.

5.        Основная цель общения с родителями – научить их правильно воспитывать детей.

6.        Глубокие знания, умения и навыки ребенка – в большей степени заслуга педагога.

7.        Главное в общении педагога с родителями – показать им значимость дошкольного учреждения в воспитании ребенка.

8.        Общение с родителями прежде всего тяжелый и неблагодарный труд.

9.        Конфликты – не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

10.        Родителям постоянно нужны рекомендации воспитателей, чтобы не допустить ошибок в воспитании детей.

11.        Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном контроле.

12.        Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.

13.        Всегда проще что-то объяснить ребенку, чем родителю.

14.        Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

Результаты:

48 баллов  и выше – выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

47-43 балла – умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

42-38 баллов – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

37 баллов и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

1.        «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями»

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Опросник

1.        Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.        Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3.        Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4.        Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.        Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.        Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.

7.        Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.        Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9.        В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.        Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11.        Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?

12.        Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.        У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14.        Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15.        Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.        Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов

«Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор к тесту В.Ф.Ряховского

30 - 32 очка - Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 - 29 очков - Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 - 24 очков - Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 - 18 очков - у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9 - 13 очков - Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4 - 8 очков - Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее - Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно

Быть успешными в сфере коммуникации помогают....

Раздаточный материал

Алгоритм принятия родителя:

1.        Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.

2.        Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;

3.        На этой основе принять родителя таким, какой он есть.

4.        Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

Какими должны быть правила бесконфликтного общения с родителями?

(знакомлю с известными фразами, отражающими их)

Основополагающие правила общения

·        Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.

·        Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.

·        С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавай ситуацию "один на один". В присутствии других "проблемные" уже не столь проблемны!

·        Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.

·        Уверенность в своих знаниях придает силу.

·        Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.

·        Чем больше "балласта", тем труднее становится общение.

( памятки)

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ПЕДАГОГУ НУЖНО:

1. Не выносить суждений. Избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не проповедовать. Абстрагированные воззвания типа «Ваш родительский долг обязывает…», «Вы как родители должны…» не воспринимаются родителями как важные, потому что эти призывы не ассоциируются с конкретными педагогическими ситуациями.
3. Не поучать. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
4. Не приказывать. Необходимо помнить, что любые слова, которые содержат разного рода обязательства, могут вызвать протест. Общаясь с родителями, следует отказаться от фраз типа «вам обязаны», «вам нужно», «вы должны» и т.п., так как естественной реакцией на эти утверждения могут стать слова родителей: «Я вам ничего не должен. Это мой ребенок, и я буду поступать так, как сочту нужным!»
5. Не угрожать. Педагог не должен забывать, что любая угроза – это признак слабости, а угроза со стороны педагога – это еще и свидетельство педагогической несостоятельности и некомпетентности. Угрозы или ультиматумы со стороны педагога – это провокация конфликта. Фразы, построенные по модели «Если Вы не сделаете того-то и того-то , то…», являются свидетельством неумения педагога аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения с родителями. Угрозы со стороны педагога препятствуют установлению взаимопонимания между семьей и школой.
6. Не ставить «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы педагога должны быть корректны. Категоричные высказывания типа «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас и детского сада.
7. Не выпытывать. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
8. Не разглашать «тайну». Педагог обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
9. Не оправдывать и не оправдываться. Выстраивая свои отношения с родителями, вы должны занимать четко выраженную позицию, не оправдывая отрицательных поступков ребенка и не оправдываясь в своих действиях в рамках педагогического процесса, так как соглашательская позиция педагога может сделать существующую педагогическую проблему менее значимой для родителей.
10. Не провоцировать конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.





                     

   Анкета для родителей

№ п/п

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

1

К какому источнику информации по воспитанию ребёнка вы обращаетесь в первую очередь?

-полагаюсь на себя, семью, свой опыт,

-обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам, дедушкам,

-читаю литературу по вопросам воспитания,

-обращаюсь за советом к педагогам детского сада.

2

Почему вы не обращае- тесь к воспитателю за советом?

-сами справимся,

-неудобно отрывать человека от работы

-испытывают затруднения в общении с педагогом,

-сомневаются в педагоги- ческой компетентности воспитателя,

3

Что такое хороший детский сад?

-это где любят и уважают ребёнка,

-где учат многому,

-куда дети бегут с удовольствием,

-где всегда ждут детей,

-где уважают родителей и детей,

-где хороший коллектив,

-где добрые педагоги.

-где детям всегда хорошо и уютно,

-это дом.

4

Что для вас означает понятие «хороший воспитатель»?

-любит и уважает детей,

-учит детей,

-относится к чужим детям как к своим,

-понимает детей и родителей,

-это терпеливый воспитатель,

-хорошо готовит детей к школе,

-это – мама.

5

Что вы ожидаете от педагога ДОУ?

-ребёнка будут всесторонне развивать на занятиях, праздниках, т.к. дома это невозможно;

-ребёнок научится общаться с другими детьми, т.к. семьи в основном однодетные,

-будут учитываться индии- видуальные особенности ребёнка,

-обеспечат безопасность ребёнка,

-не будут предъявлять к ребёнку необоснованные требования (не бегать, не кричать и т.д.),

-дадут родителям полез- ные и нужные советы, рекомендации,

-будут обращаться за советами к родителям,

-будут общаться с родителями на равных.

6

С чем чаще всего обраща- ются к вам воспитатели?

-за материальной помощью (сдать деньги на что-то),

-за практической помощью (сделать что-то: выпилить, сшить и т.д.),

-чтобы научили детей навыкам самообслужива- ния,

-чтобы детей пораньше забирали,

-чтобы заплатили за детский сад,

-когда ребёнок что-то натворил,

-чтобы позанимались дома с ребёнком,

-чтобы похвалить ребёнка.

