Новые формы дошкольного образования Семейный детский сад
статья ( группа) на тему

Матюнина Светлана Анатольевна
Новые формы дошкольного образования
Семейный детский сад
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_i.m.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Новые формы дошкольного образования

Семейный детский сад

Зазинова Л.Д. – заведующая ГОУ

Детского сада комбинированного вида №435

Матюнина С.А.-педагог-психолог ГОУ №435

Горина Е.В. – воспитатель ГОУ №435

Чуманкина И.В. – социальный педагог ГОУ №435

Семейный детский сад является самой «молодой» формой дошкольного образования в столице. Семейный детский сад является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения и организуется на основании Постановления Правительства от 30.10.2007 года № 951-ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада», которое в настоящий момент действует с изменениями от 11 марта 2008г.

        Семейные детские сады организовываются для достижения следующих целей:

  • Предоставляют многодетным родителям возможность трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  • Оказывают материальную поддержку многодетным семьям;
  • Сокращают очередность в детские сады;
  • Значительно меняют менталитет матерей, которые перед началом своей деятельности в качестве воспитателя проходят подготовку, изучают образовательные программы, вместе с детьми посещают ряд занятий непосредственно в детском саду;
  • Дают возможность «домашним» детям получить более полное развитие, так как предусматривают проведение занятий для воспитанников семейных детских садов в помещениях дошкольного образовательного учреждения.

Принципы организации семейных детских садов предполагают тесное сотрудничество семей с ДОУ: детский сад разрабатывает режим дня, различные виды организованной деятельности, которые проводятся дома и в детском саду; предусматривается визит специалистов ДОУ (прежде всего, заведующей и старшего воспитателя ДОУ) на дом.

Структурное подразделение «Семейный детский сад» открылось на базе нашего ГОУ  в ноябре 2008г.  В него вошла многодетная семья Борисовых, воспитывающая пятерых детей, трое из которых – дети дошкольного возраста.

Что такое «Семейный детский сад» ? Как строить работу с мамой, которая вдруг стала воспитателем?  Такого в нашей практике ещё не было,  ведь первые семейные детские сады появились в Москве только в январе 2008г.  

Для начала наши специалисты (социальный педагог, музыкальный руководитель, педагог-психолог и воспитатель по физкультуре) познакомились с семьёй. Семейный детский сад — это многодетная семья, со своим сложившимся укладом, традициями и взглядами на воспитание детей. Кроме того — это разновозрастная группа, работа в которой  должна строиться в соответствии с требованиями ДОУ.  Педагоги выявили ряд особенностей, которые были учтены в дальнейшей работе с семьёй:

  • уровень образованности родителей.  Наши родители имеют высшее образование, но далекое от педагогики. На этой основе мы разработали обучение родителей с целью повышения их компетенции  в вопросах обучения и воспитания детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста. Родителям были предложены консультации по различным темам; специалисты подобрали методическую литературу, помогли освоить приемы и методы работы с детьми и т.д.  
  • индивидуальный уклад семейного быта. Семья проживает за городом, имеет хорошие условия. В доме есть спортивное оборудование, учебная комната, замечательный участок для прогулок. Но пришлось уделить время правильному ходу организации этого уклада в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» .
  • степень овладения ролевой социально - деятельностной позицией родитель — воспитатель — педагог. Маме сложно было принять роль воспитателя. Для этого пришлось неоднократно, но ненавязчиво объяснять все должностные обязанности и правила.
  • наличие или отсутствие дополнительной помощи.  Семья большая, есть бабушка и дедушка, проживающие вместе с семьёй, двое детей – школьники. Нашей задачей было выделить дошкольников как отдельную структуру – с отдельным режимом, с занятиями, прогулками, физическими упражнениями и закаливанием. Поэтому помощь других членов семьи маме неоценима (помощь по хозяйству, забота о старших детях).
  • индивидуальные духовно-нравственные устои семьи. Семья Борисовых православная, верующая, поэтому мы старались корректно объяснять, что образование в нашей стране светское.

Организация работы структурного подразделения строилась в несколько этапов.

Основным и самым сложным этапом работы стало введение в профессию нового педагога.  У нашей мамы образование высшее, но не педагогическое. Мы старались не забывать, что мама остается  хозяйкой  в большой семье. Она не может, да и не должна кардинально перестраивать сложившийся семейный уклад. Все виды организованной деятельности, их последовательность, изменение режима вводились постепенно.