-другое:

Спасибо!

Анкета для родителей

№ п/п

Вопрос

1

К какому источнику информации по воспитанию ребёнка вы обращаетесь в первую очередь?

-полагаюсь на себя, семью, свой опыт,

-обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам, дедушкам,

-читаю литературу по вопросам воспитания,

-обращаюсь за советом к педагогам детского сада.

2

Почему вы не обращаетесь к воспитателю за советом?

-сами справимся,

-неудобно отрывать человека от работы

-испытывают затруднения в общении с педагогом,

-сомневаются в педагоги- ческой компетентности воспитателя,

3

Что такое хороший детский сад?

-это где любят и уважают ребёнка,

-где учат многому,

-куда дети бегут с удовольствием,

-где всегда ждут детей,

-где уважают родителей и детей,

-где хороший коллектив,

-где добрые педагоги.

-где детям всегда хорошо и уютно,

-это дом.

4

Что для вас означает понятие «хороший воспитатель»?

-любит и уважает детей,

-учит детей,

-относится к чужим детям как к своим,

-понимает детей и родителей,

-это терпеливый воспитатель,

-хорошо готовит детей к школе,

-это – мама.

5

Что вы ожидаете от педагога ДОУ?

-ребёнка будут всесторонне развивать на занятиях, праздниках, т.к. дома это невозможно;

-ребёнок научится общаться с другими детьми, т.к. семьи в основном однодетные,

-будут учитываться индивидуальные особенности ребёнка,

-обеспечат безопасность ребёнка,

-не будут предъявлять к ребёнку необоснованные требования (не бегать, не кричать и т.д.),

-дадут родителям полезные и нужные советы, рекомендации,

-будут обращаться за советами к родителям,

-будут общаться с родителями на равных.

6

С чем чаще всего обращаются к вам воспитатели?

-за материальной помощью (сдать деньги на что-то),

-за практической помощью (сделать что-то: выпилить, сшить и т.д.),

-чтобы научили детей навыкам самообслуживания,

-чтобы детей пораньше забирали,

-чтобы заплатили за детский сад,

-когда ребёнок что-то натворил,

-чтобы позанимались дома с ребёнком,

-чтобы похвалить ребёнка.

-другое:

 Анкета для родителей

«Эффективность информационно-просветительской работы в ДОУ»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы. Ваши искренние и полные ответы помогут нам изучить проблему и оказать вам действенную помощь.

Вопрос

Из каких источников вы полу- чаете знания о воспитании детей, деятельности дошкольного учреждения:

-из бесед с воспитателями

-педагогической литературы

-радио и телевизионных передач

-информационных стендов ДОУ

Какие формы получения информации для вас наиболее удобны:

-групповые собрания

-личные беседы с воспитателями

-информационные стенды

-другое

На ваш взгляд, полезная ли информация размещается на стендах в нашем детском саду?

-да

-не очень

-бесполезная

Помогает ли она вам в воспитании ребёнка?

-да

-нет

Как часто вы читаете инфор- мацию на стендах в детском саду?

-всегда

-иногда

-никогда

Считаете ли вы необходимой работу педагогов по оформле- нию информационных стендов в д/с?

-да

-нет

Какую информацию вам хотелось бы получать через информационные стенды?

-о рациональном питании

-домашнем досуге

-подготовке к школе

-психологических особенностях детей дошкольного возраста

-методах воспитания

-другое

Ваши замечания и предложения по оформлению информационных стендов в детском саду:

Анкета для родителей

«Эффективность информационно-просветительской работы в ДОУ»

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Из каких источников вы полу- чаете знания о воспитании детей, деятельности дошкольного учреждения:

-из бесед с воспитателями

-педагогической литературы

-радио и телевизионных передач

-информационных стендов ДОУ

Какие формы получения информации для вас наиболее удобны:

-групповые собрания

-личные беседы с воспитателями

-информационные стенды

-другое

На ваш взгляд, полезная ли информация размещается на стендах в нашем детском саду?

-да

-не очень

-бесполезная

Помогает ли она вам в воспитании ребёнка?

-да

-нет

Как часто вы читаете инфор- мацию на стендах в детском саду?

-всегда

-иногда

-никогда

Считаете ли вы необходимой работу педагогов по оформле- нию информационных стендов в д/с?

-да

-нет

Какую информацию вам хотелось бы получать через информационные стенды?

-о рациональном питании

-домашнем досуге

-подготовке к школе

-психологических особенностях детей дошкольного возраста

-методах воспитания

-другое

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович) :

∙        - Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

∙        - Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работ.

∙        - учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.

∙        - Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.

∙        - Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя вовремя общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

∙        - Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой. Вызывает у других стремление общаться с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители  - пример тому. Функции семьи и ДОУ. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями....

Педсовет: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?»

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для...

Педагогический совет «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?» Тема доклада: «Нетрадиционные формы работы с семьей»

В процессе раскрытия темы мы обратимся к терминологии формального и неформального общения. Неформальное – официально не утвержденное и, соответственно, формальное – официально утвержденное, необходимо...

Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

Цель:способствовать формированию у педагогов  потребности  тесного  взаимодействия  с семьями  воспитанников и вовлечения  родителей  в жизнедеятельность ДОУ;соверше...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр»

В ходе педагогического совета рассматривается эффективность общения педагогов с родителями на современном уровне....

Консультация для педагогов «РОДИТЕЛЬ – ЗАКАЗЧИК, СПОНСОР, ПАРТНЕР?»

Цель данной консультации, способствование формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ; совершенствование кач...