В этот адаптационный период совместно с новым педагогом проводились следующие мероприятия:

  • специалисты ДОУ провели семинар-практикум для мамы «Я – воспитатель»;  консультации педагога-психолога, старшего воспитателя, социального педагога: «Предметно-развивающая среда», «Значение режима дня и питания в жизни дошкольника», «Возрастные особенности детей» и т.д.;
  • самостоятельное изучение учебно-методической литературы и обсуждение со специалистами различных вопросов;
  • посещение мамой-педагогом родительских собраний в ДОУ;
  • общение с педагогами ДОУ, посещение занятий и педагогических советов: мама приобщалась к воспитательно-образовательному процессу, его структуре, овладению методами обучения детей на занятиях и т.д.;
  • организация безопасной среды: на участке около дома, где проживает наша семья, было сделано предложение по ликвидации травмоопасных мест, по выделению зон деятельности детей (игровой, изобразительной деятельности и др.);
  • привлечение детей семейного детского сада к участию в общих мероприятиях ДОУ: дети принимали участие в праздниках и досугах учреждения («Новый год», «Мама, папа, я – спортивная семья» и др.);
  • посещение семейного детского сада специалистами ДОУ.

Маме-педагогу  предоставили полный комплект методических разработок по ведению занятий и рекомендаций по организации развивающей среды. Педагог семейного детского сада пользовалась апробированными разработками, последовательно выполняя методические рекомендации. Только после года практики мама-воспитатель смогла творчески, под руководством педагогов, составлять собственные занятия.

Педагоги дошкольного учреждения по мере необходимости консультируют нового сотрудника, помогают создавать базу дидактических пособий, привлекают к дружескому общению. Такой подход стимулирует у мамы-педагога потребность в совершенствовании педагогических знаний и умений, формирует новые виды педагогического сотрудничества. Мама с удовольствием  приводит детей на занятия в детский сад и сама учится приёмам и методам подачи знаний в разных по возрасту группах.

Постепенно в процессе совместной работы сложились профессионально-доверительные,  дружеские отношения. Мама-педагог начала увереннее себя чувствовать в коллективе коллег. Она успешно осваивается в новой роли воспитателя и охотно участвует в мероприятиях нашего детского сада.  В 2009-2010 учебном году семья Борисовых участвовала в проекте, посвященном 65-летию  Великой Победы. Дети, под руководством мамы-воспитателя, изучали историю страны в доступной им форме. К этой работе было привлечено и старшее поколение этой семьи. Бабушка и дедушка рассказали детям о войне, показали фотографии. Дети с родителями ходили на экскурсию в музей танков. Итогом этой работы стало создание «Книги памяти семьи Борисовых», куда вошли фотографии, рисунки детей, их рассказы о боевом прошлом дедушки и бабушки. Структурное подразделение «Семейный детский сад» принимало участие в семейном проекте «Родословная моей семьи». Дети изучали историю своей семьи. Итогом стало создание герба семьи.  

А в октябре 2010 г. в нашем ГОУ появился ещё один семейный детский сад. И теперь наши мамы-воспитатели, да и специалисты ДОУ, охотно делятся своим опытом по организации и работе «Семейного детского сада» на различных семинарах и круглых столах. В декабре 2010 года наше подразделение «Семейный детский сад» представил опыт работы - мастер-класс «Эстетическое развитие детей структурного подразделения «Семейный детский сад» через изучение русского фольклора «Ищи секреты в народном творчестве».

Дети и педагоги СП «Семейный детский сад» принимали участие: в научно-практической конференции «Формирование педагогической культуры родителей в различных формах детско-взрослой общности» (представляли свой опыт работы в структурном подразделении «Семейный детский сад»); круглом столе участников пилотного проекта ЮНЕСКО «Организация воспитательного процесса в структурном подразделении «Семейный детский сад»; делились опытом «Особенности работы по организации домашнего чтения» на круглом столе «Роль и значение книги, прежде всего православной, в формировании духовно-нравственного начала дошкольника» в дискуссионном клубе сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений САО.

Дети и родители с удовольствием принимают участие и в различных мероприятиях, проводимых  в нашем ГОУ Детский сад комбинированного вида №435. Это, прежде всего, содержательные утренники по временам года, это музыкальные и спортивные досуги. Кроме того, были интересные экскурсии в библиотеку, в военный музей в школе, посещение музея танков, участие в конкурсах рисунков и поделок, и, конечно, победы в спортивных соревнованиях. И мы надеемся, что наш опыт работы будет полезен всем – и родителям, и педагогам.

Сентябрь 2011г.

Приложение 1

Примерное планирование консультаций и бесед с родителем-воспитателем структурного подразделения «Семейный детский сад»

Тематика консультаций и бесед

Ответственный

Сроки

Семинар-практикум «Я – воспитатель»

Старший воспитатель

Сентябрь

Ознакомление с целями и задачами домашнего детского сада.

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Сентябрь

Ознакомление с программно-методической базой.

Старший воспитатель, педагог-психолог

Сентябрь

Знакомство с организацией учебно-воспитательной деятельности.

Старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра

Сентябрь

Организация предметно-развивающей среды в условиях квартиры

Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель

Сентябрь-октябрь

Планирование учебно-воспитательной работы

Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель

В течение года

Методы диагностики уровня развития детей в соответствии с требованиями программы

Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель

Октябрь

Консультации специалистов по вопросам планирования различных видов организованной деятельности

Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель

В течение года

Оздоровительная работа

Старший воспитатель, воспитатель по физкультуре

В течение года

Подготовка к участию в проведении утренников и развлечений

Старший воспитатель, специалисты

В течение года

Организация питания в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Заведующий ДОУ,

старшая медсестра

В течение года

Контроль учебно-воспитательной работы

Старший воспитатель,

специалисты ДОУ

В течение года

Приложение 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ

Двигательный режим — это запланированная в течение дня и недели деятельность детей под руководством взрослых в сочетании с самостоятельной двигательной деятельностью детей. Двигательный режим разрабатывается в двух видах: как микроцикл двигательной деятельности и как макроцикл двигательной деятельности.

Микроцикл — это обязательная двигательная деятельность детей в течение дня, а макроцикл — в течение недели.

Микроцикл составляется подобно режиму дня и может в принципе соединяться с ним. Макроцикл представляет собой план-схему физкультурных занятий, которая облегчается планированием физкультурных мероприятий.

При организации двигательного режима детей семейной группы следует ориентироваться на возраст детей. Для младшей подгруппы детей (от 3 до 4 лет) количество движений в сутки составляет 6000—7000. Для детей средней подгруппы (4—5 лет) это количество составляет 8000—9000. И наконец, старшие дети (6—7 лет) должны совершать в сутки не менее 10 000, но не более 12 000 движений. Из этого количества движений не мене 70% дети должны совершать во время пребывания в детском саду.

Совершаемое ежедневно количество движений должно стать для педагогического коллектива семейной группы отправной точкой для разработки двигательного режима.

Большая часть движений должна приходиться на утро и первую половину дня. Чтобы профессионально отрегулировать двигательный режим, необходимо вначале в течение 10 дней определить двигательную активность каждого ребенка возрастной подгруппы (вычислив средние значения), а также среднюю двигательную активность каждой возрастной подгруппы детей. С этой целью используются разного вида шагомеры.

Во время проведения срезов необходимо особо тщательно выполнять все мероприятия, предписанные режимом дня детей и календарным планом воспитательной работы. Основная цель подобного исследования — обнаружение перегрузки или недогрузки детей движениями и внесение соответствующих корректив в микро- и макроцикл двигательной деятельности детей.

Схема микроцикла двигательной деятельности детей семейной группы

Двигательная деятельность

Продолжительность

деятельность

по возрастным подгруппам

младшая    |    средняя     |    старшая

Утренняя гимнастика

20-25 мин

20—25 мин     | 20—25 мин

Двигательная пауза на занятиях или между ними

2--3 мин

2—3мин.   |3-4мин.     2-3 мин                  

Физкультурное/музыкальное занятие,   организованная   на прогулке физк. деятельность

10-20 мин

15—25 мин

20-50 мин

Прогулка,  создание условий для  самостоятельной  двигательной деятельности

1,2ч

1,5ч

Гимнастика после дневного сна

6—8 мин

8- 10 мин

10- 15 мин  

Вечерняя прогулка, создание условий для самостоятельной двигательной деятельности

30-40 мин

35—45 мин

45-60 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Внедрение новых форм музыкального образования в детском саду»

В условиях информационного общества особенно остро стоит вопрос о духовном, нравственном и эмоциональном аспектах воспитания подрастающего поколения. Как вырастить человека, а не робота;  как при...

Семейный детский сад- новая форма дошкольного образования.

Эссе о специфике работы семейного детского сада....

Новые формы дошкольного образования

Реализация новых форм дошкольного образования.Стажировочные площадкиРеализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие...

Реализация новых форм дошкольного образования. Стажировочная площадка "Мой садик дома"

Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование»)Приказ ДО г.Москвы о...

Реализация новых форм дошкольного образования. Стажировочная площадка "Ребёнок и мир: формирование безопасного поведения"

Стажировочные площадкиРеализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование...

Новые формы дошкольного образования. Группа кратковременного пребывания (ГКП)

Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование»)Приказ ДО г.Москвы о...

Аналитическая справка об участии в реализации вариативных форм дошкольного образования (семейные группы, консультационные центры для родителей )

Аналитическая справка об участии в реализации вариативных форм дошкольного образования (семейные группы, консультационные центры для родителей ) для аттестации на категорию...